КРАСНОРЕ́ЧИЕ (калька с лат. eloquentia) – 1. Ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать. 2. Искусство создания словесных произведений определённой сферы общения (К. политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).
Впервые слово «К.» встречается в сочинениях протопопа Аввакума: «… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии» («Житие протопопа Аввакума»). Инициатором ввода термина «К.» в русскую науку был М.В. Ломоносов, который в «Кратком руководстве к красноречию» (1748) ясно различал риторику и К.: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…» (1743), а «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» (1747). Таким образом, риторика – это «наука», «учение», правила, а К. – «искусство», умение говорить и писать. Вместе с тем, поскольку Ломоносов пишет о «правилах обоего красноречия: оратории и поэзии», то под К. понимается также совокупность текстов словесных произведений.
Это понимание К., восходящее к Цицерону, продолжается в риториках и теориях словесности конца XVIII – первой половины XIX веков – ср. у М.М. Сперанского: «…Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром… И вот то, что собственно называется риторикою». Риторика есть «средство усилить красноречие», даруемое природой (здесь и далее цитаты русских классиков риторики по книге [История русской риторики 2002]). Ср. у А.Ф. Мерзлякова: «Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие … есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики – правила, служащие к образованию оратора». Ёмко выражает сущность двух терминов Я.В. Толмачёв: «риторика есть та наука, которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству», «наука красноречия».
Учитель Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский называл К. и его разные области («гражданское К.», «политическое К.», «духовное К.») «ораторством». Поскольку «ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других», то «оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений, движет страсти − красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души».
Для русской риторики характерно различение истинного и ложного К. Истинное К. состоит не в том, чтобы «блистать риторическими украшениями и выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется им, глубокомысленнее…». Оно, по мысли Н.Ф. Кошанского, имеет три признака: «силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом, последний существенно отличает истинное красноречие. Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели».
Указанная выше семантическая разница между терминами «К.» и «риторика» как между природным дарованием и наукой, теорией ясно ощущалась ещё в начале ХХ в. Так, А.Ф. Кони писал: «Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирождённую, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, т.е. быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть». Значит, К.– прирождённо, а стать оратором можно через изучение науки и выполнение некоторых риторических советов.
После критики риторики в середине XIX в. и выведения её из состава преподавания термин К. потерял свою определённость и в настоящее время употребляется в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных выше значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы К. в книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений.
В современной научной литературе К. употребляется как термин для обозначения области ораторского искусства − ср. выделение Л.К. Граудиной до десяти родов и видов К. в русской риторике XIX в.: духовное (церковно-богословское), академическое, судебное, дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое), военное, социально-бытовое. Данная классификация обычно повторяется в современных пособиях, в сущности, являясь классификацией видов профессионального общения (см. [Русское красноречие 1997]), где собраны образцы публицистического, судебного, церковного и политического красноречия.
Тот факт, что термин К. продолжает оцениваться, в основном, как искусство речи, доказывается употреблением слова К. в классической научно-педагогической, философской и художественной литературе, причём более с оттенком научного популяризаторства, защиты искусства убедительного и яркого, выразительного и действенного слова. Ср.: Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов (Л. Вовенарг); Истинное красноречие – это умение сказать всё, что следует, и только то, что следует (Ф. Ларошфуко); Красноречие должно быть стремительно (Н. Трюбле); Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий (М.М. Сперанский).
Лит.: Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Аннушкин В.И. Красноречие // Русская речь. 2005. № 4; Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003; Античные риторики / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений ППС. Т. VII, М., 1952; Русское красноречие. Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ / сост. Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. Екатеринбург, 1997; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
В.И. Аннушкин