Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия советского периода




После Октябрьской революции 1917 года в России некоторое время сохранялся плюрализм философских течений и школ. Однако философский плюрализм продлился недолго. Советская власть стремилась установить идеологическую монопо­лию марксизма во всех сферах социально – гуманитарного знания, в том числе и в философии. Господствующей идеологией во всех гуманитарных дисциплинах, в том числе и в философии, становится марксизм в его ленинской интерпретации. Для утверждения философских идей марксизма в 20-х годах проводились широкие философские дискуссии. С начала 30 – х годов ХХ в. начинается сталинский период в советской философии. Творческие поиски в философии стали опасны, поскольку на передний план была выдвинута «партийная линия» в философии и философам фактически предписывалось комментировать поли­тические лозунги. После выхода в 1938 году известной работы Сталина учебника «История ВКП (б). Краткий курс» помещенный ней параграф «О диалектическом и историческом ма­териализме» был объявлен вскоре «вершиной» марксистской философии, основой «партийной линии» в философии.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975). Соз­данная им философия диалогизма строилась на интерпретации творчества Достоевского. Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершен­ности, свободной открытости, “вненаходимости” человека — человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Бахтин представлял человека в новом измерении - в его неза­вершенности и открытости миру, а, следовательно, и незавершенности мира. “Ничего окончательного в мире еще не про­изошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди”, - таков опти­мистический итог философии диалогизма.

Расцвет советской философии. После осуждения на XX съезде КПСС (1956) культа личности Сталина круг философских исследований существенно расширился, ранее запретные те­мы стали предметом научной разработки, возрос интерес к современной запад­ной философии. Философская мысль постепенно выходит за узкие рамки “Краткого курса”. Начинается ана­лиз проблем методологии научного познания, философской антро­пологии, истории мировой и русской философии, концепции дея­тельности в гносеологии и т.д. На рубеже 50-60-х годов от философии отделяется психология как самостоятельная научная дисциплина, приобретают большую самостоятельность этика и эстетика, формируются новые дисциплины - аксиология и социология. Среди советских философов складываются различные направления по инте­ресам, в частности, по дальнейшему развитию проблем взаимосвязи философии и естествознания, классификации наук, логики научного исследования, диалектики. В частности, идеи последнего направления отражены в серии выпусков “Проблемы диалектики” Проблемного совета по материалистической диалектике, в пяти­томной работе “Материалистическая диалектика”, в книгах “Диа­лектика материального мира”, “Диалектика познания”, “Диалек­тика общественного развития” (70-80-е годы). Среди наиболее ярких, оригинальных и самостоятельных мыслителей-марксистов советского периода следует выделить Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979), одного из представителей материалистической диалектики. В его философских исследованиях важное место занимает проблема идеального. В 1962г. во втором томе «Философской эн­циклопедии» была опубликована его фундаментальная статья «Иде­альное» — безусловно, одна из самых ярких и оригинальных работ в истории советской философии вообще.

В целом ряде работ, таких как «Гегель и отчуждение», «Что же такое личность?», «Космология духа» и других, он последовательно отстаивал тезис о том, что отчуждение по-прежнему сохраняет всю остроту и в социалистических странах, установивших общегосударственную форму собственности на средства производства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1015 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.