Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Окуле́сика. См. Паралингвистические средства общения




ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или ПЕРСОНИФИКА́ЦИЯ (от лат. persōna − ‘лицо, личность’ и faсēre − ‘делать’), или ПРОЗОПОПЕ́Я ( от др.-греч.προσωποποιΐα от πρόσωπον − ‘лицо’ и ποιέω − ‘делаю, творю’), – стилистический приём, состоящий в ассоциативном перенесении свойств и признаков человека на неодушевлённые предметы, природные явления, абстрактные понятия, животный и растительный мир. Напр.: Ночью дождь на ёлку / Брызнул втихомолку, / Жаловался тучке: / «Здесь одни колючки!» (А. Чутковская); Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим (А. Пушкин); Страх, во тьме перебирая вещи, / Лунный луч наводит на топор (А. Ахматова).

Близким к О. является приём анимализа́ции, заключающийся в наделении неодушевлённых предметов, абстрактных понятий свойствами животных, напр.: Когда из берёзовой почки выходит весна, / неслышно ступая на мягких невидимых лапах… (А. Расторгуев).

В иной трактовке О. представляет собой приём, состоящий в приписывании чему-л. (явлениям природы, абстрактным понятиям или неодушевлённым предметам) свойств и признаков живых существ [Емельянова 2005: 198]. Такое понимание О. оказывается, с одной стороны, более узким, по сравнению с приведённым выше, поскольку в качестве предмета О. не называются животные, с другой стороны – более широким, т.к. предметы О. наделяются свойствами и признаками живых существ, а значит, не только человека.

Разновидностью О. называют метаго́ге (приписывание чувств неодушевлённым предметам [Хазагеров, Ширина 1999: 242]) и персонифика́цию («полное уподобление неодушевлённого предмета человеку», описание предмета в человеческом облике [Тумина 1998: 125]), хотя чаще О. и персонификацию используют как понятия синонимичные.

В словарях и справочниках О. трактуют как самостоятельный троп, как вид метафоры (в соответствии с античной традицией) или аллегории, как стилистическую фигуру. Это объясняется тем, что О. может выражаться различными способами, напр.: …На краю лощины тесно селились березы, щекоча друг друга ветками (А. Соболев) – метафорическое О.; Дрался Гришка с Мишкой. / Замахнулся книжкой, / Дал разок по голове – / Вместо книжки стало две. / Горько жаловался Гоголь: / Был он в молодости щёголь, / А теперь, на склоне лет, / Он растрёпан и раздет (С. Маршак) – метонимическое О.; И летели сани, / По снегу скользя, / Словно пели сами / Песню про себя (Вс. Рождественский) – О. в форме сравнения.

Некоторые О. прочно закрепились в языке, напр.: дождь идёт, солнце садится, смелый поступок, бегут ручьи.

О. может быть реализовано не только в отдельном словосочетании или предложении, но и в большом фрагменте текста и даже в целом тексте. Примером может служить произведение А. Платонова «Неизвестный цветок».

Необходимо отличать О. как проявление мифологического сознания и религиозных верований древних и О. как приём, являющийся стилистическим преобразованием языка. О. как приём широко употребляется в художественной литературе, напр. при описании природы: (о деревьях) Тут были и статные красавицы во цвете сил, и могучие старцы, украшенные, как медалями, зеленоватыми бляшками лишайников, и хилые болезненные инвалиды с заросшими следами от топора бездушного человека, который ради глотка березового сока не постыдился поранить дерево (Н. Волков); Начал идти редкий снег. Он падал медленно, неохотно. Отдельные снежинки останавливались в воздухе, иногда даже подымались вверх, будто раздумывали, как незаметнее лечь на землю (К. Паустовский).

О. используется также в научных и публицистических текстах, напр.: Кедр забирается к верхней границе лесов и спускается к подножию гор. На верхней границе кедровые леса редеют (А. Гавеман. Лес. Беседы лесовода); С матушкой-погодой не договоришься, у неё норов крутой: то солнцем одарит, то дождями зальёт да ещё снег вдогонку пошлёт (СГ. 15.10.2009).Встречается в газетных заголовках: Лукавые дни (АиФ. 16.11.2011); Добродушная эпоха (ЛГ. 18 24.02.2009); Что готовит весна? (СГ. 04.03.2010).

Наиболее характерна для О. функция изобразительная. Реже оно употребляется как средство создания комического эффекта: Мысль, явившаяся Люсе, застала её врасплох (В. Распутин); Дома ему были не рады ни жена, ни примкнувшая к ней сковородка (Анекдоты от Михалыча. М., 2005).

Лит.: Болквадзе Б.И. Олицетворение как феномен речевого художественного мышления. Воронеж, 1995; Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; Ким Х.Р. Семантика средств олицетворения в идиостиле И. Бродского: КД. М., 2008; Константинова С.К. Семантика олицетворения. Курск, 1997; Копнина Г.А. О лингвистическом статусе приёма олицетворения // Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика: сб. мат-лов междунар. науч. конф. (Красноярск, 21–23 сентября 2005 г.). Красноярск, 2005; Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Ростов н/Д, 2006; Тумина Л.Е. Олицетворение // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, М., 1998; Фам Нгок Лам. Олицетворение имён существительных с немотивированным родом в современном русском языке: АКД. М., 1999; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Чеботарёва И.М. Олицетворение в детской речи: КД. Белгород, 1996; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.

Г.А. Копнина





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 622 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2359 - | 2118 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.