Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тетрахорд тетрахорд терахорд тетрахорд




Нижних средних разделенных верхних

           
     


A H C D E F G a h c d e f g a1

¯ (b)

Messe тетрахорд

Соединенных

Тон а называется messe (в переводе означает средняя), он является акустическим центром системы, эталоном настройки инструментов. «На лире прежде всего настраивают мессу, а по ней – остальные струны, в противном случае получится дисгармония», - писал Дион Хризостом.

Тетрахорды, составляющие полную неизменную систему, наделялись особым значением. Аристид Квинтилиан указывал: «Мы обнаруживаем, что пять стихий соответствуют таким тетрахордам». Тетрахорд нижних – земля, тетрахорд средних – вода, тетрахорд разделенных – огонь, тетрахорд соединенных – воздух, тетрахорд верхних – эфир. Тем самым музыкально-теоретические представления греков органично вписывались в космологическую картину мира.

В более поздний период к диатоническому добавляются хроматическое и энгармоническое наклонения тетрахордов.

Хроматический тетрахорд – e-cis-c-h

Энгармонический тетрахорд – e-c-¼¯c-h

В практике применялись два вида нотации: Krusis - диатоническая (для инструментальной музыки) и Lexis – энгармонически-хроматическая (для вокальной мелодии). Для нотации использовались буквы новоионийского алфавита: 13 буквенных знаков плюс 4 дополнительных (позднее 24 знака). В нормальном положении буквы обозначали ноты без знаков альтерации, положенная на ребро буква – повышение на ¼ тона, перевернутые слева направо – повышение на ½ тона. Обозначение длительностей практически не использовалось, так как ритм мелодии распознавался по структуре поэтического текста.

Обучение музыке являлось неотъемлемой частью воспитания юношества. В школах юноши обучались пению и игре на инструментах (главным образом, лире). Греки верили, что боги дали людям музыку не ради услаждения слуха, а «чтобы сохранять соразмерность и гармонию в душе и в поступках» (Плутарх). Музыка считалась сильнейшим средством для воспитания нравов и укрощения страстей, одновременно она отражала особенности нравов народа.

Этос (греч. ethos – нрав) - термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления; этос музыки, например, - ее внутренний строй и характер воздействия на человека.

В соответствии с характером (нравом) того или иного народа, ладам в греческой музыке приписывался определенный этос. Предпочтение отдавалось музыке, написанной в дорийском ладу, который считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным. Дорийцы – племя, жившее на Пелопоннесе, Крите, Сицилии, юге Италии, – отличались мужественным и воинственным характером. В Спарте особой популярностью пользовались эмбатерии – военные песни маршевого характера. Плутарх сообщает: «Эмбатерические ритмы возбуждали мужество, отвагу и презрение к смерти; они исполнялись хорами и в сопровождении авлоса». Дорийский лад считают единственным подлинно греческим (Платон), безупречным во всех отношениях. Писатели не устают восхвалять и превозносить этот величественно-печальный лад. Недаром даже космос у Платона и пифагорейцев был настроен в дорийском ладу.

Фригийский лад воспринимался как возбужденный, страстный, вакхический, неистовый. Фригийцы – племя, жившее в глубине западной части Малой Азии, - дали миру выдающихся авлетов (мифического Марсия и исторического Олимпа) и славились бурными и экстатическими импровизациями на авлосе. Музыка фригийцев отличалась неистовостью и исступленностью.

Лидийский лад определялся как нежный, чувственный (лидийцы – племя, населявшее западную часть Малой Азии, их государство было покорено сначала фригийцами, затем персами и Александром Македонским).Платон считал этот лад соответствующим женской психике, Плутарх понимал его преимущественно как погребальный. Античные комментаторы подчеркивали «сладкую лидийскую мелодию» у Пиндара.

Миксолидийский (или смешанно-лидийский лад) отличался страстно-жалобным характером. Этот лад особенно подходил к трагедии – в сценах, где выражался ужас по поводу произошедшей катастрофы.

В теоретических трудахнаходим сведения и о других этосах. Например, ионийцы – племя, населявшее среднюю часть западного побережья Малой Азии, Аттику и острова средней части Эгейского моря – отличались свободой нравов. Аристофан в своих комедиях часто упоминает сладострастные ионийские песни. Основной «этос» этого лада – мягкость, доходящая порой до расслабленности – Платон называет его «ослабленным» ладом, расслабляющим волю и ведущим к наслаждению. Эолийский лад символизировал нечто глубокое, выражавшее чувство любви. По Аристотелю гиподорийский лад возбуждает и укрепляет человеческую волю, а гипофригийский дает бурную, деятельную силу.

