Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тождество идеи и языкового знака с природной вещью и телом рода определяет существенные характеристики сознания и языка




Во-первых, сознание и язык насквозь пронизаны телесной природно-родовой пластикой. Как бы мы тому ни удивлялись, языковой знак и идея сознания воспринимаются родовым человеком как вещь-первопредок. Сознание и язык приводятся в движение природно-родовыми циклами и текут в генетических связях вещей от одной сферы к другой, от одного первопредка к другому. О тождестве процессов сознания с движением вещей в циклах природы говорит “И цзин”: “Мудрец сказал: Поднебесная как мыслит, как думает? Поднебесная приходит к одному и тому же, но разными путями (дорогами). Единство достигается множеством разномнений”. Поднебесная как мыслит, как думает? Солнце уходит – Луна приходит, Луна уходит – Солнце приходит. Солнце и Луна друге другом чередуются и просветленность (свет – ум, понимание) рождается при этом. Холод уходит - тепло приходит, тепло уходит – холод приходит. Холод и тепло друг с другом чередуются и годы вершатся при этом. Уход – свертывание, приход – выпрямление” [5, Сицы, ся, 5 ].

Рожденный Солнцем и Луной (мужской и женской противоположностями) разум - идеальная для современного человека сущность, понимается здесь не иначе, как вещь, легкая, прозрачная, светящаяся или светлая, но все-таки вещь “свет” мин. У индийцев световая аналогия разума представлена в теле Пуруши: “Этот Пуруша, кто состоит из разума, по природе есть свет, (он) находится в сердце подобно зерну риса или ячменя. Он повелитель всего, глава всего и правит всем, что существует” [91, 2941. Этим “светом-разумением” передается вообще телесное конструирование и понимание категорий сознания древним индийцем и древним китайцем. Конечно, в таком телесном пони

[32]

мании категорий – показатель неразвитости сознания. В замкнутости процессов сознания на циклы природы – показатель неразвитости социальной практики. Однако иного в родовую эпоху не могло быть ни в Индии, ни в Китае. В нерефлективном отождествлении идеи родовой жизни и вещи работает первобытная интуиция сознания, сводящая сознание и язык человека к эстетически чувственному феномену и его природной функции, а поведение человека – к подражанию природной вещи.

Во-вторых, тождество идеи и вещи и замкнутость сознания на циклы природы определяют его мировоззренческую форму. Она представляет собой круг, который в исторической динамике общества и все большего выделения его из природы развертывается в спираль. Каждая точка этого круга содержит в себе все концы и начала мирового материального (движения вещей) и духовного (движение идей) процессов и, следовательно, может служить субстанциально-генетическим началом любого мировоззренческого построения. Все это определяет одну из сторон стиля предфилософского и раннефилософского сознания индийцев и китайцев:

а) предфилософскому рассуждению безразлично, с чего начинаться – с мирового созвездия или кончика осенней паутинки. В силу принципа совпадения микро- и макрокосма оно развертывается непосредственно на теле всей природы или на отдельной вещи, будьте неорганический предмет или живое существо. Так, например, у индийцев мировоззренческая сущность речи выражается на образе молочной коровы, которая есть одновременно природа (зооморфное существо) и род (мать, отец и дети). Она же есть сознание (мысль), символизируемое ее потомством, и она же кормилица всех далеких и близких поколений: первопредков-богов, предков (старших) и людей (младших). Через живительные восклицания речь вливается в первопредков и человека, оживотворяя их своим словом: “Речь должно почитать, как дойную корову. У нее четыре соска: восклицания “сваха”, “вашат”, “ханта”, “свадха”. От двух се сосков живут боги – от восклицаний “сваха” и “вашат”, от восклицания “ханта” – люди, от восклицания “свадха” – предки. Дыхание ее – бык, мысль – теленок” (17, 187 ]. У древних китайцев примерами построения системы мира и сознания на органической основе живых существ могут служить птица Феникс и панцирь черепахи [10,8; 5, Сицы, шан,11 ];

Б) пластический характер родового сознания имплицирует развитие предфилософского и раннефилософского сознания по законам художественного творчества. Мудрец выступает архитектором природного, человеческого и духовного мироздания,

[33]

где архетипом избирается природная вещь (древнеиндийская и древнекитайская зоо- и антропокосмогония). Тем самым древнеиндийская и древнекитайская предфилософия и философия принимают вид искусства (см.: 31 1.

В-третьих, система генетической связи индийских и китайских первопредков как система понятий, вписанных в тело природы и рода, закладывает принципы построения древнеиндийского и древнекитайского философского текста и системы категорий философского сознания.

В-четвертых, циклическое развертывание из первоначала к свертывание в него природно-родовой жизни в философском сознании трансформируется в диалектику единого и многого. Структурное построение родового понятия по принципу дуальной связи мужского и женского начал переходит в диалектику построения философских категорий.

