Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Tonus primus Protus authenticus d e f g a h c d Дорийский




II. Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский

III. Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский

IV. Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский

V. Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский

VI. Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский

VII. Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский

VIII. Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский

К этому же времени были выработаны и основные тоновые категории средневековых ладов:

Реперкусса тон псалмодирования.

Финалис конечный тон

Амбитус – объем напева.

Они выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов. «Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “De muzica”.

 

Лады I II III IV V VI VII VIII

Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı

Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)

Финалис d d e e f f g g

 

В середине IX века канонический певческий репертуар стал обогащаться за счет включения секвенций и тропов.

Секвенция от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за. Музыкально-поэтический жанр, возникший в середине IX века (приписывается монаху из Санкт-Галленского монастыря Ноткеру Заике) как расширение оригинальных юбиляций, следующих за Аллилуйей (от древне-еврейского халлейлуйя – хвалите Бога), предваряя чтение Евангелия. Первоначально после исполнения Аллилуйи и последующего стиха – Versus, появились ликующие юбиляции на гласные, затем эти «вокальные каденции» (по выражению Ю. Холопова) стали снабжаться текстом (по принципу силлабической подтекстовки) - prosa ad sequentia. Наибольшее распространение секвенции получили в 12 веке. Среди авторов выделяются Адам из парижского аббатства Сен-Виктор и Фома Аквинский. Постановлением Тридентского собора (16 век) в культовом репертуаре были оставлены только 4 секвенции: пасхальная «Victimae paschall laudes», на праздник Троицы «Veni sancte spiritus», на праздник Тела Господня «Lauda Sion Salvatorem» и секвенция «Dies irae» (в составе Реквиема). Позднее была допущена ещё одна секвенция на праздник Семи скорбей Марии - «Stabat Mater».

В античной риторике термином «троп» обозначали оборот речи. В эпоху Средневековья под тропами понималивставки и дополнения (как тестовые, так и музыкальные), составленные на основе библии, предназначенные для украшения литургического текста и придания ему большей торжественности. Например, текст “Criste Eleison” – «Христос, помилуй» расширялся до “Criste, rex unice, Patris almi Nate co-aeterne, eleison” – «Христос, единый царь, вечный Сын возлюбленного Отца, помилуй».

Эволюция тропов (появление диалогической формы) привела к образованию литургической драмы – разновидности религиозного представления. Первоначально литургическая драма была частью рождественского или пасхального богослужения. Сюжеты заимствовались из Священного писания. В дальнейшем религиозные представления вышли за пределы церкви, стали исполняться с использованием декораций и костюмов на специально выстроенном помосте (сцене) на площади перед церковью, привлекая как значительное количество исполнителей, так и зрителей.

Традиция исполнения григорианских хоралов потеряна в веках. В 1833 году по заказу Римского папы в бенедиктинском монастыре Солезма начали собирание и изучение григорианского пения. На рубеже XIX и XX веков (начиная с 1893 года) появились первые издания. 22 ноября 1903 года Папа Пий Х объявил римский хорал официальным пением католической церкви.

Солезмскими монахами публиковались два типа сборников: песнопения мессы и напевы оффиция.

· Сборники мессы:

1. Graduale Romanum – все напевы мессы на все дни литургического года.

2. Gregorian Missai – все напевы для воскресной службы.

3. Liber cantuolis – все напевы мессы на все литургические праздники.

· Сборники оффиция (службы суточного цикла – Laudes (утреня), Vesper (вечеря), Completorium (повечерие), службы малых часов - первого, третьего, шестого и девятого, Matutium (ночная служба - три ночных часа):

1. Antiphonole Monasticum – 1934 г., все службы дневных часов.

2. Liber humnarius – григорианские гимны на весь суточный цикл.

3. Psalterium menasticum – псалмы на всю суточную службу.

4. Cantus selecti – григорианский репертуар для литургических праздников.

5. Processionale monasticum – 1893г., песнопения проприума старинных монастырских процессий.

Нотация

«Письмо – есть способ связи между

творцом и обществом»

Р. Барт.

