Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индивидуа́льный стиль. См. Идиостиль




 

ИНОСКАЗА́НИЕ − общее название приёмов, связанных с изображением какого-л. явления, события, свойства, признака и т.д. под видом другого явления, события, свойства, признака: Эзопов язык (см.), Аллегория (см.), Эвфемизм (см.), Аллюзия (см.), Антифразис (см.), Умолчание (см.), Перифраза (см.), Антономазия (см.).

Причины обращения авторов текстов к И. различны. Все их условно можно разделить на внешние по отношению к творческим задачам и обусловленные, мотивированные художественными (эстетическими, стилистическими) потребностями.

Одна из основных внешних причин − отсутствие свободы выражения в условиях цензуры. Так ещё в VI в. до н.э. возник Эзопов язык (см.) (или эзоповская речь) − особый вид тайнописи. Термин «эзопов язык» происходит от имени древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом и потому не мог открыто, свободно говорить правду. Выражение «эзопов язык» ввёл в широкий оборот М.Е. Салтыков-Щедрин, который назвал так особую «рабью» манеру иносказательного изложения. Большинство сказок самого Салтыкова-Щедрина было создано в 80-ые годы XIX в., в период жестокой политической реакции. К эзопову языку обращались художественная литература, критика и публицистика в периоды усиления репрессий. К жанрам, преимущественно используемым в этом виде И., относятся басня и сказка, им характерны сюжеты на античные, библейские, исторические темы, использование псевдонимов и др.

Другая внешняя по отношению к творческим задачам причина возникновения И. − запреты (табу) на использование тех или иных слов и выражений первоначально из-за суеверий и предрассудков (см. Языковое табу), а впоследствии из-за требований речевого этикета. Так, напр., возникло такое средство иносказания, как эвфемизмы − слова и выражения, употребляемые вместо непристойных, резких, интимных и т.п. Напр., вместо «умер» говорят приказал долго жить, отправился в мир иной, отправился к праотцам, отдал Богу душу, ушёл в мир иной, ушёл в лучший из миров, преставился и др.; вместо «вор» – нечистый на руку; вместо «беременна» − в интересном положении; вместо «проститутка» – ночная бабочка, путана, женщина лёгкого поведения и т.п.

К приёмам И., возникшим не из-за внешних по отношению к творческим задачам причин, а вследствие собственно художественных, эстетических, стилистических потребностей, можно отнести перифразу − замену какого-л. слова или выражения описательным оборотом (напр., «чёрное золото» об угле и нефти, «белые воротнички» о конторских, офисных служащих) и такую её разновидность, как антономазия − замена имени собственного описательным оборотом: «страна восходящего солнца» вместо «Япония» и др.

Но большинство приёмов И. авторы используют по соображениям как цензурным, так и художественным, стилистическим. Напр., аллюзия − намёк на широко известный исторический, политический, культурный факт − может быть вынужденной и в таком случае использоваться как элемент эзопова языка, но может быть и собственно художественным средством, в частности «может выполнять текстообразующую функцию, т.е. быть смысловым центром небольшого литературного произведения». Поскольку аллюзия намекает на общеизвестное, то зачастую прямая отсылка к этому общеизвестному с эстетической и логической точек зрения бывает излишней.

Как внешними, так и творческими обстоятельствами может быть обусловлено использование другой разновидности И. – аллегории. Аллегория − это выражение отвлечённой идеи, понятия в конкретном художественном образе. Напр., в изобразительном искусстве отвлечённое, абстрактное нельзя выразить иначе как через конкретное, поэтому возникновение аллегории в данном случае неизбежно (образ сердца, пронзённого стрелой − это аллегория любви, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках − аллегория правосудия и т.д.). Аллегория существует в литературе с античных времён (Гомер, Гесиод, Архилох, Алкей и др.). Она была очень распространена в средневековом искусстве, характерна для художественных стилей эпохи Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

С точки зрения структуры приёмы И. можно разделить на простые и сложные. К простым относят, напр. антифразис и эвфемизм, т.к. для их создания бывает достаточно заменить одно слово другим («Откуда, умная, бредёшь ты голова?» Вместо «глупая» умная − антифразис; вместо «врать» дезинформировать − эвфемизм). К самым сложным приёмам И. относят аллегорию и эзопов язык. Не зря в название последнего включена лексема «язык». Это действительно особый язык, реализующийся часто в специальных иносказательных жанрах (басня, притча, моралите, сказка).

Как видно, И. неразрывно связано с таким понятием, как Подтекст(см.), поскольку в иносказательном тексте основной смысл, ради которого текст и создаётся, содержится именно в подтексте. Понимание иносказательного текста зависит от умения «читать между строк». Это всегда «два текста в одном».

Лит.: см. лит. к ст. Аллегория, Аллюзия, Антифразис, Эвфемизм, Эзопов язык, Умолчание, Перифраза, Антономасия, Подтекст.

О.Н. Емельянова

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.