1. Понятие «сохранение культурного наследия» включает в себя: (уберите лишнее)
а) изучение исторического и культурного наследия;
б) популяризацию культурно-исторических памятников;
в) коммерциализацию пользования культурным наследием;
г) приватизацию памятников.
2. Культурные ценности – это: (уберите лишнее)
а) артефакты духовного характера;
б) инкунабулы;
в) артефакты светского характера прошлых эпох;
г) патина.
3. Критерии отнесения культурных объектов к числу охраняемых памятников (выберите главные):
а) уникальность;
б) всеобщая значимость;
в) высокая стоимость в денежном эквиваленте;
г) результат семиотического анализа.
4. Проблемы сохранения культурных памятников нашли отражение в творческом наследии:
а) Н.А. Рубакина;
б) В.И. Вернадского;
в) Д.С. Лихачева;
г) А.Ф. Лосева.
5. ВООПИиК – это __________________________________________.
6. Государственная художественно-реставрационная мастерская носит имя:
а) А. Бенуа;
б) И.Э. Грабаря;
в) А.А.Бахрушина.
7. Сохранение культурных и исторических памятников народа зависит от: (уберите лишнее)
а) действенного законодательства в этой сфере;
б) культурной политики государства в конкретный исторический период;
в) законов рыночной экономики;
г) веяний моды.
8. К видам культурного наследия относятся: (продолжите ряд)
садово-парковые ансамбли, усадьбы, монастыри
___________________________________________________
9. Среди причин, лежащих в основе разрушения национального культурного достояния: (уберите лишнее)
а) экономические возможности государства и хозяйственные преобразования;
б) религиозные установки;
в) шовинистические настроения в обществе;
г) общественные реформы и революции.
10. Мотивы и причины сохранения объектов природного и культурного значения: (уберите лишнее)
а) преемственность, передача памяти и опыта;
б) страх перед будущим, признание сакральной роли объекта;
в) войны и военные конфликты;
г) стремление доказать свою исключительность.
11. Культурный объект приравнивается к числу культурных ценностей в результате: (выделите главное)
а) субъективной оценки исторического памятника официальным лицом;
б) всеобщности и значительности для общества;
в) решения государственных организаций, ответственных за сохранение наследия.
12. Российский опыт изучения и сохранения наследия начинается с:
а) XV века;
б) XVIII века;
в) XI века;
г) XX века.
13. Частная коллекция какого исторического деятеля стала первым общественным музеем в Европе:
а) Ф. Петрарки;
б) Л. Медичи;
в) М.В. Ломоносова;
г) Дж. Боккаччо.
14.Паспортизация памятника культуры это:
а) занесение сведений о памятнике в каталог;
б) определение его местоположения на карте;
в) фотография, описание, историческая справка.
15. В чем выразилось идеологическое давление государства в деле сохранения памятников культуры в 20-30–е годы XX века:
а) в сохранении усадеб выдающихся деятелей культуры и искусства;
б) в разрушении культовых сооружений;
в) в создании научной базы в сфере охранных технологий.
16. Утрата уникальных архитектурных сооружений связана с их:
а) музеефикацией;
б) неправильной эксплуатацией;
в) преобразованием в историко-культурный музей-заповедник.
17. Памятник истории и культуры обладает стабилизирующей функцией в обществе благодаря: (выбрать главное)
а) формированию индивидуального сознания у молодого поколения;
б) сбалансированности систем ценностей различных поколений;
в) трансляции традиций.
18. Учет памятников культуры предполагает осуществление нескольких этапов работ, среди них: (уберите лишнее)
а) выявление;
б) изучение;
в) демонстрирование на выставках и в печати;
г) подготовка научной документации.
19. Деятельность в сфере охранных технологий слагается из: (подчеркните главное)
а) научно-исследовательской работы;
б) популяризации деятельности реставраторов;
в) издания законодательных актов;
г) консервационных и реставрационных работ.
20. Реставрация произведения живописи – это:
а) действия по удалению с картины поздних наслоений и воссоздание утраченных частей;
б) деятельность по определению подлинности произведения;
в) научно-исследовательская работа в области физико-химических технологий.
