Корни литургической музыки христианства – иудейские. Христиане считали свою веру продолжением иудаизма, поэтому опирались на уже сложившуюся практику богослужения.
К сожалению, в Библии содержится немного описаний богослужебной музыки, в большем количестве они имеются в апокрифических книгах Ветхого Завета. Главное место в богослужении занимало пение псалмов – использовались тексты 150 Псалмов Давида Ветхого Завета. В послании апостола Павла пишется: «… исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…»
Псалмы исполняли хором в сопровождении инструментов[68]. Так в одном из апокрифов описан хор, состоящий из 12 певцов-мужчин, который дополнялся мальчиками, чтобы «добавить сладкозвучия»; помимо этого упоминались инструменты – лиры, арфы, флейты (похожие на двойной авлос), тарелки. В рукописи, найденной в 1947 году в Кумране, принадлежащей ессеям (одной из раннехристианских сект), написано:
«Я вознес горькую жалобу. Сокрушенно стенал и рыдал и настроил свою арфу на жалобный лад… Но вдруг я ощутил, что нет более горести, способной наполнить меня болью. Тогда моя арфа заиграла музыку спасения. А моя лира – мелодию радости; … я заиграл на флейте… нескончаемую хвалу».
Хор являлся формой единения единоверцев. По мнению апостола Павла, Бог даровал единомыслие всем и всему, дабы все «единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Послание к римлянам). Каждая община представляла собой хор, олицетворяющий союз помыслов и приверженность к одним и тем же религиозным идеалам. Такой хор являлся выражением союза личности со всей общиной. О стройности пения речь идти не может. Не случайно в раннехристианской литературе постоянно встречается сравнение хора с кифарой, имеющей струны различной толщины и длины. По мнению Е. Герцмана, в раннехристианской литургии участвовал смешанный хор, состоявший из всех членов общины – мужчин, женщин, детей, стариков, старух, юношей и девушек. Выдержка из послания апостола Павла: «Жены наши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить…», - относится не к пению, а к другой ситуации – к праздной болтовне в церкви.
Псалмовое пение играло важную роль в жизни христианских общин. В раннехристианской литературе слова гимн и псалм используются как синонимы (Герцман). Считается, что традиция применения гимнов связана с Амвросием (339-397 гг., епископом Милана с 374 г.) – на это указывает Августин в «Исповеди». Ему приписывается множество гимнов, которые сочинялись свободно, без использования стихов из Писания, хотя тесно связано с ним по содержанию. Августин: «Гимн – это песня, содержащая хвалу Богу. Если вы славите Бога, но не поете, то это не гимн. Если вы восхваляете что-либо, не подкрепляющее славу Бога и даже при этом поете, это тоже не гимн. Следовательно, гимн содержит три элемента: пение, хвалу и Бога».
Большое значение придавалось единству слова и музыки, что подтверждают целый ряд высказываний авторитетов христианской церкви. «В то время, как ваш язык поет, пусть разум ваш отыскивает смысл слов, чтобы вы могли петь душой, а также разумом» - указывал Василий Кесарийский [69]. «Пусть слуга Христа поет так, чтобы не голос певца, а поющиеся слова доставляли удовольствие» - Иероним Блаженный[70].
Несмотря на гегемонию слова, в христианскую литургию была допущена и бессловесная музыка – распевание слова «Аллилуйя». Израильский царь Давид сочинил псалом (105), завершающийся мощным хоровым «аллилуйя». По указанию Давида этот псалом был исполнен левитами перед ковчегом Господа:
Спаси нас, Боже, Спаситель наш!
Собери нас, и избавь нас от народов,
Да славим святое имя Твое
И да хвалимся славою Твоею!
Благословен Господь, Бог Израилев,
От века и до века!
Аминь! Аллилуйя!
«Аллилуйя» обрело значение определенного рефрена, употребляясь в различных текстах. Например, Псалом 103 «Благослави, душе моя, Господа». В «Апокалипсисе»:
Аллилуйя!
Спасение и слава,
И честь и сила Господу нашему!
Аллилуйя!
