РЕЧЕВА́Я АГРЕ́ССИЯ – такое речевое поведение, которое нацелено на причинение вреда (психологического, эмоционального) человеку, группе людей или обществу в целом. Проблема агрессии давно и активно исследуется в социологии, политологии и особенно в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно.
Ю.В. Щербинина определяет Р.а. как «однозначно негативное (хотя и в различной степени), имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких пейоративных определениях, как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п.» [Щербинина 2008: 15–16].
В основе Р.а. лежит установка на негативное воздействие на адресата. Р.а. может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов [Глебов, Родионова].
В межличностной коммуникации «право на речь» каждого из коммуникантов определяется характером дискурса и конкретной речевой ситуацией. Если приоритетное «право на речь» одного из коммуникантов не предусмотрено условиями речевой ситуации и не признаётся другими участниками коммуникации, то речь идёт о вторжении в речевое пространство адресата, т.е. о Р.а. Нарушение речевого паритета может проявляться и как намеренный захват вербальной инициативы, и как пренебрежительное отношение к содержательной стороне высказываний речевого партнёра [Воронцова 2006].
Партнёр по коммуникации не имеет «права на речь», если он профессионально некомпетентен, не обладает достаточной коммуникативной компетентностью, сообщает неистинную информацию, не обладает должным авторитетом.
В научной литературе обычно говорят о следующих видах Р.а.: 1) активная прямая (оскорбления, унижения, угрозы, призывы к насилию), 2) активная непрямая (распространение клеветы и сплетен), 3) пассивная прямая (отказ от общения), 4) пассивная непрямая (отказ дать объяснение, демонстративное молчание) (см., напр., [Завьялова 2003: 562]).
Между тем, приведённая классификация видов Р.а. не является исчерпывающей. Ю.В. Щербинина предлагает несколько принципов классификации. Во-первых, можно классифицировать виды Р.а. по интенсивности. Так, брань или грубое требование явно более выраженные способы агрессии нежели невежливый отказ или скрытый упрёк. По степени рефлексированности говорящим целенаправленности речевого воздействия можно выделить Р.а. осознанную/неосознанную, целенаправленную/нецеленаправленную, инициативную/реактивную [Щербинина 2008: 134]. По степени выраженности можно говорить о явной или скрытой агрессии, по отношению к объекту агрессии – о переходной или непереходной («переходная агрессия направлена на реального и конкретно представленного в данной речевой ситуации адресата, тогда как непереходная агрессия имеет место в случаях, когда говорящий абстрактно ругает “жизнь вообще”, выражая в целом негативную позицию по отношению к обществу, окружающим людям» [Там же: 144]). По числу участников Р.а. может быть массовой или социально замкнутой (групповой, межличностной).
К формам Р.а. обычно относят оскорбление, враждебное замечание, угрозу, грубое требование, грубый отказ, порицание (упрёк, обвинение), насмешку, донос, клевету, ссору, жалобу и нек. др.
Лит.: Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск, 2006; Глебов В.В., Родионова О.М. Особенности речевой агрессии. URL: www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/articles/agr.html; Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. В.К. Мальковой. М., 2002; Завьялова О.Н. Речевая агрессия // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Кокорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 1996; Паремузашвили Э.Э. Речевая агрессия в непрямой коммуникации: КД. М., 2013; Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М., 2011; Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург, 1997; Солдатова Г., Шайгерова Л. Комплекс превосходства и формы интолерантности // Век толерантности. 2001. № 2; Щербаков А.В. Роль СМИ в формировании норм языка // Региональная пресса: классика и современность: сб. науч. ст. / ред. О.А. Карлова. Красноярск, 2006; Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2008.
А.В. Щербаков
РЕЧЕВА́Я ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ – исходное понятие для понимания сущности и исследования динамического аспекта языка, т.е. языка в действии, речи. Р.д. включает процесс порождения (говорение/написание) и восприятия (слушание/чтение, понимание) высказывания/текста и результат этой деятельности с явными и скрытыми следами завершившейся деятельности. Именно в Р.д. проявляется глубинная сущность языка, его функций, его безграничных выразительных возможностей. Р.д. – один из способов социального взаимодействия людей наряду с познавательной, учебной, трудовой, игровой и т.д. деятельностью. Обучаясь речи на языке своего окружения, ребёнок реализует генетически заложенную в представителе рода Homo sapiens языковую способность, одновременно познаёт стоящий за словами и выражениями мир, ценностные ориентиры, поведенческие нормы данного общества, таким образом проходя этап первичной социализации, т.е. вступая в человеческое общество данной языковой, материальной и духовной культуры.
Р.д. органично вплетена в другие формы социального взаимодействия и характеризуется всеми признаками деятельности вообще. В первую очередь это категории мотива, цели, стратегии и тактики как средств достижения планируемого результата, его эффективности в определенных ситуативных условиях. Как любая другая деятельность, она может оказаться уместной и неуместной в данных обстоятельствах, успешной, эффективной или ошибочной, нерезультативной.
Операциональной единицей Р.д. является Речевой акт (см.). Создавая речевые акты, творец речи использует в качестве инструмента единицы и правила системы языка, но не просто воспроизводя их, а «творя», проявляя свой уровень владения этим универсальным даром, демонстрируя себя как Языковую личность (см.). Р.д. – сложное речемыслительное явление, обладающее разными аспектами: коммуникативным (общение), семиотическим (использование языка как знаковой системы), информационным (создание, передача и обмен информацией) и орудийным, исполнительским [Кубрякова 1986: 12].
Употребляясь в речи, язык не только описывает мир, выражает содержание знания, но способен быть и самим реальным действием, элементом самого мира. Наиболее ярко эту мысль иллюстрируют перформативы в сочинениях английского философа Дж. Остина («Слово как действие») и американского учёного Дж.Р. Сёрля («Классификация иллокутивных актов»).
Высказывание Он обещал не опаздывать описывает ситуацию прошлого, а Я обещаю не опаздывать есть сам акт обещания. Это так называемое перформативное высказывание с глаголом в 1-м лице. Точно так же в ситуации бракосочетания Объявляю вас мужем и женой. Или: прошу, благодарю, поздравляю, сомневаюсь, рекомендую, советую, клянусь, проклинаю, завещаю, гарантирую и др.
Лит.: Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004; Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986; Наука глазами гуманитария. М., 2005; Основы речевой деятельности. М., 1974; Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXVII. Теория речевых актов. М., 1986; Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXVII. Теория речевых актов. М., 1986.
А.А. Бернацкая