21. Консервация - это:
а) удаление с художественного полотна более поздних слоев живописи;
б) сохранение предмета путем применения технических мер, предохраняющих предмет от порчи во время бездействия.
в) создание щадящего режима эксплуатации.
22. Реадаптация исторического памятника – это _______________________________________________________
23. В старину термины «чистка икон», «поновление», «подправка» обозначали:
а) процесс удаления поверхностных загрязнений с икон;
б) удаление позднейших записей, находящихся поверх первоначального слоя;
в) промывание иконы щелочным раствором и повторение сюжета.
24. В качестве реставрационных методик применяются:
а) диагностирование;
б) рентгеноскопия;
в) соблюдение светового и влажностного режима.
25. Патинирование - это:
а) очистка памятника от зеленоватого налета;
б) защитный слой, изменяющий первоначальный оттенок, метод искусственного состаривания предмета;
в) растрескивание и разрушение памятника.
26. На старение картины, т.е. изменение цвета, растрескивание, разрушение, влияет (выберите главное):
а) качество грунта;
б) техника живописи;
в) качество используемых художником материалов;
г) отсутствие базовой консервации.
27. Кракелюр – это:
а) фоновая краска;
б) специальный декоративный лак с эффектом трещин;
в) крестообразные толстые мазки по полотну картины.
28. Основным физическим фактором, вызывающим быстрое разрушение бумаги является:
а) влага;
б) свет;
в) повышенная температура воздуха.
29. Книги по своему химическому составу – материал органического происхождения, поэтому наиболее подвержены разрушительному влиянию:
а) ливней и ураганов;
б) насекомых и бактерий;
в) отсутствию вентиляции.
30. В современных библиотеках наиболее предпочтительны в гигиеническом отношении стеллажи:
а) деревянные;
б) металлические;
в) закрывающиеся книжные шкафы.
31. Среди специальных мер по сохранению книг в библиотеке нужно считать:
а) соблюдение температурного режима;
б) дезинфекцию и дезинсекцию;
в) защиту от пыли.
32. Туристический рынок России является мощным стимулом для:
а) сохранения и оздоровления культурного ландшафта;
б) решения демографических проблем народонаселения;
в) улучшения качества жизни в провинции.
33. Перечислите памятники культуры, включенные в Список Всемирного наследия: Московский Кремль, Кижи, Троице-Сергиева лавра (продолжите ряд) _______________________________________________________
34. Архангельское, Царское село, Шахматово, Мелихово – это:
а) исторические поселения;
б) музеи-усадьбы и дворцовые комплексы;
в) музеи-заповедники;
г) памятники археологии.
35. К памятникам нематериальной культуры относятся:
а) буддийские дацаны;
б) национальные парки;
в) фольклор, ритуалы, традиции.
36. Венецианская хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест принята в:
а) 1950 г.;
б) 1988 г.
в) 1964 г;
г) 2002 г;
37. Цель реставрации памятника культуры:
а) сохранить и выявить исторические и эстетические ценности памятника;
б) сделать его центром размещения туристов;
в) сохранить историко-культурный ландшафт.
38. Декоративно-прикладное искусство классифицируется по материалу и технологии изготовления. К видам ДПИ относятся:
а) резьба, ткачество, чеканка;
б) книжная и промышленная графика;
в) рельефная и круглая скульптура.
39. Все виды работ, проводимых на поврежденных предметах декоративно-прикладного искусства, принято называть:
а) поновлением;
б) реставрацией;
в) разборкой подлинных частей памятника;
г) патинированием.
40. При сохранении памятника определенного вида декоративно-прикладного искусства применяется принцип:
а) индивидуального подхода;
б) универсальной практики консервации;
в) выдачи рекомендаций по использованию.
41. Левкас – это:
а) архитектурная конструкция;
б) вид грунта в русской средневековой живописи;
в) вид ДПИ: вышивка, кружевоплетение.
42. Как сложилась судьба картины П.Рубенса «Даная» после действий вандала, облившего ее кислотой:
а) картина утеряна;
б) отреставрирована;
в) реконструирована (написана заново).