Хвалите Бога нашего,
Все рабы Его и боящиеся Его,
Малые и великие.
Пение «аллилуйя» превратилось в вокализированную «музыку без слов», своеобразное слогосочетание.
Августин пишет: «Мы поем в установленные дни, но думаем о нем каждый день». Согласно ему же, «Аллилуйя» пели в течение 50-ти пасхальных дней: «Пришли для нас дни, чтобы петь аллилуйя… Будьте внимательны, вы, знающие как славить и как петь в сердцах ваших Господу.. и хвалите Бога, ибо это – аллилуйя». «Аллилуйя должно петься во все эти пятьдесят дней… оно пелось рано утром…». «Пойте с ликованием. Ибо это [означает] хорошо петь Богу – петь с ликованием. Что же это такое – петь с ликованием? Быть неспособным выразить в словах то, что поется сердцем…, сердце ликует без слов. И громадный простор радости не имеет границ». По Августину, ликование – это особое состояние души, высшая степень восхищения и упоения. Когда никакие слова не в состоянии передать весь восторг и радость, бушующие в человеке, когда невозможно выразить нахлынувшие чувства при созерцании величия Бога.
Христианская певческая традиция по своей природе является одноголосной - монодической. Причем, в 4 веке формируется особый декламационный тип интонирования псалмов, который получил название псалмодия.
Первые сведения о декламационном стиле в церковном пении дошли до нас из высказываний Афанасия Александрийского (293-373гг.), являющегося, вероятнее всего, самим его создателем: «Божественному писанию подобает славить Бога не только слитным произношением, но и растянутым. Слитным произносятся слова Законов, Пророков и все исторические вместе с Новым Заветом. Растянутым произносятся слова псалмов, од и песен». Из комментариев св. Августина (354-430гг.) ясно, что под растягиваемым стилем произношения понимается речитация[71] на определенных тонах: «Иногда мне сильно хочется, чтобы и в моих ушах, и в ушах верующих не звучало тех сладостных напевов, на которые положены Псалмы Давида. Мне кажется, правильнее поступал Александрийский епископ Афанасий, который – помню, мне рассказывали – заставил произносить псалмы со столь незначительными модуляциями, что это была скорее декламация, чем пение». Этот стиль является первоначальным видом монодии, который употреблялся во время христианской службы.
Д. С. Шабалин предлагает следующую версию, объясняющую возникновение монодии. Архитектурно-аккустическое пространство базилики (где стали проходить службы после 313г.) создавало эффект значительной реверберации звука. Обычная высотно-глиссандирующая речь распространялась в виде сплошного гула. Прояснение речи наступало лишь тогда, когда она произносилась на определенной высоте звука. Она приобретала внятность и звучность. Такое произношение Священного писания торжественностью своего высотно-определенного звучания способствовало возвышению церковного богослужения до уровня, соответствующего его статусу.
Интересно высказывание Василия Кесарийского об особенностях исполнения псалмов: «Сперва они делятся надвое и поют псалмы, чередуясь друг с другом. Затем они вверяют ведение мелоса одному человеку, тогда как остальные поют в ответ». Таким образом, здесь указывается на существование таких традиций исполнения псалмов, как антифонное и респонсорное пение.
По мнению Сократа (Сократ Схоластик, историк церкви), заимствованное у иудаизма антифонное исполнение гимнов было введено Игнатием из Антиохии (ум. ок. 107 г.) – якобы он во сне подслушал подобное пение ангелов. Это согласуется с известным мнением, что мелодии, которые поются в храме, должны быть уподоблены ангельскому – небесному пению. «Небесные напевы приводят душу в стройную упорядоченность» (И. Златоуст).
Феодорит Киррский (Феодорит, епископ Кира) приписывает создание антифонного пения Флавиану (патриарху Антиохи) и Диодору (епископу Тарса) - середина 4 века. Более распространенное мнение, что антифонное пение было введено Амвросием Медиоланским. Этот способ пения использовался также у ливийцев, фиванцев, палестинцев, арабов, финикийцев, сирийцев и др.
