Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИНТЕРТЕКСТУА́ЛЬНОСТЬ. См. ИНТЕРТЕКСТ




ИНТИМИЗА́ЦИЯ ПОВЕСТВОВА́НИЯ – стилистический приём, включающий такое использование речевых средств, в результате которого создаётся эффект доверительного непосредственного общения автора с читателем или слушателем.

И.п. предполагает выражение субъективно-эмоционального восприятия и оценки действительности. Автор выступает как собеседник читателя или слушателя, доверительно делясь с ним своими сокровенными размышлениями, рассчитывая на взаимопонимание.

Речевые средства И.п. органически связаны с формами субъективной модальности и включают в себя лексико-семантические, фразеологические, грамматические явления, носящие, преимущественно, разговорный характер. Поэтому при использовании данного приёма, наряду с книжными словами и выражениями, в повествование включаются и разнообразные формы разговорной речи. В качестве основных средств создания И.п. можно отметить форму изложения «от первого лица», непосредственное обращение к читателю (см. Диалогизация монологической речи), употребление слов и оборотов разговорного характера, вставные конструкции, сбивчивость изложения, присущую неподготовленной разговорной речи. Указанные средства дают автору возможность открыто выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам, вовлечь читателя в открытое обсуждение, влиять на его сознание и чувства, ведя с ним доверительный разговор. Создавая таким образом эффект непосредственной беседы с читателем (слушателем), автор подводит его к определённым выводам и формирует ответную реакцию реципиента. Основная функция И.п., сводится к тому, чтобы сформировать в основных чертах читательское восприятие и оценку, его ориентацию в этом вопросе и позицию. Напр.: Нам оказали высокое доверие… Хранить ядерные отходы. Чем руководствовались проголосовавшие за ввоз в Россию ОЯТ депутаты – гадать не приходится: в головах большинства из них шелест долларовых купюр давно заглушил соображения здравого смысла. О нас, доверивших им представлять наши интересы, «слуги народа», похоже, забыли подумать. <…> Как ни крути, мы их выбрали, а они нас предали. Подведём итог нашему счастью. Привалило-то оно именно нам, ведь на территории нашего края и будут храниться 75% ввозимых из-за границы отходов… (Новый гудок. 12.10.2001).

И.п. широко используется в художественных и в публицистических текстах.

Лит.: Бельчиков Ю.А. Об интимизации изложения в очерках 70 80-х годов XIX века // Исследования по славянской филологии. М., 1974; Бельчиков Ю.А. К вопросу об интимизации изложения в очерках последней трети XIX в. // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения I–VIII. М., 1978; Денисова С.П. Интимизация как одна из специфических черт художественного текста // Статус стилистики в современном языкознании: тезисы докладов. Пермь, 1990; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.

А.А. Кузнецова

ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intonāre − ‘громко произносить’) – ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. У И. важная роль. Во-первых, она является грамматическим признаком предложения: именно ею предложение отличается от словосочетания. Произнесём предложение Мы поехали в лес, но не полностью, а только до слова в лес («захлопнем» рот после слова поехали, как посоветовал А.М. Пешковский) и запомним И. А теперь произнесём предложение Мы поехали. Есть разница? Есть. В первом случае мы поехали является частью предложения, во втором – законченным предложением, и показала нам это И. Именно она превращает одно слово и даже один звук в предложение:

Другая функция И. – выражать значения. Этому служит ряд средств: интонационная конструкция, место центра интонационной конструкции, синтагматическое членение.

1. Интонационная конструкция (ИК) – это интонационно оформленное предложение или его часть. В русском языке семь типов ИК.

ИК-1 – это И. повествовательного предложения. Она начинается со среднего тона, на центре ИК тон понижается и сохраняется на этом уровне до конца предложения:

ИК-2 оформляет вопросительные предложения с вопросительным словом: Что случилось? Тон на гласном центра выше среднего, он может слегка понижаться в пределах ударного слога. Ударение усиленное. ЭтуИ.часто называют восклицательной, т.к. она сопровождает восклицательные предложения: Ура! Мы ломим! Гнутся шведы!

ИК-3 – это И. предложений без вопросительного слова: Вы были в библиотеке? Это ваша машина? Предударная часть ИК-3 начинается на среднем тоне. На ударном слоге тон резко взлетает и тут же начинает понижаться. На заударной части тон ниже среднего.

ИК-4 типична для неполных вопросительных предложений с сопоставительным союзом а: А Наташа? А ты? А почитать? Предцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре тон резко понижается, но сразу же, в пределах ударного слога, начинает повышаться и сохраняется на этом уровне в заударной части:

ИК-5 наиболее ярко выступает в предложениях со значением положительной оценки (‘восхищение’), содержащих местоименное слово:

У ИК-5 два центра: первый находится на местоимении, второй – на слове, с которым это местоимение связано. Предударная часть ИК-5 произносится на среднем тоне. На первом центре тон повышается выше среднего и сохраняется на этом уровне до второго центра. На втором центре тон падает, и заударная часть произносится на уровне ниже среднего. Гласные обоих центров произносятся с большей силой.