43. Назовите три самостоятельных вида работ по сохранению культурного наследия прошлого _______________________________________
44. Охранная зона памятника – это:
а) местность для проведения научных исследований памятника;
б) зона природопользования для обеспечения форм жизнедеятельности местного населения;
в) территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для его сохранности.
45. Возрождение отечественной церковной архитектуры и национального архитектурного стиля во второй половине XIX века связано с именем архитектора:
а) А.Н. Воронихина;
б) К.А.Тона;
в) А.В.Щусева.
46. В 19 веке в архитектуре широко применялся метод стилистической реконструкции, который предполагал:
а) кардинальную перестройку здания с утратой подлинных фрагментов;
б) господство классицизма;
в) зарождение русского ампира.
47. Продажа музейных ценностей за рубеж в 28-32 годах ХХ века была вызвана:
а) нехваткой денежных средств на социалистическое строительство;
б) отсутствием международного авторитета;
в) ослаблением государственного контроля.
Библиографический список
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. – М., 2007.
Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты. Монография. – М.: РГСУ, 2009
Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. № 1. – 2001.
Ведерникова Н.М., Кулешова М.Е., Новиков В.П. Культурные ландшафты и духовное наследие. Калуга, 2001. 48 с.
Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической защиты библиотечного фонда: Метод. пособие. – М., 1995. (ЦНСХБ РАСХН).
Кондаков И. В. Методологические проблемы изучения культурного и природного наследия в России // Наследие и современность. – М., 1998. – Вып. 6. – С. 29-95.
Консервация и реставрация книг: метод. рекомендации Всесоюз. Гос. б-ка иностр. лит.; [Сост. Стебевский В.И., Николаева Н.К.]. – М.: ВГБИЛ –Научная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации М-во культуры РФ Отд. Б-к. – М., 2000.
Кулешова М.Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 2000. С. 37–52.
Культурный ландшафт как объект наследия./ Под ред. Ю. В. Веденина, М. Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с., ил.
Лихачев Д.С. Предисловие / Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. – М., 1981.
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003. 608 с.
Методические рекомендации по экологическому мониторингу недвижимых объектов культурного наследия. — М.: Изд-во Ин-та Наследия, 2001. — 224 с.
Основные направления развития национального парка “Плещеево озеро” на 2001—2005 годы / Сост. Ю. В. Добрушин. — Переславль-Залесский: Изд. нац. парка “Плещеево озеро”, 2001. — 51 с.
Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., ДРОФА, 2005.
Сотникова С.И. Музееология. – М., ДРОФА, 2004
Столяров Ю.Н. Как сохранить библиотечные фонды. – М.: Либерия, 1995.
Судьба культурного наследия России. ХХ век. Архитертура и ландшафты России. Белая книга. Обретение. Красная книга. Предостережение. Черная книга. Утраты / в 3-х книгах. – М., Искусство ХХ1 век, 2003.
Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. – М.: «Наука», 2005.
Туровский Р. Ф. Культурные ландшафты России. — М.: Изд. Рос. НИИ культ. и природного наследия, 1998. – 210 с.
Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. Том XIII. №2. 2004.
Экология культуры: Альманах Института Наследия “Территория”. — М.: Изд-во Ин-та Наследия, 2000. — 216 с.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Культурное наследие как ресурс
устойчивого развития общества…………………………………
§ 1. Соотношение понятий «культурное наследие»
и «памятники культуры» ………………………………………
§ 2. Государственная политика в деле сохранения
культурного наследия …………………………………………
§ 3. Мотивы и причины, лежащие в основе разрушительных
Действия …………………………………………………………….
§ 4. Мотивы и причины сохранения объектов
природного и культурного значения ……………………………
Глава П. Роль музеев в сохранении культурного наследия …
§ 1. Музей как социально-культурный институт ………………..
§ 2. Особенности этапов становления
охранно-реставрационной политики …………………………….
- Понятия «реставрация», «реконструкция», «консервация»
в историческом контексте …………………………………………
- Современные принципы реставрационных методик ………….
§ 3. Организация работы по консервации и
реставрации музейных ценностей ………………………………
- Температурно-влажностный режим …………………………
- Световой режим …………………………………………………
- Загрязнение воздуха ……………………………………………
- Биологический режим …………………………………………..
