Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познание как отражение действительности




Понятия “сознание”,

“мышление”, “познание”, “дух”, “интеллект”, “идеальное” и др. фиксируют

свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются си-

нонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того

же феномена.

Сознание - имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высо-

коорганизованной материи, позволяющее реалистически, но творчески пре-

образовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Понятие сознания является родовым по отношению ко всем действиям чело-

века, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен ак-

тивно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя спе-

циальным образом лишь самые общие черты проблемы - историческое про-

исхождение, меру зависимости от материального носителя, основные спосо-

бы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т.п.

Общепризнанно, что сознание - способ жизнедеятельности человека,

требующий умения путем мыслительной деятельности строить и кратко-

срочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий независи-

мых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими

предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, разви-

тые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяю-

щая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными

предпосылками данной способности является необходимость в передаче чле-

нам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно пе-

редать биологическим путем, т.е. по наследству.

Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосы-

лок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в це-

лом, позволяет сформулировать и методологические установки, на базе кото-

рых возможно логически последовательным образом поставить и исследо-

вать проблему функционирования сознания, т.е. – проблему познания.

Познание, таким образом, можно определить как “сознание в действии”,

как процесс последовательного (т.е. целенаправленного) движения индиви-

дуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом являет-

ся постижение истины, и достижение этой цели является результатом “пра-

вильно” направленной деятельности сознания.

Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой

его исследования, является положение о сознании как активно-творческом

отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает

необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлени-

ем обычно понимают “сознание в действии” без акцентирования его целена-

правленности). Понятие “творчество” подчеркивает неоднозначность ответ-

ной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос “где истина?” - не

случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление

“неоднозначно по определению”, можно ли верить в его достоверность даже

при условии наличия цели мышления?

К слову сказать, само умение сознания ставить цель, заслуживает специ-

ального осмысления. Еще в Античной Греции это умение сознания было

сформулировано как парадокс: “Как мы можем искать то, чего совсем не зна-

ем, а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать”? Дело в том, что

мышление начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если

оно “определило” наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуа-

ции, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, соз-

нание попросту бездействует (“спит”), а человек если и действует при без-

действующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов,

как животное.

С.Л.Рубинштейн определил проблемную ситуацию как ситуацию, в ко-

торой неизвестное дано не прямо, а через личностное отношение к тому, что

содержится в данной ситуации. Иными словами искомое в мышлении дано

не прямо, а опосредованно в виде условий задачи, которую необходимо ре-

шить. При этом “условиями” задачи являются известные факты (информа-

ция, знание), сопоставление (анализ, синтез и/или обобщение) которых по-

зволяет получить новое знание. Отсюда можно вывести и основной алгоритм

мышления (познания): для решения любой познавательной задачи необходи-

мо заполнить “пробел” в знаниях, который всегда выступает в виде внешнего

противоречия требований задачи и ее условий. Неизвестное обнаруживается

через свою связь с тем, что известно. Область поисков истины, таким обра-

зом, в мышлении сведена к логическому навыку формулировки для самого

себя так называемого “недоступного” вопроса, который может быть сведен

мышлением к последовательному ряду доступных для самого себя вопросов.

“Доступными” при этом называются вопросы, ответы на которые мышлению

относительно легко получить с помощью известной для него (или “доступ-

ной”) информации.

Вопрос о том, как, каким образом человек познает окружающий мир и

самого себя, как уже отмечалось выше, остается открытым еще со времен

Античности. Это означает, что единого ответа на него не существует. Ряд

философских направлений признают возможность познания истины и, сле-

довательно, возможность познания самих механизмов мышления. Ими соз-

дана теория познания - гносеология. Часть философских школ и учений пол-

ностью или частично отказывают сознанию в способности проникнуть в

тайны бытия. Мыслителей, полностью или частично отказывающих созна-

нию в способности познать мир таким, каким он является на самом деле, на-

зывают агностиками.

Так, английский философ Д.Юм говорил: “... опыт учит нас тому, что

одно явление следует за другим, но не открывает нам тайной связи, соеди-

няющей их и делающих их неотделимыми друг от друга”. Немецкий фило-

соф И.Кант писал: “Естествознание никогда не раскроет нам внутреннего со-

держания вещей, т.е. того, что, не будучи явлением, может, однако, служить

высшим основанием для объяснения явлений”. По мнению еще одного анг-

лийского мыслителя Пирсона человеческий разум подобен телефонисту, ко-

торый никогда не видел внешнего мира, вещей самих по себе, но судит о них

по чужим телефонным разговорам.

Спор о степени познаваемости мира и самого себя легче всего понять,

обратившись к исследованию одной из форм общественного сознания, кото-

рая занимается изучением ядра сознания - знания. Этой формой обществен-

ного сознания является наука, и именно в науке, сущность которой состоит в

добывании нового знания, концентрируются все проблемы сознания.

Наука - не просто знание и не просто процесс его добывания. Это -

очень сложная система знания, включающая в себя различные виды взаимо-

связи знаний и их уровни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.