ИК-6 начинается на среднем тоне, на гласном центра тон повышается; высота тона сохраняется и на заударной части:

ИК-6 чаще всего употребляется как И. незавершённости, « живёт»в самых разных предложениях, но особенно любит сказки: Царь с царицею прости6лся, / В путь-дорогу снаряди6лся, / А царица у окна6 / Села ждать его одна1. (А. Пушкин)

ИК-7 ярче всего выступает в предложениях, выражающих отрицательную оценку. Предударная часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается и заканчивается смычкой голосовых связок (врменное прекращение выдоха, обрыв тона, как, напр., в слове: Не-а!) В заударной части тон ниже среднего.

Типы ИК различают смысл предложений, ср.: Та1м. Та3м? Та2м! Ср. также примеры ИК 5/6/7.

2. Центр интонационной конструкции. Он находится на ударном гласном какого-л. слова. Именно движением тона в центре различаются 7 типов ИК. Центр ИК выделяет наиболее важное в сообщении или вопросе: Ма3ша пошла за грибами? Маша пошла3 за грибами? Маша пошла за гриба3ми? Передвижение центра ИК может выражать и более сложные смыслы, напр.: На международном конкурсе пианистов один музыкант спросил профессора Московской консерватории: «Что вы думаете о моей игре?» И профессор ответил: «У вас высокая техника. Но ваша игра говорит: 2 играю Шопена. А я учу студентов так: Я играю Шопе2на. (пример Е.А. Брызгуновой).

3. Синтагма. Предложение может содержать в себе одну интонационную конструкцию: Высохли цветы1. Две: И глядят уны6ло / голые кусты1. (А. Плещеев).Более двух: Но царевна всех миле3е, / всех румя3ней / и беле1е. (А. Пушкин)Интонационно оформленные звучащие отрезки называются синтагмами. В предложении столько синтагм, сколько ИК. Синтагматическое членение также может различать смыслы, ср.: Зде3сь / они жили ра1ньше сообщение. Зде3сь они жили раньше? вопрос; Дайте мне другу2ю интересную книгу предыдущая книга была интересной. Дайте мне другу2ю, / интере2сную книгу книга была неинтересной.

Определять смысл предложения могут центр ИК и синтагматическое членение одновременно: 1) Казни1ть, / нельзя1 помиловать; 2) Казнить нельзя1, / поми1ловать.

Помимо ситуативных смыслов (примеры выше) И. может выражать стилистические различия, ср.: 1) Закро2йте окно! требование. Закро3йте окно! просьба;2) Здра1вствуйте./ Запишите тему уро1ка нейтрально. Здра4вствуйте./ Запишите тему уро4ка назидательно;3) На Красную пло3щадь / вступают та1нки нейтрально. На Красную пло6щадь / вступают та2нки! празднично-торжественно. Умелое использование стилистических возможностей И. является признаком хорошего владения языком.

Лит.: Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984; Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Том I. М., 1980; Румянцев М.К. Интонация: проблема нормативности // Филологические науки. 2010. № 2.

Л.Б. Парубченко

ИНФОРМАТИ́ВНОСТЬ РЕ́ЧИ качество речи, состоящее в её соответствии постулату, который в формулировке Г.П. Грайса гласит: «Твоё высказывание должно содержать информации не больше и не меньше, чем требуется для выполнения текущих целей диалога» [Грайс 1985: 222].

В соответствии с этим качеством речь должна быть актуальной и давать новое знание о предмете с учётом интересов и запросов адресата. Её содержание, как и форма подачи информации, зависит от условий, в которых происходит речевое общение: «Напр., если вы спешите в магазин, чтобы купить молоко, вас не оставит равнодушным сообщение: Молоко ещё не привезли. Но вряд ли кого в этой ситуации заинтересует такое высказывание: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от неё отказываться? – Нет! Подобная тирада, естественно, может вызвать лишь раздражение, так как никакой информации не несёт» [Голуб, Розенталь 1997: 5], точнее в ней нет нужной информации. Кроме того, объём информации различен в текстах, рассчитанных на краткую форму её подачи и форму расширенную (ср.: текст протокола и выписки из протокола, текст диссертации и реферата на неё).

Некоторые исследователи разграничивают информационную насыщенность речи и И.р., считая, что «информационная насыщенность текста абсолютный показатель качества текста, а информативность относительный, поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя» [Валгина 2004: 231]. Один из способов повышения И.р. – информационная компрессия, которая заключается в том, чтобы «добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств» [Там же: 244]. Ущерб информационной насыщенности речи наносят лишние слова, слова-паразиты, неоправданные повторы слов, тавтологии и плеоназмы.