- Организация хранения различных материалов
в одном помещении (комплексное хранение) …………………
§ 4. Сохранность произведений станковой живописи …………
- Элементы живописи, влияющие на сохранность картины
- Виды грунтов, их состав и свойства …………………………..
- Роль связующих веществ в сохранении живописи …………..
- Условия хранения живописных произведений……………….
§ 5. Этапы реставрационных работ и принципы……………….
реставрационных методик …………………………………
Глава Ш. Принципы современной реставрации
предметов декоративно-прикладного искусства ……………
- Консервация, реставрация, реконструкции
предметов ДПИ ………………………………………………
- Общеметодические принципы реставрации ДПИ ………
- Сохранение авторской идеи ………………………………
Глава IV. Организация работы по сохранению
библиотечных фондов Российской Федерации ……………
§ 1. Консервация библиотечных фондов …………………….
§ 2. Условия и режим хранения библиотечных фондов ……
- Защита от света
- Температура и влажность
- Газы и вредные примеси в воздухе
- Защита от микроорганизмов и насекомых
- Защита от плесени
- Действия во время стихийных бедствий
§ 3. Сохранение библиотечных фондов при их
использовании и обращении ……………………………
Глава V. Концепция культурного ландшафта и
современная стратегия охраны территорий ……………
§ 1. Подходы к определению понятия «культурный
ландшафт». Виды культурных ландшафтов ……………
§ 2. Национальные парки и заповедники как
природоохранные территории ……………………………
§ 3. Особенности сохранения фольклора как
формы живой традиционной культуры …………………..
Глава VI. Русская усадьба как вид культурного
наследия
§1. История развития, проблемы сохранения и
использования русских усадебных комплексов в
контексте истории …………………………………………
§ 2. Усадьба как целостный культурный организм. ……
§ 3. Структура и элементы усадебного комплекса………
Глава VII. Место музеев-заповедников в системе
Сохранения культурного наследия ………………………
§ 1. Культурное наследие и развитие туризма ……………
§ 2. Цели и задачи стратегии развития
музеев-заповедников……………………………………………
§ 3. Многообразие типов музеев-заповедников и
повышение туристического потенциала территорий ……….
§ 4. Формирование законодательной базы для успешной
деятельности музеев-заповедников ………………………….
Глава VIII. Нематериальное культурное наследие ………..
Глава IX. Управление объектами культурного наследия….
- Охранная зона памятника
- Зона регулирования застройки
- Зона охраняемого ландшафта
- Типы режимов охраны объектов наследия
Глава X. Опыт зарубежных стран в области
сохранения и использования культурного наследия
Заключение ……………………………………………..
Терминологический словарь …………………………
Контрольные вопросы …………………………………
Темы контрольных работ и рефератов …………….
Тесты для самостоятельного контроля знаний ……
Библиографический список …………………………..
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4, стр. 154.
[2]. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. – М., 2003, М. Е. Кулешова. Книга Издательство "Всемирный Фонд защиты дикой природы". 2003г.
[3] Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия. М., 2005 С. 18-24.
[4] 4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 ноября 2005 года № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия».
[5]. См., например, труды И.Д. Майора, Д.В. Моллера, Д.Ф. Никелиуса, Л.к. Штурма и др.
[6] Лелеков Л.А. Проблемы теории и методологии реставрации // Реставрация памятников истории и культуры: Информ. Обз. Вып.2. - М.: Изд-во ГБЛ, 1986. – 40 с.
[7] Лихачев Д.С. Предисловие/ Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации.- М., 1981. С. 9.
[8] Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.:Библиополис, 2008.
[9] Вибер Ж. Живопись и ее средства.- М.: Издательство В. Шевчук, 2004 г..- 232 с.
[10] Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - СПб., 1997. -102 с.
[11] В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» культурные ландшафты фигурируют в тексте статьи 3 и отнесены к категории «достопримечательные места».
[12] Колбовский Е.Ю. Ландшафт в зеркале культурологии./Материалы юбилейной научной конференции «Культурный ландшафт: теория и практика». М., 2003.