Древнегреческий театр

 

Истоки театра уходят в глубокую древность, к обрядовым традициям первобытных людей. Существенную роль в его формировании сыграли земледельческие культы. При всем их разнообразии и многоликости, общим для древних культур являлось особое почитание умирающих и воскресающих богов, уподобляемых природной смене времен года. У каждого народа эти Боги назывались по-разному: Таммуз – в Шумере, Осирис – в Египте, Адонис – в Сирии и Финикии, Изида – в Вавилонии, Дионис и Деметра – в Греции.

Однако именно в Греции культовая традиция дала начало новой, вышедшей за рамки обихода, форме – театру. Причем в том виде, в котором его принято считать фундаментом всей новоевропейской театральной культуры. Объяснение этому нужно искать в специфической для греческой практики традиции, способствовавшей физическому и духовно-нравственному совершенствованию, - агонистике[49]. Напомним, что соревновательность пронизывала все сферы деятельности греков и оказывала несомненное влияние на развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков.

Если вспомнить слова Аристотеля, изложившего теорию драмы в своем труде «Поэтика», что «трагедия возникла от запевал дифирамба», то можно предположить:на определенном историческом этапе одна из составляющих культового ритуала в честь бога Диониса - дифирамб[50] (гимн в честь бога Диониса) выделилась из обряда и обрела самостоятельное существование, будучи включенной в систему состязаний.

Культ бога Диониса [51]получил широкое распространение в Древней Греции в конце 8 века до н.э.. Дни Великих Дионисий отмечались в марте – начале апреля, а малые Дионисии проходили в конце декабря – начале января. Празднование состояло из двух частей[52]: официальной - торжественно-культовой (начиналась процессией к храму Диониса и включала обряд жертвоприношения в храме) и неофициальной (проходившей на улицах и площадях города при участии молодежи).

Городские отличались оргиастическим характером, были необычайно шумными, неистовыми и веселыми, во время которых выпивалось большое количество вина. Процессии сопровождались экстатическими песнями-плясками с тимпанами сатиров (козлорогих спутников бога), менад, вакханок, басарид. Дионис олицетворял плодоносящие силы земли, поэтому его символами были виноградная лоза (в мифах, где бы ни появлялся Дионис, он обучал всех виноградарству и виноделию) и фаллос. Исконную принадлежность культа Диониса составлял дифирамб. Местами первоначального происхождения дифирамба – как народной песни или восторженной импровизации, зарождавшейся среди праздничного шума и общего возбуждения – предание называло Фивы, Наксос, Коринф, издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений, посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Литературная обработка дифирамба началась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание встречается в отрывке Архилоха, поэта начала VII в. до н.э.. Согласно с характером культа, дифирамб в цветущую пору своего развития представлял собою гармоничное сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики. Довольно обстоятельное определение дифирамба дает Прокл[53]: «Дифирамб стремителен, проявляет исступленность посредством танца, создает состояние, подобающее богу [Дионису], воздействует ритмами и используемыми грубыми словами».[54]

Собственно изобретение дифирамба предание связывает с именем Ариона, уроженца обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра (628 - 585) из южной Италии. С этого времени дифирамбы составлялись поэтами с соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и назначались для мимического исполнения так называемыми циклическими хорами в определенные праздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом был авлос. Ариону приписывают составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества. В связи с Арионом также можно говорить о зачатках трагедии: в дифирамбах лирические части стали чередоваться с рассказом корифея хора о приключениях героя. Во всяком случае, дифирамбу принадлежит важная роль в истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы, пригодные для античной драмы, но в большой мере подготовил и ее сценическую обстановку[55].

В истории формирования жанра трагедии важную роль сыграли два события:

600 г. до н.э. коринфский поэт Арион «изобрел трагический строй», «первый установил хор, спел дифирамб, ввел сатиров, говорящих размеренной речью».

534 г. до н.э. – первым из известных нам победителей состязаний драматургов в Афинах стал Феспид (родился в Аттике около 580 года до н.э.). Все его пьесы утеряны. Но считается, что он первый выступил со своим хором в качестве актера, тем самым, положив начало жанру трагедии.

Только тогда, когда соединились песни-пляски хора и ямбические реплики актера, появилась трагедия.