В теории текста И.р. рассматривается как текстовая категория (см. Текст), которая представляет собой обязательный признак текста и проявляется на фоне его тематического и композиционного развёртывания в системе координат «автор – текст – читатель (слушатель)» [Реброва 2011: 113]в разных формах – «…нулевой, когда в тексте не содержится ничего нового, а лишь повторяется уже известное, до концептуальной, для выявления которой необходим скрупулезный анализ текста. Между этими полюсами располагается информация различной степени насыщенности (меры новизны)» [Котюрова 2003: 110]. Информативность текста обусловлена его функционально-стилевой принадлежностью, жанровой спецификой и вхождением в определённое культурное пространство.

Лит.: Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус. М., 2009; Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М., 2004; Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М., 1997; Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Елистратова И.В. Характер взаимодействия категории информативности и категории модальности в тексте художественного произведения (жанр рассказа): АКД. М., 2001; Иванов Л.Ю., Щербаков А.В. Информативная насыщенность речи // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Котюрова М.П. Информативность текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003; Нечепоренко Н.М. Категория информативности в малоформатном научном тексте энциклопедического характера: когнитивный и дискурсивный аспекты (на материале английских и русских лингвистических энциклопедий): КД. Астрахань, 2011; Реброва И.В. Информативность // Текст: теоретические основания и принципы анализа: учеб.-науч. пособие. СПб., 2011.

Г.А. Копнина

ИНФОРМАТИ́ВНЫЕ ЖА́НРЫ РЕ́ЧИ – тип Речевых жанров (см.), цель которых состоит в различных «операциях» с информацией: предъявление её адресату или запрос, подтверждение или опровержение, выражение сомнений в достоверности сведений или отведение таких сомнений. Самые распространённые И.ж.р. – Сообщение (см.) и Вопрос (см.). Важно различать И.ж.р., начинающие общение (вопрос, сообщение), и жанры-реакции, являющиеся ответной репликой (согласие с мнением, опровержение, возражение, ответ, отказ от ответа), а также жанры монологичные и диалогичные, т.е. многоактные и многоавторские (разговор, дискуссия, полемика).

И.ж.р. представлены во всех сферах речи.

В обыденном общении они свободны в отношении фактора автора: в принципе с сообщением и вопросом может выступить любой. Однако культурные ограничения зависят от возраста (Дети не задают таких вопросов взрослым), пола (Женщин об этом не спрашивают), социального положения и роли (Не надо откровенничать со студентами).

В деловой сфере общения такие И.ж.р., как отчёт, служебная записка, докладная записка (см. Жанры официально-делового стиля) закреплены за особого рода информацией, строго регламентированы в своём языковом воплощении вплоть до расположения на листе отдельных фрагментов текста. Вместе с тем в этой сфере есть ситуации, когда вопросы задаются только людьми с особыми полномочиями, а ответы адресат формулировать обязан (допрос, дознание, судебное разбирательство). Сложные (многоактные, диалогичные) И.ж.р. со множеством авторов-адресатов: Семейная беседа (см.), Светская беседа (см.), флирт, ссора и скандал.

В научной сфере общения И.ж.р. преобладают – это Тезисы (см.), статьи (см. Научная статья), научные доклады (см. Доклад), учебные и публичные лекции (см. Лекция); в научной дискуссии важно владение жанрами вопроса, ответа оппоненту, возражения, выступления «в защиту». В учебном общении, напр., на экзамене, собеседовании автор вопросов запрашивает информацию, ему заведомо известную, что составляет специфику этого диалогического жанра.

В политической сфере общения с информацией определённого типа могут выступать только специально уполномоченные лица (заявление). В массовой коммуникации И.ж.р. культивируются согласно теории информационных и аналитических жанров журналистики.

Наиболее тщательно изучены и описаны И.ж.р. художественной литературы – от эпоса до лирического стихотворения [Тамарченко и др. 2011].

Языковое воплощение И.ж.р. определяется грамматическими и интонационными приметами, хорошо описанными в грамматиках как способы оформления повествовательных и вопросительных предложений. Для различения И.ж.р. существенны модальные показатели – частицы и вводные слова: Он действительно приехал; Он вроде бы приехал; Разве он приехал? «Большие» информативные жанры имеют сложную речевую организацию, см. напр. [Коньков 2004].

Лит.: Галактионова И.В. Средства выражения согласия // Идеографические аспекты русской грамматики. М., 1988; Дементьев В.В. Беседа светская; Разговор по душам; Флирт // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007; Кириллова И.А. Речевое действие «делиться» и его жанровое поле // Жанры речи: сб. ст. Саратов, 1999; Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004; Митягина В.А. Коммуникативные действия в академическом дискурсе: экзамен как жанр // Жанры речи: сб. ст. Саратов, 2009; Панченко Н.Н. Сплетни как жанр бытового общения // Жанры речи: сб. ст. Саратов, 2007; Рытникова Я.Т. Беседа семейная // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007; Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). Пермь, 2002; Седов К.Ф. Разговор // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007; Тамарченко Н.Д., Магомедова Д.М., Тюпа В.И., Дарвин М.Н. Теория литературных жанров: Учеб. пособие для вузов. М., 2011.

Т.В. Шмелёва

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1892 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.