[13] Подробное описание каждого типа: Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. В. Веденина, М. Е. Кулешовой. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с., ил. – разделы 2.2 - 2.5
[14] Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И.Д.Никулин. - М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002. С. 92
[15] Официальный сайт Международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия – http://www.unesco.org/culture/ich
[16] Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Статья 1
[17] http://www.unesco.org/culture/ich/index.php?pg=00011
[18] СПбГУ - интернет-проект «Русский фольклор в сети» и создание сайта http://www.folk.ru. 1 января 2010 г. сайт был включен в каталог портала научных и образовательных ресурсов www. intute.ac.uk
[19] сайты Государственного российского дома народного творчества
(http://www.rusfolk.ru/ru/), Государственного республиканского центра русского фольклора (http://ru.narod.ru/crf/), Российского фольклорного союза (http://www.folklore.ru/), Иркутского областного центра народного творчества и досуга (ОЦНТиД) (http://www.ocnt.isu.ru), Государственного
фольклорного центра «Астраханская песня» (http://www.astrasong.ru), Государственного центра сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора МК РТ (http://tatfolk.ru/) и др.
[20] XI Международная конференция национальных трастов и ее итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. / ред. Ю.Л. Мазурова. Август 2005 г.: http://www. IUCN.ru
[21] Траст в общем праве – это соглашение, по которому имущество передается в распоряжение управляющим, но владеют им и получают доход так называемые бенефициары. Объектом доверительной собственности признаётся любое имущество, как движимое, так и недвижимое. Исключается из этих отношений лишь имущество, прямо запрещаемое законодательством страны учреждения траста. Учредитель вправе передать своё имущество как при жизни (прижизненный траст), так и предусмотреть такую передачу после своей смерти (завещательный траст). Попечитель несёт ответственность за выполнение условий трастового соглашения и, как правило, получает широкие полномочия по управлению имуществом учредителя, но также может получить особые инструкции по распределению трастового дохода и капитала между бенефициарами при наступлении некоторых заведомо предусмотренных учредителем условий. Такие условия, как правило, включаются учредителем в так называемое письмо-пожелание (Letter of wishes), адресуемое попечителю. Учредитель также вправе предусмотреть условия замены попечителя, оговорить вопрос о передаче этого права другому лицу и т. п.
[22] XI Международная конференция национальных трастов и ее итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. - http://www. IUCN.ru
[23] В разделе 16 «Охрана (консервация)»: гл. 1 «Национальные парки, военные парки, монументы и морские побережья»; гл.1А «Исторические места, здания, объекты и древности». Основными нормативными актами являются: Закон от 21 августа 1935 года «Об американских исторических местах, зданиях и древностях» с поправками 1965, 1970, 1976 и 1998 гг.; Закон от 15 октября 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» с поправками 1970, 1973, 1976, 1980, 1992 и 2000 гг.
[24] Мередит Хинклиф. Международное трастовое движение.- http://www.ntrust.ru/public.cms
[25] Трастовое движение и охрана наследия. Международное сотрудничество / Опыт. - http://www.fondus.ru
[26] В деятельность национальных трастов Австралии вовлечено в настоящее время 72 200 их постоянных членов и 7 400 волонтёров. Трасты страны управляют 260 объектами наследия, 170 из которых постоянно открыты для посетителей.
[27] Мередит Хинклиф. Международное трастовое движение. http://www.ntrust.ru/public.cms
[28] Трастовое движение и охрана наследия. Международное сотрудничество / Опыт. – http://www.fondus.ru
[29] Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия». Париж, 17–21 ноября 1972 г. – http://www.ENNHO.ru
[30] Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия». Париж, 17–21 ноября 1972 г.- http://www.ENNHO.ru
[31] Законы США в области сохранения культурного наследия. Национальный траст США,10 октября 2008 г.: [официальный сайт National Traust for Historic Preservation]. – http://www.mainstreet.org.ru
[32] Наследие как фактор устойчивого развития: XI международная конференция национальных трастов и её итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. -http://www.fondus.ru
[33] Наследие как фактор устойчивого развития: XI международная конференция национальных трастов и её итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. - http://www.fondus.ru