Для выполнения заданных объемов работ в г. Североморске создается:
Военно – морское строительное управление «Северовоенморстрой» (ВМСУ СВМС).
В его состав входит пять Строительных Управлений:
1. Североморское, Ростинское, Полярнинское, Иоканьгское строительные управления и Архангельский строительный отдел (для работ на Новой Земле). Каждое из них имело политические отделы, подчиненные политотделу СВМС.
2 Специализированные Управления: - Гидротехнических, Сантехнических Электротехнических, Механизации строительных работ, Морского и автомобильного транспорта. В каждом – зам. начальника управления по политчасти, инженерные, хозяйственные, транспортные и другие строительные подразделения.
3 Стройпромбаза СВМС: – завод по ремонту строительных машин и механизмов, заводы по производству кирпича, цемента, железобетонных изделий.
Да и в самом управлении СВМС были крупные отделы: политический с типографией, инженерный, снабжения, кадров, отдел войск и другие.
4. Кроме нескольких тысяч ИТР и служащих, только строительные бригады и отдельные батальоны насчитывали более 50000 человек солдат, работающих на объектах. Возможно читатель заскучал от перечисления подразделений, названий, цифр. Я хотел ознакомить с той организацией и с теми объемами, масштабами, с которыми я столкнулся в своей работе. Получив назначение на должность помощника начальника политотдела Североморстроя по комсомольской работе, а затем и старшим инструктором по орг. парт работе на штатную должность подполковника (находясь в звании капитана), я понимал предстоящий огромный объем работ. Это и радовало, и вызывало гордость и, не меньше, пугало. Справлюсь ли? Но «взявшись за гуж – не говори, что не дюж».
На базе создаваемого «Северовоенморстроя» (СВМС) смело можно было развернуть полнокровную общевойсковую или военно-инженерную армию в составе трех корпусов или 9-10 дивизий по штатам военного времени. Руководили этой организацией талантливые руководители и специалисты своего дела.
Начальник СВМС – генерал-майор инженер Власов Иван Федорович, он же одновременно, заместитель начальника Военно-морского главка ВМФ СССР по строительству.
Начальник политотдела – полковник Луганский Степан Андреевич, талантливый политработник, ученик и бывший заместитель у М.М. Кагановича.
Главный инженер СВМС – Лившиц Борис Лазаревич – симпатичный, исключительно интеллигентный, культурный, грамотный и вежливый инженер-полковник.
Наш политотдел тоже был укомплектован опытными и грамотными политработниками.
Они на фото. Слева на право. Сидят: зам.начальника ПО - полковник Бандурка П.Т., машинистка Тоня Жаркова, уходящий в запас В.Л. Руденко, машинистка Аня Волкова, Начальник политотдела СВМС –полковник Луганский С.А..
Стоят: секретарь редакции газеты» Строитель» ст. л-т Гадалев Ю.В., пропагандист подполковник Меркулов Г.М., зав секретным делопроизводством мичман Крылов П.Д. Пом. нач.ПО по комсомольской работе капитан Рязанцев Н.Т., редактор газеты «Строитель» майор Сорокалет А.В., секретарь парткомиссии - полковник Капустин А.С, лектор Томаровский И.И, старший инструктор по культ – массовой работе - майор Голубев В.К. пропагандисты – кап.-лейтенант Зорин Л.М., майор Липин П.А. зав. партучетом лейтенант Гладков Э.В.
Это был сильный коллектив, способный успешно организовать партийно-политическую работу среди большого коллектива строителей, опираясь на работу нижестоящих политотделов и заместителей начальников управлений по политчасти, на работу всех партийных и комсомольских организаций. Времени для развертывания работы строительных организаций на огромном пространстве океанского побережья давалось очень мало. Поэтому кроме сил и средств Северного флота, в эту работу были включены сотни, а может быть и тысячи предприятий страны. По морю и по железным дорогам шли беспрерывным потоком караваны кораблей и железнодорожных эшелонов с людьми, техникой, грузами, строительными материалами, палатками и продовольствием. Все это нужно было встретить, организовать выгрузку и размещение. Людей укрыть, накормить, распределить по объектам. Эта круглосуточная круговерть продолжалась месяца четыре. Работники политотдела кроме своей основной работы, занимались встречей, распределением и размещением прибывающих офицеров и их семей. Большинство прибывших с семьями. Достаточно сказать, что из Москвы в Мурманск прибыл эшелон только для Североморска в 900 офицерских семей с детьми и стариками. Куда их размещать? Никаких помещений нет, на снегу не оставишь. Пришлось связываться с Москвой, и упрашивать чтобы разрешили задержать вагоны с людьми на несколько дней, пока не установим для них палатки, также прибывшие с этим эшелоном. Суток через трое, на ровной площадке за г. Североморском был установлен палаточный городок, оборудованный буржуйками, полы палаток закрыты брезентом, без кроватей и нар, некоторые палатки оказались летними. Поставили передвижные электростанции и установили наружное освещение городка, подвезли топливо, воду, продукты, соорудили туалеты. Вот в этот, по северному «комфортабельный» городок, мы и разместили москвичей. Мы ожидали прибытия большого количества офицеров строителей, но не могли предположить, что они сразу прибудут с семьями. Ведь местные власти, и прежде всего военкоматы знали куда направляли людей. Знали, что отправляют на голое, скальное и ледяное поле Севера, где не только жилья, даже кустика не найдешь, чтобы укрыться от пронизывающей стужи. Оказалось, что абсолютное большинство прибывших офицеров и в Москве не имели своего жилья. Их уволили из армии 5-6 месяцев назад, по Хрущевскому сокращению Вооруженных сил (на 1 млн.200 тыс. человек), и снова призвали в армию, для работы на севере. Так что им негде было оставлять свои семьи и в Москве. А местным властям появилась возможность избавиться от них, как от претендентов на жилье.
Среди призванных были и крупные руководители: начальники стройтрестов, специализированных управлений и организаций, хотя в запасе у них были первичные офицерские звания, полученные после окончания институтов. Так нашим крупнейшим Санитарно-техническим управлением руководил инженер-лейтенант Берштейн, занимая штатную должность полковника и имея в подчинении десятки подполковников и майоров. По прибытию эшелонов и морских транспортов, инженерно-технический персонал, техника, строительные батальоны и роты сразу направлялись в районы будущих работ и сразу приступали не только к благоустройству жилья, но и подготовке фронта строительных работ. Туда же отправлялись и многие из нас для оказания помощи и организации ППР на месте, в оказании помощи создающимся политотделам и прибывающим новым политработникам.
Постепенно уходила в прошлое организационная неразбериха, коллективы строителей входили в ритм производственной деятельности довольно быстро. Пошла нормальная работа большого коллектива людей нашего СВМС по строительству ракетных баз, пусковых и испытательных объектов на необъятной площади Севера. Темпы работ с каждым днем нарастали, соответственно и темпы наших командировок и их продолжительность увеличивалась.