Дни Великих Дионисий были всеобщим праздником. На время государственно-политическая жизнь приостанавливалась: не работали учреждения, закрывались суды и тюрьмы и даже преступники отпускались на поруки. Наиболее пышные празднества устраивались в Афинах. Ранним утром все свободное население устремлялось к храму Диониса. После прихода официальных лиц – государственных чиновников, жрецов, полководцев, гостей – из храма выносили статую Диониса, и начиналось шествие: первыми шли жрецы, далее представители власти, юные сыновья афинских граждан, потом вели жертвенных животных, за которыми следовали все остальные участники процессии. Обойдя весь город, шествие направлялось в рощу Академа[56]. На одной из лужаек устанавливали статую и начинались хоровые состязания. Каждая из 10 фил[57] выставляла на конкурс хор мальчиков (состав – до 50 человек), исполнявших гимны во славу Диониса. Жюри называло победителя. Статую переносили в театр (от греч. theatron - место для зрелищ) - театр Диониса в Афинах был выстроен на склоне Акрополя за храмом Диониса. Ряды зрителей были вырублены полукругом из камня и спускались к круглой площадке – орхестре (греч. orchestra, от orcheomai — танцую). В центре ее располагался алтарь - фимела

Люди в роще продолжали веселиться, пить вино, петь и танцевать. Молодежь переодевалась в костюмы тех, кто составлял свиту Диониса – сатиров (козлорогих спутников бога), менад, вакханок, басарид. Всю ночь продолжалось веселье. Наутро продолжались состязания хоров, среди участников были уже и мужские хоры (10).

На четвертый день наступала кульминация праздника – самая важная его часть: состязания драматургов. Их предварял ритуал перед статуей Диониса – обряд возлияния и жертвоприношения. В них принимали участие три автора, каждый их которых представлял на суд жюри и зрителей три трагедии и одну сатировскую[58] драму. В 486 году до н.э. впервые в программу Дионисий была включена комедия, и с этого времени трем дням состязаний трагических драматургов предшествовал день состязаний авторов комедии.

Существовало официальное жюри, которое называло победителя. Однако если зрители не были согласны с решением жюри, то оно отменялось.

Организация спектаклей возлагалась на одного из 9 архонтов (в пер. с греч. – предводитель; высшее должностное лицо в Древней Греции). Хоры набирались из числа свободных жителей по очереди из каждой филы. Помимо этого назначался хорег – организатор хора, который нес расходы по обучению, изготовлению костюмов, содержанию участников хора[59] (хоревтов).

Драматург сочинял пьесу и относил ее архонту. Тот, познакомившись с пьесой, решал: давать драматургу хор или нет. Если решение было положительным, то драматург обучал хор и репетировал пьесу (на первых этапах выступая и в роли актера).

Звук трубы оповещал зрителей о начале представления. В Прологе повествовалось о том, что зрителям предстоит увидеть. Музыкант, играющий на авлосе, выходил вместе с хором и обычно стоял на виду у всех, сопровождая своей игрой действие. Хор выступал на орхестре (площадка для пляски) – полукруглой формы. Обычно хор делился на два полухория,[60] и выходил на орхестру через правый или левый парод (боковой вход). Хор пел в унисон под аккомпанемент авлоса. Каждая его песня сопровождалась мимическим танцем, соответствующим характеру каждой конкретной сценической ситуации. Песня, с которой хор появлялся на орхестре, называлась парод; завершающая песня хора, с которой он покидал орхестру, именовалась эксод. Промежуточные песни-пляски хора назывались стасимы («стоячие», «неподвижные» песни). Они включали в себя строфу (танцующий хор перемещался в одну сторону) и антистрофу (двигался в противоположную сторону) и эпод (неподвижное состояние хора, завершающее стасимы). Стасимы чередовались с эписодиями – диалогами и монологами актеров. Разделы, где выстраивался диалог актеров с хором, именовались коммос.

Таким образом, основными композиционными компонентами трагедии являются:

ПРОЛОГ - ПАРОД – ЭПИСОДИИ - СТАСИМЫ – КОММОС - ЭКСОД

Всего в античной трагедии было три актера[61] (в театре выступали только мужчины), однако действующих лиц было значительно больше. Каждый актер играл несколько ролей. Все основные роли исполнял протагонист (греч. prōtagōnistēs: prōtos - первый, agōnistēs - актер) – главный актер. Его назначал архонт. Второго (девтерагонист - греч. deuterāgonistēs: deuteros – второй, āgonistēs - актер) и третьего (тритагонист - греч. tritagōnistēs: tritos – третий, agōnistēs - актер) набирал себе сам протагонист.