Таким образом, в христианском богослужении сложились три манеры исполнения псалмов или три типа псалмодирования:
· антифонный (в переводе с греческого - звучащий в ответ) - предполагает исполнение двумя чередующимися хорами или полухориями;
· респонсорный (respondere – отвечать, отзываться по перекличке) - псалм распевается поочередно солистом и хором, поющим рефрен-ответствие;
· сквозной (in directum) - обычно пел кантор, поэтому тип псалмодии называли сольным.
Новый этап в развитии богослужебной певческой практики связан с именем римского папы Григория Великого (родился около 540 г., понтификат с 590 по 604гг.). Падение римского владычества усилило роль римской церкви, постепенно набиравшей свое влияние и могущество. Наиболее внушительной фигурой был папа Григорий. Это был человек необычайно образованный и обладающий большими организаторскими способностями. Он был успешен и как политик, и как проповедник, духовный вождь. В отдаленные уголки Европы Григорий Великий отправлял миссионеров для распространения христианского учения. Для укрепления власти римской церкви он стремился к единообразию в богослужении. Григорию Великому приписываются заслуги по регламентации и упорядочению католического богослужения – создание антифонария,в котором песнопения расписаны по всему церковному году. Один из самых распространенных сюжетов книжных миниатюр изображает Григория, записывающего музыку, которую ему диктует на ухо голубь (Святой дух).
До этого времени существовали различные латинские традиции литургического пения: амвросианская, мозарабская, галльская, кельтская. Но постепенно они были поглощены римской – григорианской.
К сожалению, после смерти папы Григория Великого примерно на столетие прекратилось распространение христианства в западных странах – епископы Галлии не собирались с 614 по 742 год. И лишь в эпоху Каролингского возрождения начинается важнейший этап в распространении христианства, в развитии европейской художественной культуры и ее музыкальной традиции.
Каролингское возрождение
Карл Великий был помазан на царство в 754 при жизни отца, Пипина Короткого; до 771 правил совместно с братом Карломаном. Завоевания Карла Великого (в 773-74 Лангобардского королевства в Италии, в 772-804 области саксов и др.)[72] привели к образованию обширной империи. Политика Карла Великого (покровительство церкви, судейские и военные реформы и др.) содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Целью деятельности Карла было создание благоустроенного христианского государства. Войны Карла ставили целью расширение христианского мира. За время его царствования франки совершили 53 похода, из них 27 возглавлял сам Карл; за период его правления Франкское государство увеличилось вдвое. 25 декабря 800 года в Соборе Св. Петра папа Лев III короновал Карла императором.
Культурный подъем в империи Карла Великого и его преемников на территории современных Франции и Германии в 8-9 вв. позднее был назван «Каролингским возрождением». Для каролингской культуры характерно обращение к античному наследию. Центром Каролингского возрождения стала так называемая Академия, придворный кружок, которым руководил англосакс Алкуин [73] и членом которого был Карл Великий. Ко двору Карла и его наследников были приглашены наиболее образованные люди того времени, среди них — выдающийся мыслитель раннего средневековья Иоанн Скот Эриугена. Карл Великий, до конца дней остававшийся неграмотным, уделял большое внимание образованию. В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 — об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным). В государстве всячески культивировалась латинская словесность. Карл интересовался также германскими древностями, повелел записывать песни и сказания на народных языках, составить германскую грамматику. Развивались историография, возобновился биографический жанр. В церковных центрах и монастырях (Тур, Корби, Реймс, Фульда, Рейхенау) возникли школы и скриптории, распространился новый шрифт (каролингский минускул). Подъем переживали архитектура [культовые центрические (капелла в Ахене, 798-805 гг.) и базиликальные постройки, нововведением был вестверк (Корвей, 873-885), светские здания, пфальцы, бурги, известные в основном по описаниям] и изобразительные искусства: монументальная живопись (мозаики, фрески, сохранилась во фрагментах), книжная миниатюра, косторезное мастерство и ювелирное искусство; развивались литье, чеканка, гравировка по металлу. Хорошо сохранились каролингские рукописи, украшенные миниатюрами, с богатыми ювелирными окладами и вставками из слоновой кости. Иллюстрировались Библия и богослужебные книги (евангелисты, ветхозаветные и евангельские сцены, портреты каролингских правителей). Сюжетные изображения появляются в инициалах. Скульптура представлена главным образом рельефами слоновой кости, по стилю близкими к миниатюрам, статуями-реликвариями, окладами алтарей («Алтарь Вольвинуса», ок. 835, Милан).
