Изучение российской истории последних лет осложнено тем, что многие события сохранили свою актуальность, по-прежнему волнуют политиков и рядовых граждан — их участников. Часто на позицию исследователей влияют различные идеологические и политические пристрастия. Вместе с тем, со времени превращения Российской Федерации в самостоятельное суверенное государство прошла целая историческая эпоха.
По своему драматизму и насыщенности событиями прошедшие два десятилетия вполне сопоставимы с другими переломными моментами отечественной истории, такими как нэп или сталинская реконструкция страны в 1930-е гг. Важнейшие параметры современной эпохи нуждаются в строгом научном анализе. Изучение исторического наследия, с которым Российская Федерация вступила в новое тысячелетие, должно помочь живущим ныне поколениям при определении их завтрашней судьбы.
Первое, с чем столкнулось либеральное российское руководство после развала СССР, стал вопрос о власти — точнее, о перераспределении полномочий центра между бывшими союзными республиками. Российскому руководству пришлось решать принципиальные вопросы внешнего долга, правопреемственности в международных организациях, раздела бывшей союзной собственности, контроля за ядерным оружием и другие непростые проблемы. Их решение осложнялось внутриполитическими проблемами. Во многом эти проблемы обострились в результате проводимого курса на рыночные реформы.
Следует помнить, что в этот период реформы приветствовались большинством населения и политических сил. Вместе с тем, сопровождавшие их безработица, дороговизна, инфляция, падение жизненного уровня подавляющего большинства граждан вызывали в обществе социальную напряженность. Накапливаясь, проблемы вели к росту стачечной активности, усилению оппозиции, расколу реформаторов на радикалов и более умеренных, развалу некогда внешне монолитной ельцинской команды единомышленников, добившихся победы в августе 1991 г. над ГКЧП и КПСС, другим важным переменам в политическом климате в стране.
На роль оппозиции ельцинскому курсу реформ претендовали, разнородные силы. Во главе их не могла стать прежняя КПСС. Она была не только запрещена, но и распалась на многочисленные соперничавшие друг с другом группировки. Первоначально роль их объединителя играла так называемая Российская коммунистическая рабочая партия во главе с В. Тюлькиным и В. Ампиловым. Она возникла на базе так называемой «ленинградской платформы в КПСС», социальную опору которой составляли рядовые коммунисты, недовольные политикой горбачевской перестройки и рыночными реформами.
Позже начал действовать оргкомитет по восстановлению КП РСФСР во главе с В. Купцовым. Его возглавили официальные руководители коммунистов России, представители партийной номенклатуры, в основном выдвинувшейся в годы перестройки. Бывшие лидеры КП РСФСР сразу начали действовать в рамках нового правового поля и обратились в январе 1992 года в Конституционный суд с просьбой отменить указы президента по запрету партии.
Конституционный суд принял компромиссное решение. С одной стороны он признавал законность указов президента, с другой — разрешил воссоздание партии снизу. Лидером КПРФ на ее восстановительном съезде стал Г. А. Зюганов. Но действительно массовой и организованной оппозиция либеральным реформам становится после присоединения к ней значительного числа народных депутатов РФ, все предшествующие месяцы активно поддерживавших Б. Н. Ельцина, а теперь перешедших на сторону его критиков. Во главе антипрезидентской оппозиции стали в недавнем прошлом ближайшие соратники Б. Н. Ельцина Р. И. Хасбулатов и А. В. Руцкой.
Столкновение реформаторов и консерваторов носило в 1992—1993 гг. не только личностный характер. Оно отражало реально возникшее противоречие в государственном организме новой России. Противоречие возникло на почве полной противоположности и даже несовместимости двух форм политического устройства страны: республики Советов и Президентской республики. Советы и Президентские структуры претендовали не просто на верховную власть, но и на всю полноту власти. Сама перестройка одно время разворачивалась под лозунгом 1917 г.: «Вся власть Советам!». Теперь этот лозунг стал тормозить проведение либеральных реформ.
Силы реформаторов группировались вокруг сильной президентской вертикали. Только она могла быстро и решительно раздавить сопротивление консерваторов, насадить в стране новые социальные и политические институты. Строящиеся на основе различных принципов Советы и президентская власть не могли существовать параллельно. Ситуация «двоевластия» накаляла и без того непростую обстановку в стране, снижала международной престиж России.
Решение конфликтной ситуации первоначально велось в рамках процесса по созданию новой Конституции. Однако даже в сфере законотворчества компромисс достичь не удалось. Верховный Совет и президентская сторона выработали два самостоятельных конституционных документа. Между ними имелись существенные различия, особенно в вопросе об организации власти. С целью сломить сопротивление оппозиции, президент инициировал в апреле 1993 г. проведение референдума.
На референдум были вынесены вопросы об отношении населения к проводимому экономическому курсу и целесообразности досрочных перевыборов президента и депутатов. Результаты народного волеизъявления оказались неожиданными для обеих сторон. Граждане, принявшие участие в референдуме в большинстве своем поддержали президента и его политику, но, вместе с тем, высказались против роспуска оппозиционного Верховного Совета. Им импонировала идея проведения реформ при общей социальной и политической стабильности в стране.
