Героический род завершает собой развитие родовой организации в рамках первобытно-общинной формации. Родовой строй проходит стадию матриархата, переходную стадию от матриархата к патриархату и стадию патриархата. Героический космос завершает собой телесное и духовное развертывание истории и логики развития рода. Наличие исторических стадий родового строя, структурное и функциональное сходство индийского и китайского космосов позволяют судить об общих закономерностях развития предфилософского сознания древних индийцев и китайцев в эпоху родовой формации.
Во-первых, в условиях биосоциального тождества природы и рода самосознание древних индийцев и китайцев конструируется по типу родовых субстанционально-генетических связей и замыкается под образами первопредков на тело природы и рода и их естественные циклы. Вследствие этого субъектно-объектные отношения в сознании не дифференцируются: род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Посутидела целеположенного процесса объективизации здесь нет, род изначально един с природой. Такое соотношение природы, человека и сознания в первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы (веданта, миманса, даосизм, конфуцианство). Подобную параллель можно провести и с греческой предфилософией и философией [53 ].
Во-вторых, движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания выступает род. Объективное развитие рода, его биосоциальные горизонтальные и вертикальные изменения становятся системообразующим принципом построения природного мироздания и фиксируемого в нем и отраженного в духе родового сознания. Точечно-линейные (спиральные), плоскостные (округлые, квадратные), объемные
[79]
(шарообразные, кубические) структуры и их пространственно-временные свойства передаются идеями сознания, отчего все оно пропитывается чувственными измерениями и интуициями. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем появляется в философских учениях. Аналогия индийского и китайского космосов говорит об общих законах развития.формальной и содержательной сторон предфилософского (родового) сознания индийцев и китайцев.
В-третьих, на заключительных этапах развития родовой организации у древних индийцев и китайцев складывается сходная гносео-онтологическая структура предфилософского сознания. Телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии – в философской антропологии, социологии, космологии и гносеологии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания – мифа, ритуала или табу в качестве исходной основы и философского направления, тип философствующего мудреца и характер применения диалектики мышления. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство – ритуал, легизм – табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса – ритуал; у греков элейцы избирают миф, пифагорейцы – ритуал и т. д. Такой выбор диктуется не произволом мудреца-философа, хотя он на этом может и настаивать в своей свободной любви к мудрости, а социальными условиями и классовыми интересами философа.
Несомненно, что индийская и китайская предфилософия в рамках рода имеет и свою специфику. Она складывается из общего культурного фона жизни индийского и китайского родов и различия в языках. Однако в целом она только конкретизирует в мировоззрении общие закономерности формационного способа общения людей.
[80]
********************************************************************
Рецензенты: доктор философских наук Н.П Аникеев, доктор философских наук, профессор Н.Г.Сенин
Лукьянов А.Е.
Л 84 Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).–Издание 2-е, исправленное и дополненное – М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с. I8ВN 5-85840-256-9
Книга посвящена анализу первой философии – ее становлению и развитию на примере Китая и Индии в свете современных запросов историко-философской науки. На материале оригинальных текстов в книге прослеживаются мировоззренческие связи философии с предфилософией, делается исследовательская попытка обнаружения общих и специфических сторон первой философии индийцев и китайцев.
Для широкого круга читателей – студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, всех интересующихся вопросами развития древней философии.