Значительные изменения в эпоху Каролингского возрождения произошли в певческой литургии. Каролинги позаботились о единстве, упорядочении церковного мира в империи. В 754 году мецский епископ Хродеганг (папский легат в Галии) учредил правило “Regula canonicorum”. Оно стало нормой организации церковной и монашеской жизни франкского королевства[74]. В 816 году на Аахенском Соборе это Правило было принято в качестве обязательного для всех франкских церквей (просуществовало до 11 века).
Карл Великий вместе с Алкуином объезжал монастыри и стремился установить единообразный порядок литургической практики на всей территории Франкской империи.
В монастырях сложилась традиция нескольких суточных богослужений, именуемых службами Оффиция. Согласно трактату 1196года “Praepositini Gremonensis. Tractatus de officiis” суточных служб 8:
1. Утреня (Laudes): начало в полночь или в два – в половине третьего пополуночи.
Пролог: символ веры, «призывательный» псалом (XCIV) и гимн.
Основная часть: три идентичных по составу «полунощницы» (nocturnus). В каждую из полунощниц входит три псалма, три чтения (тексты Писания, проповеди пап и отцов церкви, отрывки из богословских трактатов) и три респонсория. Пение респонсория начинал солист, исполнявший основной его текст, который сразу же повторялся хором, затем солист пел начало великого славословия («Слава в вышних Богу), хор повторял текст респонсория, солист пел малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), хор – вторую часть основного текста, солист – весь текст. В конце утрени – «Песнь хвалебная» («Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем»).
2. Хваления (Matutium): половина пятого – пять часов утра.
Пять псалмов, гимн, песнь (ветхозаветный лирический текст, менявшийся по дням недели), новозаветное благодарение Захарии (Лука, I, 68-70), две молитвы и “антифон блаженной деве Марии” (шестистрочный гимн в честь Богородицы).
3. Первый час: шесть часов утра. Гимн, псалом, малый респонсорий, чтение из мартиролога, две молитвы и малое чтение.
4. Третий час: девять часов. Месса.
5. Шестой час: полдень.
6. Девятый час: три-четыре часа пополудни.
Службы Шестого и Девятого часа идентичны: гимн, псалом, малый респонсорий, молитва.
7. Вечерня (Vesper): половина пятого пополудни.
Пять псалмов, гимн, «песнь» Богородицы («Величит душа моя Господа» - Лука, II, 45-55), две молитвы, антифон Деве Марии.
8. Повечерие (Completorium): шесть часов вечера.
Малое чтение, исповедание грехов понедельным целебрантом, хоровое исповедание грехов, псалом, гимн, малый респонсорий, «песнь» Симеона Богоприимца» («Ныне отпущаеши» - Лука, II, 29-32), две молитвы, антифон деве Марии, символ веры.
Главное богослужение католической церкви - Месса (от лат. missio – освобождаю, отпускаю). Символический смысл мессы связан с таинством евхаристии – обрядом причащения. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа, становится, таким образом, причастным к Христу.
Христианское объяснение семантики причащения находится в евангельском предании о тайной вечере:
53 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём».
(Евангелие от Иоанна, 6: 53-56)
Однако истоки этого обряда лежат в дохристианских культах: в митраизме, оргиастических мистериях Диониса, культе Бахуса, критских орфических мистериях и др. Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения.
Центральное католическое богослужение делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных.
I. Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но ещё не прошедшие через это таинство.
Интроит (входная): песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифонное – перекличка двух полухорий.
Kyrie eleison («Господи, помилуй»): хор.
Gloria («Слава в вышних Богу»), так называемое «великое славословие»: хор.
Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом – священником, совершающим литургию.
Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается иподиаконом.