В-пятых, в системе тождества природы и рода активной стороной является род: исторические структурно-функциональные изменения рода меняют и мировоззренческую картину самоотражения человека в зеркале природы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОДА И РОДОВОГО СОЗНАНИЯ. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА “ПЯТИЧАСТНОГО КРЕСТА”

Древнеиндийский и древнекитайский род не стоит на месте он исторически подвижен. Наступает период, когда родовая организация переходит к производящему хозяйству – земледелия и скотоводству. Природно-родовую производящую способность человек начинает активно стимулировать в природе. Он получа ет дополнительные средства к жизни, что в свою очередь стимулирует производящую способность внутри рода. Род значительно укрупняется, перерастает оптимальные размеры и переходит биосоциальной горизонтальной и вертикальной дифференциации. В горизонтальном плане род сегментируется на дочерни родовые группы. Естественной пространственной основой такого деления была ориентация выделяющихся родовых групп по четырем сторонам света и центру. Процесс горизонтальной дифференциации гана-готры (родового общества) у индийцев отражены в обряде сомаяга: “Он демонстрирует, как при содействии пяти божеств – Патхья-Свасти, Агни, Сомы, Савиты и Адити – был впервые принято решение о разделении (прайянийешти). Центральная роль в этом обряде отведена богине, древней праматери

[34]

Адити... В ритуальной церемонии эти божества идут во время шествия по четырем сторонам, тогда как Адити – родоначальница и вождь – в центре” 26, 901. В результате первопредки территориально разводят свои родовые группы по системе пятичастного креста.

Вместе с горизонтальной дифференциацией рода происходят другие важные изменения в социальной действительности и сознании древних индийцев и китайцев. В области сознания наблюдаются явления анимизма и антропоморфизма, а в социальной действительности – наступление патриархата.

Анимизм и антропоморфизм. Начало производящего хозяйства означает овладение человеком механизмами и идеей производства вещей 152, 13–17]. Аналогично тому, как в процессе спонтанного природного рождения вещей он выделяет посредством своей активной деятельности процесс творения вещей, в сознании в сплошном круговом потоке идеи рождения он выделяет идею творения (у китайцев шэн и цзо, у индийцев это видно из разделения процессов, называемых кама – рождение человека и артха – производство благ). Последняя требует новой материальной основы для собственной фиксации. Идея творения вещей не может фиксироваться только в материале природы, ведь ею теперь владеет и человек. Но она не может быть полностью перенесенной и область субъективного человеческого мышления, так как практика творения сводится по-преимуществу только к активной стимуляции объективной животворящей способности природы. Человек находит среднее между телесной и мыслительной сущностью. Это среднее – дух: он и материален, поскольку представляет собой тело, и настолько же идеален, поскольку он есть насквозь человеческое мышление и сознание,

[35]

объективен и субъективен. Образование в мировозрении духовной области (анимизм) представляется как снятие (буквально “слетание”) с природы и рода понятийных образов первопредков и перенение их на духовную основу (шэнь у китайцев). Здесь они предстают в духовной “летающей” сущности как живые существа и человек, как тело и идея, как ощущающее и мыслящее, как рождающее и производящее. Появлятся дух-первопредок шэнь-ди, дух-человек шэнь-жэнь и дух-вещь шэнь-у [55, 22.

При снятии и перенесении идей сознания под видом первопредка в сферу духа обнажается действительный облик природы и рода, как они есть сами по себе, без всякой идейно-образной косметики родового мировоззрения. Здесь открывается новое поле для деятельности сознания и языка древних индийцев и китайцев. Но, конечно, природа и род здесь традиционно осмысляютса и именуются в контексте родовой жизни и продолжают пониматься как те же первопредки. Однако это осмысление и именование в сфере духа развертывается на базе родовой производств венной деятельности человека: природа получает вторые наименования тех стихий, с материалом которых человек имеет дело в своей повседневной практике (например, Дерево– Огонь– Земля–Металл–Вода), а род – наименование тех категорий, которые отражают его новые социальные формирования. В частности, совокупность родов называется “царством”.

Таким образом, в духовной области образуются две понятийные системы из равного количества телесных образов и имен первопредков. Одна состоит из образов и имен материальных стихий, другая – из образов и имен живых существ. Первая символизирует производственно-техническую сторону жизни природы и человека, покоящуюся на их активной взаимосвязи вторая – спонтанно-генетическую, покоящуюся на органической порождающей способности человека и природы.

Производящее хозяйство наряду с анимизмом дает эффект антропоморфизма – стихийному и животному образам первопредков придаются антропоморфные черты: а) первопредок-стихия принимает вид технически обработанной человеком материальной стихии – сырья-материи. Здесь закладываются мировоззренческие основания технического творения первопредков-идей (“выковывание” первопредков Праджапати), значит, и формирования системы категорий по разумному устройству и осмыслению мира через человеческую практику; и первопредок-животное принимает образ человека. Здесь закладываются основания генетического творения первопредков-идей при активном участии человека и, следовательно, генетического

[36]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.