Рисунок 25а | Рисунок 25b |
Рисунок 26а | Рисунок 26b |
Рисунок 27а | Рисунок 27b |
Рисунок 28а | Рисунок 28b |
Противоположные друг другу кривые (рис. 28а и 28b) обладают по сравнению с кривыми на рис. 25 – 27 одной особенностью. Они зрительно не однонаправлены, т.е. не являются просто проходящими. Кажется, что они распадаются на части, хотя они представляют собой одну связную кривую. Треугольной форме, которая находится внутри овала с рис. 28b соответствует комплементарная форма, которая трехкратно пересекает удаленную прямую и обладает тремя касательными к точкам перегиба и «внутренним» овалом.
Подобный способ рассмотрения демонстрирует, что то, что зрительно представляется пространственно разделенным, может однако, составлять единое целое. Таким образом, проективная геометрия дает мыслеформы, которые непосредственно применимы к принципам функционального членения и закономерностям в эмбриологии и физиологии. Дело в том, что в этих областях неоспоримым фактом является например, то обстоятельство, что железа как орган и ее секрет как действующее вещество составляют в функциональном отношении единое целое. И даже более того. Герман Поппельбаум еще в 1952 году построил на этом факте рассуждения, которые и по сей день вдохновляют биологию и медицину[68]. «В отличие от обычного пространства, в определенной степени инертного и равнодушно простирающегося в разные стороны, пространство эфирных (образующих) сил дифференцированно и конфигурировано. В результате этого вещества, которые «оказываются в его пределах» приобретают различное значение, в зависимости от того, где они в данный момент находятся. Этим упраздняется постулат о тождестве частиц, который для вульгарного представления о материи является чем-то самоочевидным. Вещество является тем, чем оно является, только в связи с местом, которое оно занимает в данное время.... Рассмотрим к примеру клетку печени: она образует гликоген из сахара и наоборот, производит из аминокислот и аммиака мочевину и мочевую кислоту, разрушает гемоглобин, синтезирует желчные кислоты, способна задерживать или обезвреживать попавшие в организм яды и т.д. В одной клетке, размеры которой сравнимы с сотой долей булавочной головки, протекают десять, а может, и более химических процессов, причем в одно и то же время. При этом клетка продолжает существовать, несмотря на все это оживленное движение. Это возможно лишь благодаря тому, что существование клетки поддерживается не изнутри клетки, а за счет сил ее окружения. Рудольф Штайнер выразил это следующим образом: в одной единственной клетке действует вся Вселенная.
Взаимосвязь многочисленных противоположных процессов, протекающих в крошечном пространстве, можно понять лишь в том случае, если учитывать, что внутреннее содержание клетки находится в «противопространстве», которое так же бесконечно, как и окружающее клетку тривиальное пространство.
Вышеупомянутые исследования Адамса [69] и Лохера о пространстве формирующих сил позволяют также мысленно представить многочисленные и дифференцированные взаимосвязи между органами одного организм. При этом более тесно связанные между собой органы вовсе не обязательно находятся по соседству. Они в некотором смысле «соседи по противопространству», как, например, почки и глаза, толстый кишечник и передний мозг. Они являются «эфирными соседями». Из патологии широко известны случаи поражения одним и тем же болезнетворным импульсом удаленных друг от друга органов, в то время как анатомическое пространство между ними остается нетронутым».