Градуале: псалмопение с амвона на данный день церковного года; исполнение со ступеней амвона (gradus – cтупень), респонсориальное – хор и солист.
Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы.
Евангелие: читает диакон.
II. Месса верных: таинство евхаристии; оглашенные из церкви удаляются.
Credo: хор
Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю даров.
1. Проскомидия: приготовление даров.
Молитва о принятии даров: псалом XXV; читает целебрант.
Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант.
“Тайная молитва”: читает целебрант.
2. Освящение даров.
Приступ: хор и целебрант.
Канон Sanctus: неизменная часть мессы
3. Причащение.
«Отче наш».
Коммунио: молитва при причащении целебранта.
Посткоммунио: молитва «по причащении».
4. Отпущение от мессы.
Текст мессы складывался постепенно, на протяжении нескольких веков (c II века). Окончательное утверждение католического ритуала произошло в каролингскую эпоху. Текст мессы включает обязательные, неизменные части – Ordinarium, и подобающие – Proprium, изменяющиеся в зависимости от церковного календаря.
МЕССА
→ пение
Речитация
Проприй ← Ординарий →
(Proprium) ---- (Ordinarium) ----
(антифон) ← Introitus (вход)
Kyrie eleison →
Gloria →
---- Oratio (молитва дня)
---- Epistel (послание)
(респонсорий) ← Graduale
(респонсорий) ← Alleluia
(Tractus)
---- Evangelium
Credo →
(антифон) ← Offertorium (дароприношение)
---- Secreta (молитва о дарах)
Praefatio (приготовление)----
Sanctus →
Pater noster ----
Agnus Dei →
(антифон) ← Communio (причащение)
---- Postcommunio
Ite, missa est →
(идите, отпущено)
(Benedicamus) →
Тексты суточных богослужений – Оффиция – также делятся на Ordinarium иProprium. К текстам ординариума в службах оффиция относятся “Te Deum” в Matutium, “Canticum Zachoriae” в Laudes, “Magnificat” в Vesper, “Canticum Simeonis” в Completorium.
Песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков в VIII-IX столетиях в период целенаправленной деятельности церковных и светских властей по реорганизации галликанского обряда по римскому образцу, получили название григорианского хорала. Данному репертуару было присвоено имя влиятельного римского папы Григория Великого (ок. 540-604 гг., понтификат 590-604 гг.). Собственно к хоралам этого периода времени он имел опосредованное отношение - каролингские систематизаторы использовали лишь авторитет его имени. Прямых материальных свидетельств певческой практики докаролингской эпохи нет. Однако в целом традицию пения того времени можно представить по описаниям, сохранившимся в различных источниках.
Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим. С точки зрения соотношения текста и музыки, выделяются три стиля распевания текста: силлабический (одному слогу текста соответствует один тон мелодии), невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии) и мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии).
Первыми свидетельствами систематизации певческого репертуара на Западе - каролингской кодификацией хорала - являются тонарий Сен-Рекье и тонарий Меца, датированные концом VIII - началом IX столетий. Они представляют собой певческие сборники, где содержатся начальные тексты песнопений, расположенных согласно восьмиладовой схеме. Письменная фиксация мелодий в них отсутствует. Тем не менее, каролингские тонарии играют важную роль в становлении письменной традиции певческого репертуара на Западе.
Более ранним считается тонарий аббатства Сен-Рекье в Пикардии, появившийся незадолго до 800 года. Schola cantorum возглавлял ученик Алкуина Ангельберт. Предполагают (Мишель Югло), что около 800 года аббатство посетил Карл Великий (еще до коронации) вместе с Алкуином, который, по всей вероятности, и познакомил Ангельберта со своими теоретическими представлениями. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы с I по V лад. Лады представлены как парные модели (автентический и плагальный) – что отлично от византийской классификации ихосов (сначала 4 прямых, затем 4 плагальных). Помимо этого для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи. Ограниченное количество песнопений свидетельствует о том, что этот тонарий служил образцом примерного упорядочения песнопений, а не справочной книгой для кантора.