Одно из само собой разумеющихся положений о том, что композитор – это человек, создающий музыкальные тексты, превращающиеся затем в реально звучащую музыку, что музыка может быть сочинена и записана прежде, чем исполнена - в условиях раннехристианской культуры абсурдно. Для культур древности акт музицирования мыслится как вхождение в гармоническое единство с космосом. Музыкальный звук представлял собой строительную единицу космоса, за ним стояла целая цепочка явлений и значений. Существовавшие нотации (клинопись в Египте, буквенная – в Греции, геометрическая Боэция – употреблялась в теоретических трактатах) фиксировали (обобщённо и схематично) уже осуществившийся акт музицирования. Музыка ещё не стала opus’ом.

В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Причем, это отнюдь не свидетельствовало о недоразвитости культуры! Ибо устностьэто особое состояние культуры в определенный исторический период. Единичность и уникальность конкретного исполнения, которое в устной форме передачи было тождественно только себе и в то же время было общим для всей локальной традиции, оставались сакраментальной тайной «естественной музыки».

До определённого этапа в фиксации не было необходимости. Однако к концу первого тысячелетия ситуация стала меняться[79].

В целом, на протяжении истории западноевропейской музыки произошло несколько крупных реформ нотации. В IX веке, в каролингскую эпоху появилась невменная нотация; смена невменной нотации на линейную [80] связана с именем Гвидо из Ареццо; в русле третьей реформы Франко Кельнского произошла смена модальной нотации на мензуральную ( модусная ритмика была вытеснена квантитативной, дискретной, размеренной хроноартикуляционной ритмикой[81]). Внутри третьей произошла реформа Филиппа де Витри, который ввел более мелкие ритмические единицы времени, обосновал систему ритмических пролаций (perfectus – imperfectus; major - minor). Следующая реформа состоялась на рубеже 16-17 вв., обозначив переход к тактовой нотации, к новой ритмической системе. При всем многообразии современных способов нотации, которыми богат ХХ век, произошедшие изменения еще не осмысляются исследователями как реформа.

Первые памятники с нотированными богослужебными текстами появляются в IX веке, в каролингскую эпоху. Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543», записанный между 817-834 гг.

Традиционно слово Neuma переводят с латинского как кивок, знак, ассоциируя значки, появившиеся над латинским текстом рукописей, с движениями руки кантора, управляющего хором. Однако есть и греческое, более раннее значение этого слова: pneuma – дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Две невмы – punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus («шаг») – для нотирования восходящего движения, clivis («сгиб») – для нисходящего. Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. Scandicus («подъем») дает восходящий рисунок, climacus («приставная лестница») – нисходящий. Невма torculus («изгиб») передает рисунок вверх-вниз, porrectus («усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, или torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.

Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм.

Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации. Она давала представление только об относительной высоте песнопения. Поэтому последующее развитие нотации было связано с добавлением букв и линии.

Буквенная нотация в эпоху Средневековья применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция. У Боэция диатонический звукоряд обозначался последовательностью греческих либо латинских букв от А до Р. У Хукбальда, Одо уже используются только семь букв (прописные и строчные), то есть появляется идея буквенных повторений при перенесении того же звукоряда на октаву выше:

A B C D E F G H I K L M N O P - Боэций

A B C D E F G a b c d e f g a - Хукбальд, Одо и др.

У Гвидо Аретинского диатонический звукоряд в буквенной записи приобрел следующий вид:

Г A B C D E F G a b# c d e f g aa b# сс dd (ee)

(bh) (bh)

 

Изобретение и введение линейной нотации представляет собой одно из самых фундаментальных событий в истории музыки.

Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. Между линиями он ставил буквы t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий (в отличие от привычного нам расположения и на линиях, и между линиями):

_______________________ ta _____

t____________________ li/ ________

t___ Ec ________ Isra ___/__________

s_____ \ce _____ / ____ \he __________

t________ \vere __________________

 

Нотация Хукбальда (а также ряда других теоретиков – Германа Контрактуса и Псевдо-Хукбальда[82]) представляет собой промежуточную стадию перехода от невменной системы к новой нотации, стремящейся точно отобразить интервальные соотношения звуков в мелодии.

Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.

Гвидо Аретинский– один из самых значительных теоретиков Средневековья. Точно даты его жизни неизвестны. Он родился в 990-е годы (от 991 до 998), дата смерти во всех иностранных изданиях указывается более точно – ок.1050. Воспитание и образование он получил в бенедиктинском монастыре в Помпозе, там же начал карьеру певца и педагога. Постепенно он получил репутацию педагога, который мог в очень короткий срок научить певцов, как можно быстро выучить новые песнопения. То есть, он придумал способ пения с листа. Сам Гвидо об этом писал следующее:

«После того, как я взялся преподавать этот метод мальчикам, то меньше чем за три дня любой из них смог легко петь незнакомые ему [ранее] песнопения. Что при других методах не могло бы свершиться и в течение многих недель».

Это обстоятельство вызвало зависть других монахов, его оклеветали, и он был изгнан из монастыря. Около 1025 года он перебирается в Ареццо, где и будет жить до конца своих дней. Местный епископ Теодальд поддержит новый метод Гвидо, поручит ему подготовку певцов для городского собора. Теодальду будет посвящен трактат «Микролог». В документе, известном как «Письмо Гвидо», рассказывается о визите к Папе Иоанну XIX в Рим (1026-28), где была представлена новая система обучения. Гвидо удалось быстро обучить Папу пению с листа, вызвав восторг последнего. Папе также был представлен антифонарий, нотированный по новой линейной системе. К сожалению антифонарий был утерян.

Гридо Аретинский является автором 4-х трактатов – Пролог к антифонарию (1020-25), Правила Пролога к Антифонарию(1025-1027), Микролог (1020-е гг.), Письмо Гвидо (1028-1030). В них речь идет о проблемах выучивания учениками неизвестного ранее песнопения, о новой системе нотации, о звукорядах, интервалах, ладах, органумах.

Гвидо Аретинский нашел форму нотации, которая оказалась жизнеспособной на многие века. Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами[83] – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации.

Линиям у Гвидо предпосланы буквы монохорда[84] или они раскрашивались в определенные цвета. Всего четыре линии [85]: сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d. В эти линии вписывались невмы. Гвидо выделял желтым и красным цветом две линии, так как именно ниже этих линий находились полутоны. Их местоположение всегда трудно определялось певцами в условиях невменной нотации.

Система сольмизации – новая система обучения пению по нотам. Сформулировав учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков, Гвидо дал названия ступеням гексахорда по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:

Ut queant Laxis

Re sonare fibris

Mi ra gestorum

Fa muli tuorum

Sol ve polluti

La bii reatum

Sancte Iohannes[86]

В системе Гвидо слоговые названия не были связаны с абсолютной высотой звуков. Во всех 3 видах гексахордов: naturale (натуральный), molle (мягкий), durum (твердый) – слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. При этомтоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т. Самыми важными были ступени mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.

· Натуральный гексахорд – ut re mi fa sol la - c d e f g a;

· твердый гексахорд - ut re mi fa sol la - g a h c d e;

· мягкий гексахорд – ut re mi fa sol la - f g a b c d.

Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.

В 16 веке был добавлен еще один слог – si, получившийся в результате соединенияначальных букв имени Св. Иоанна - последней строки гимна (Х. Вальрант, Антверпен, около 1574 г.). В эпоху барокко во Франции стали совмещать слоговые названия с латинскими обозначениями звуков, тем самым, объединив относительную и абсолютную сольмизации в единое целое:

Ut re mi fa sol la si

C d e f g a h

В 17 веке итальянский композитор и теоретик Дж.М. Бонончини заменил слог ut для удобства пения на do.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 808 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2448 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.