Президентской стороной результаты референдума были восприняты как победа над своими политическими противниками преобразований. Кремль начал подготовку силового решения вопроса о власти. Хотя население и высказалось против досрочных выборов не только президента, но и народных депутатов, был взят курс на роспуск парламента. Решающее столкновение сил, по-разному понимающих цели либеральных реформ, произошло осенью. В своем телевыступлении вечером 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
В действие вступал президентский Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» (Ссылка?). Этим Указом явочным порядком отменялась действующая Конституция, устанавливалось президентское правление и, фактически, вводилось чрезвычайное положение с усечением целого ряда важнейших демократических свобод. Одновременно объявлялось о выборах нового парламента — Государственной думы и о подготовке новой Конституции. До ее принятия страна должна была жить по указам и распоряжениям исполнительной власти.
В тот же день всего через несколько часов Верховный Совет Российской Федерации квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот. Конституционный суд констатировал, что Указ № 1400 и обращение Ельцина к гражданам попирают конституционный строй России и служат основанием для немедленного отрешения Ельцина от должности. В ночь с 21 на 22 сентября к присяге был приведен исполняющий обязанности Президента России А. В. Руцкой. Принятые решения были одобрены и чрезвычайным Съездом народных депутатов, который уже 24 сентября 1993 г. принял решение о досрочных выборах, как президента, так и парламента. Ельцин не подчинился ни решениям Конституционного суда, ни Съезда народных депутатов.
В Москве начались столкновения между противоборствующими сторонами: 2 октября на Смоленской площади, 3 октября у здания Московской мэрии и др. Наиболее кровавые события произошли в ночь с 3 на 4 октября у Останкино, когда протестующие защитники Верховного Совета предприняли попытку штурма телецентра в Останкино и были расстреляны группой спецназа «Витязь» и подошедшими БТРами. А утром 4 октября начался обстрел из танковых орудий здания парламента. Репортаж об этом в прямом эфире вела американская компания CNN.
К вечеру Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой и другие лидеры оппозиции были арестованы. По официальным оценкам жертвами расстрела парламента стали около 150 человек, по оценкам оппозиции от 1500 до 5 тыс. человек. Ликвидация Съезда народных депутатов и Верховного Совета помогла быстро решить судьбу системы Советов в целом. К декабрю 1993 г. они были упразднены в подавляющем большинстве регионов страны и заменены другими органами местной власти.
В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции Российской Федерации. По новой Конституции Россия провозглашалась демократическим государством с республиканской формой правления. Во второй статье Конституции говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство — обязано признавать, соблюдать и защищать их. В отличие от прежней советской традиции, когда права личности рассматривались в комплексе с ее обязанностями перед обществом, теперь права и свободы человека даны в новом Основном законе как самодостаточные, без каких-либо обязанностей.
Впервые в истории отечественного конституционного права Конституция 1993 г. признала равноправие всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Однако сам порядок перечисления различных форм собственности в Основном законе показывает, что теперь приоритет полностью отдан не государственной или личной, а частной собственности, которая отныне может распространяться не только на произведенное человеческим трудом, но и на землю, чего раньше в отечественном законодательстве так же никогда не было.
Статья тринадцать новой российской Конституции признает правомерным существование в стране идеологического многообразия. Закон установил положение, при котором никакая идеология не может навязываться в качестве государственной или обязательной. В этой же статье определяется и новый правовой статус общественных организаций. Все они уравнены перед законом за исключением тех, чьи цели или деятельность направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни — деятельность таких организаций запрещена.
Согласно основным положениям Конституции 1993 г., государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Конституция закрепляет за двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием Российской Федерации. Верхней палатой парламента является Совет Федерации, нижней — Государственная Дума. Исполнительная власть по Конституции 1993 г. принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент также является главой государства, верховным главнокомандующим и гарантом Конституции.
Осуществление исполнительной власти принадлежит по Конституции Правительству, Председатель которого назначается Президентом и утверждается нижней палатой парламента. Носителем суверенитета и единственным источником власти Конституция провозглашает многонациональный народ Российской Федерации. Согласно положению, закрепленному в Конституции, свою власть народ может осуществлять либо непосредственно, либо через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа Конституция называет референдум и свободные выборы.
Вместе с тем, по мнению многих аналитиков, на практике суверенные права народа в современной России серьезно ущемлены по причине непропорционального усиления центральной исполнительной власти в ущерб законодательной, судебной и местной. Однако сторонники нынешней Конституции приводят в ответ на эту критику пример других президентских республик, таких как США или Франция, где глава государства также обладает самыми широкими полномочиями. Дискуссии в обществе по поводу состояния нынешней Конституции стали традиционным элементом политической борьбы на современном этапе, и периодически различные политики ставят вопрос о пересмотре Конституции или отдельных ее положений.