Актеры выступали на скене (лат. Scena, греч. skēnē - шатер, палатка), появившейся в 458 году до н.э., – дощатой постройке с тремя дверями, куда актеры уходили переодеваться. Постепенно скена превратилась в декорацию. Использовались в постановках и различного рода театральные машины, для создания всевозможных эффектов. Неотъемлемой частью костюма актеров были маски. Это было обусловлено значительными размерами греческих театров – афинский театр, например, вмещал 17000 зрителей. Маски были яркими и цветными (изготавливались из дерева или полотна) и позволяли различать героев и их состояния даже на самых дальних рядах. Белая маска означала, что перед зрителями женщина, темная – мужчина. Психологическое состояние также подчеркивалось цветом маски: багровый – злоба и раздражительность, рыжий – хитрость, желтый - болезнь. Помимо этого, маски изготавливались с изображением веселого либо печального лица, гневного либо испуганного и пр. Маска покрывала голову полностью. Постепенно из весьма условных по внешнему виду форм, они стали обретать черты психологически более точных и выразительных. На ногах у актеров была специальная обувь на толстой многослойной подошве, удлиняющей рост – эмбаты (в Риме назывались котурнами и достигали 20 см). Одеты актеры были в хитоны – свободные со складками одежды, но короткие: пурпурные – у царей, белые – у цариц, клетчатые – у прорицателей.

По своей сущности античный театр представлял собой синкретическое явление. В нем в органичном единстве сосуществовали поэзия, музыка и танец. Это соответствовало архаическим представлениям греков, воплотившимся в понятии триединая хорея единстве трех экспрессивных видов искусств (в отличие от конструктивных, куда входили архитектура, скульптура и живопись). Художественный образ создавался выразительными средствами всех трех искусств. Поэтому актеры не только декламировали свои монологи и диалоги, но, как и хор, пели. Большую роль играла не только живописность поз и жестов, а также постановка голоса и дикция, обучению которым уделялось большое внимание. Не случайно к середине 5 века до н.э. мастерство актеров настолько выросло, что с 449 года до н.э. стали проводиться и состязания актеров.

Появившуюся в 6 веке до н.э. драму (с греч. действие) греческие ученые рассматривали как один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). У Аристотеля в «Поэтике» читаем: «Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов… - все это в целом не что иное, как подражания; различаются же они между собой трояко: или (1) разными средствами подражания, или (2) разными его предметами, или (3) разными нетождественными способами» [1447 а 13][62].

Действительно, для греков, начиная с Платона, вся поэзия мыслилась как подражание - мимесис. Самое раннее упоминание о нем находим у Гомера в гимне Аполлону Делосскому:

«Острова Делоса девы………………………….

Дивно умеют они подражать голосам и напевам всяких людей».

В период перехода от эпоса к трагедии в художественном сознании произошло осмысление совершенно нового, отличного от эпического повествования, способа «мимесиса». Весьма точное в этом плане замечание, позволяющее отделить драму от эпоса, принадлежит Ф.Шиллеру: «Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим».

Аристотель дает следующее определение трагедии:

«Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, <производимое> речью, услащенной по-разному в различных ее частях, <производимое> в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей» [1449 в 24].

Трагедия, по Аристотелю, «есть подражание действию, а действие совершается действующими лицами, которые необходимо должны быть каковы-нибудь по характеру и <образу> мыслей» [1449 в 36]. Действие представляет собой взаимосвязь следующих друг за другом во временной последовательности и одновременно вытекающих одно из другого событий. «Цель трагедии составляют события» - указывает Аристотель[50 а 20]. «Главное, чем трагедия увлекает душу, – переломы и узнавания» [50 а 33]. Перелом «есть перемена делаемого в (свою) противоположность» [52 а 24]. Наиболее вероятный ход перемен – от счастья к несчастию. Узнавание «есть перемена от незнания к знанию» [52 а 29]. Герой трагедии – это «человек, который не отличается ни добродетелью, ни праведностью, и в несчастье попадает не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии» [53 а 7].

Классическим образцом трагедии Аристотель считает «Царя Эдипа» Эсхила. Это история не о том, как Эдип убил своего отца и женился на своей матери, но о том, как это выясняется. Трагедия предлагает узнавание того, что представления героя о своей счастливой жизни совершенно неверны. В своей трагедии «Хоэфоры» Эсхил записал весьма важные строки: «Пока восседает на своем троне Зевс, остается закон: свершившему – страдать!». В финале Эдип один из самых несчастнейших людей. Хотя он ослепляет себя, чтобы не видеть новой реальности, тем не менее, зрители ощущают ужас, который охватил героя. Но даже в несчастии герой трагедии не становится жалким, а являет мужественность и величественность духа. Вспомним слова Аристотеля о главной цели, которую производит трагическое действие: очищение – катарсис – посредством сострадания и ужаса. В этом величайшая этическая сила греческой трагедии. Не случайно на ее постановки собирались практически все свободные граждане. Она воспитывала нравы публики, поднимала сложнейшие проблемы бытия человека в мире, его места в нем, отношений с богами и судьбой. Кстати, судьба трактуется греческими драматургами, по выражению А. Лосева, как «сверхинтеллектуальная, сверхразумная сила», которой не могут противостоять ни человек, ни боги. Тема противоборства человека с судьбой, впервые поднятая в античной трагедии, в дальнейшей истории художественной культуры получит многоликое воплощение.