Певческая школа Меца является одной из наиболее известных в империи Франков. Она была основана епископом Хродегангом (742-766 гг.), который взяв за основу правила бенедиктинцев, учредил в Меце свое каноническое правило «Regula canonicorum». Расцвет школы в Меце связывают с именем Альдрика (также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик. Теоретическая часть тонария во многом зависима от трактата Алкуина.
В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата; песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан»[75]. В трактате отсутствует невменная фиксация.
В дальнейшем, от трактата Меца путь ведет к трактату Аврелиана «Musica disciplina» («Наука музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.
Широко известные нам научные представления о ладовой системе хорала с устойчивым описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе после XII века. Однако данная ладовая система сложилась в каролингскую эпоху, хотя и не является плодом теоретического осмысления исключительно западноевропейских теоретиков. Она была заимствована Западом в VIII столетии из Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина.[76] Этот философ был не только автором целого ряда крупных богословских трактатов. Дамаскин ценился весьма высоко как поэт-гимнолог. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe, его осьмигласник («Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при жизни песнопения Дамаскина распространились далеко за пределами Греции. За необычайный поэтический дар ему было дано прозвание «Златоструйный». Введение в богослужение песнопений Дамаскина изменило весь строй Восточной церкви. По повелению Карла Великого, Октоих И. Дамаскина был принят к употреблению и в Западной церкви. Впервые сведения о восьми церковных ладах появляются в трактате Флакка Алкуина “De musica”. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - “Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica”. В них зафиксированы принципы формульного лада с его формообразующими категориями, представлена классификация интервалов – консонанс, диссонанс, установлен октавный характер восходящего звукоряда, разработана нотация.
В эпоху раннего средневековья тип мелодики носил формульный характер. Мелодика хорала с ее постоянным вращением вокруг определенного набора интонаций, словно в зеркале отражала неизменную повторяемость извечных событий Священной истории, обусловленную календарной цикличностью церковного года. Феномен мелодической типизации (формульности) напевов был обусловлен способом бытования хоральных песнопений – устной традицией передачи.
Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул:
· типовые построения, из которых слагаются напевы песнопений;
· мелодические построения вспомогательной функции («ноэаны», невмы), которые предназначались для облегчения отбора песнопений в службу, для напоминания певцам знакомого комплекса интонаций напева, различения ладов и т.д.
· формулы псалмовых тонов – initium (начальная), mediation (серединная), termination (завершающая).
Самые ранние свидетельства о церковных ладах исследователи связывают с именем Амвросия Медиоланского (340-397гг.). Греки назвали декламирование слов на определенных тонах ήχος - ихос – «оглашающий» [славянский вариант его перевода – глас].
В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры».
Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях.
Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):
C D E F G
Нисходящий пентахорд – плагальный ихос (ήχος πλάγιος) – согласно Плусидиану, «лад косвенный, непрямой», «пассивно опускающийся»:
G F ES D C
Выделялись 4 прямых ихоса – c d e f g; d e f g a; e f g a h; f g a h c; и 4 плагальных – c d es f g; d es f g a; es f g a b; f g a b c[77].
В дальнейшем византийское осмогласие преобразовалось в ладовую систему древнерусского, григорианского и армянского пения.
К середине Х века сложились три системы обозначения средневековых ладов . Фрагмент из анонимного трактата начала Х века знакомит нас с двумя из них:
«Итак, мы делим мелодии … на восемь тонов, дифференции и особенности которых церковному певцу … предосудительно не знать. Их этих /тонов/ четыре суть – главные, четыре же других, соответственно, подчиняются каждому из них, согласно порядку сему. Первый главный тон среди певцов называется authentusрrotus, то есть первый основной. Ему подчиняется plagisрrotus, который зовется побочным или косвенным первым. Второй главный тон именуется authentusdeuterus, что есть второй основной, и с ним связан plagisdeuterus, то есть второй побочный. Третий главный – это authentustritus или третий основной, а с ним plagistritus, то есть побочный третий. Четвертый главный - authentus tetrardus, чьим подчиненным будет plagistetrardus или побочный четвертый».
К этим названиям были добавлены греческие имена ладов[78], и в результате целостная система названий средневековых ладов выглядит следующим образом: