Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Логическое и диалектическое противоречие




Формальная логика – наука о законах и операциях правильного мышления. Главное, чему учит формальная логика - это схемы (структуры) правильного мышления, правильного

рассуждения, ведущего к получению истины. Правильным, например, является

рассуждение по следующей схеме: "Если есть первое, то есть и второе; есть

первое, следовательно, есть и второе". По этой схеме из высказываний "Если

есть день, то светло" и "Сейчас день" следует высказывание "Сейчас светло".

Конкретные высказывания, подставляемые в данную схему, обязательно должны

быть истинными; тогда следствие, вытекающее из наличия первого, всегда будет

истинным высказыванием-утверждением. Любая схема правильного логического

рассуждения является логическим законом.

Центральный закон формальной логики - это закон непротиворечия. Закон

непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической

логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представле-

ние о предмете: "Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо проти-

воположенных (противоречащих друг другу) признака". Закон непротиворечия -

логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут

быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое

противоречие.

Логическое противоречие - это два высказывания, из которых одно является

отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о

предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представле-

ние об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. На-

4. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 249.

пример, высказывания "Железо является химическим элементом" и "Железо не

является химическим элементом" образуют логическое противоречие, так что

истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических симво-

лах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы:

“Неверно, что p и не-p”

~ (p & ~ p),

где: p - некоторое высказывание;

& - конъюнкция (“и”);

~ - отрицание (читается как “не”, или “неверно, что”).

Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное вы-

сказывание - не соответствует действительности. Закон непротиворечия позво-

ляет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных

предметах. Поэтому формальная логика утверждает: "Отсутствие противоречия

в нашем знании о предмете - критерий истинности знания".

В "Науке логики" Гегеля понятие "противоречие" по-прежнему остается в

центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль:

"Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий

заблуждения". Как это понимать?

И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек

сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не

вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей.

Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: "Изменчив

или устойчив мир?" На такой вопрос можно дать противоположные ответы. "Да,

изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто

не существует вечно". "Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетруд-

но заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся

структуры, процессы, черты". Ни один из противоположных ответов нельзя ни

принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазви-

вающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики:

для арифметики - положительные и отрицательные числа, для физики - положи-

тельные и отрицательные заряды, для химии - ассоциация и диссоциация, для

биологии - наследственность и изменчивость и т.д. Но первоначально все эти

противоположности рассматривались как антиномии, т.е. как непреодолимые

противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определе-

ний может быть убедительно обосновано.

Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого

возможен синтез - объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа

формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает

вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим

противоречиями. Обратим внимание на два обстоятельства.

1. Существует различие между формально-логическими (или просто "логиче-

скими") и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рас-

сматриваются специальной наукой - формальной логикой, диалектические

подлежат изучению в философской науке - диалектической логике. При этом

формулируется требование: диалектические противоречия должны формулиро-

ваться (описываться) логически непротиворечиво.

2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антино-

мий - проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических

противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате

изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку анти-

номия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса.

Путь разрешения диалектических противоречий - нахождение посредствующих

звеньев ("среднего термина"). Диалектическое противоречие с помощью

"среднего термина" связывает противоположные высказывания в логически

непротиворечивое понятие (целостность, единство).

Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследствен-

ности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в

рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпус-

кулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой

механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как анти-

номия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объе-

диняющая эти противоположности.

Таким образом, научные теории уже в середине XIX - начале XX века начи-

нают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И

именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической форму-

лой:

"А равно и в то же время не равно А"

(А = А) & (А = ~ А)

Эта формула означает, что конкретное тождество - это тождество с различи-

ем. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся,

себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой

себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний.

Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый

момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т.е. в какой-

то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позво-

ляет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характери-

зуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диа-

лектическое противоречие - это и есть структура переходного состояния не

статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура

представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам и 2)

способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разу-

мом).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 899 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.