Сюжетную основу трагедий в основном составляли мифы, хотя есть и исключения. Например, трагедия Эсхила «Персы» повествует о реальных событиях современной греческой истории. Вероятно, поэтому она пользовалась необычайным успехом. То обстоятельство, что трагедия включалась в систему состязаний, обусловило появление различных вариантов интерпретаций в трагедиях сюжетных мотивов одних и тех же мифов. Драматурги позволяли себе творчески обрабатывать известные сказания. Текст античной драмы – стихотворный. Греческое стихосложение – метрическое по своему типу, основанное на чередовании долгих и кратких слогов; рифмы не существовало. Формирование стихосложения, характерного для трагедии, происходило в 7-6 веке до н.э.. Именно в этот период рождался тип декламации, отличный от декламации эпических стихов. Напомним, что в повествованиях аэдов и рапсодов использовался гекзаметр (шестистопный дактиль). В трагедии актеры заговорили ямбическим триметром – поэтическим вариантом местного аттического диалекта. Помимо этого, своя стихотворная форма сложилась в хоровых разделах. Ее становление связано с расцветом дифирамба, о котором уже много говорилось выше.

Функции хора и актеров – различны. Актеры повествовали о событиях. Существенной чертой античной драмы было то, что сюжетные события происходили не перед глазами зрителей, а о них сообщали. Хор выступал в роли комментатора, обобщающего и дающего нравственную оценку.

Пример из «Эдипа» Софокла:

Эдип: Увы, мне! Явно все идет к развязке.

О свет! Тебя в последний раз я вижу!

В проклятии рожден я, в браке проклят,

И мною кровь преступно пролита!

(убегает во дворец)

Хор: Люди, люди! О смертный род!

Жизнь людская, увы, ничто!

В жизни счастья достиг ли кто?

Лишь подумает: «Счастлив я!» -

И лишается счастья.

Рок твой учит меня, Эдип,

О, злосчастный Эдип! Твой рок

Ныне уразумев, скажу:

Нет на свете счастливых.

(пер. С. Шервинского)

По мере эволюции, хор в трагедиях уступал место эписодиям, в которых демонстрировали свое мастерство актеры. Это обусловлено было также все более пристальным вниманием драматургов к внутреннему миру человека и его переживаниям.

В 486 году до н.э. впервые в программу Великих Дионисий была введена комедия. Ее происхождение связывают с неофициальной частью дионисовых празднеств (ряженые шествовали с телегой-кораблем – карус-новалис и разыгрывали всевозможные смешные сценки). Ежегодно соревновались 5 комических поэтов (иногда 3). Хор в комедии состоял из 24 человек, и его партия была менее сложной, чем в трагедии. Для комедии была характерна смелая гиперболизация непривлекательных черт человеческой природы: маски актеров выглядели нарочито уродливо, в костюмах использовались всевозможные громоздкие накладки. Первые 50 лет комедия не имела в Афинах сколько-нибудь значительного резонанса. Лишь после 420 года до н.э. этот жанр стал привлекать большее внимание. Единственный комедиограф, чьи произведения дошли до нас – Аристофан.

«Отцом трагедии» называют древнегреческого поэта-драматурга Эсхила (ок. 525-456 до н. э.. Он превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера, тем самым создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея», «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода. Сохранилось всего 7 трагедий.

Софокл (ок. 496-406 до н. э.) - один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, драматург предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) - классический образец жанра. Из более чем 90 написанных трагедий, полностью сохранилось лишь 7.

Еврипид (ок. 480 до н. э. — 406 до н. э.) -младший из трех афинских трагиков. Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Он широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в «Вакханках» и особенно в «Геракле»). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит»). Его трагедии оказали влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них — на европейскую драматургию. Сохранилось 17 трагедий (треть всего наследия) и одна сатировская драма «Киклоп».

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) - древнегреческий поэт-комедиограф, которого называют «отцом комедии». Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к индивидуалистической философии софистов («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана — отклики на актуальные события, выступления против военной политики («Лисистрата»), критика реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), включение фантастических ситуаций («Ахарняне», «Птицы»). Из 40 комедий сохранилось 11.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 688 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2260 - | 2000 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.