Сохранение наследия способно эффективно содействовать лучшему пониманию собственной истории и осознанию национальной идентичности, что является неотъемлемым условием экономического благополучия и успешного развития любого – малого или большого государства.
Первой европейской страной, в которой вопросы изучения и охраны культурных ценностей начали решать на государственном уровне, стала Франция. В 1830 году во Франции появилась Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1983 году ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун.
Охрана памятников истории и культуры во Франции регламентируется следующими правовыми актами:
- Законом «Об исторических памятниках» от 31 декабря 1913 г.;
- Законом «О реорганизации защиты природных памятников и ландшафтов художественного, исторического, научного, легендарного и живописного характера» от 2 мая 1930 г.;
- Законом «О регламентации археологических раскопок» от 27 сентября 1941 г.;
- Законом № 68-1251 «О поощрении сохранения национального художественного достояния от 31 декабря 1968 г.;
- Законом № 87-8 «О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством» от 7 января 1983 г.;
- Программным законом № 88-12 «О монументальном достоянии» от 5 января 1988 г. и рядом декретов, принятых во исполнение указанных законов.
Одна из глобальных проблем современности – сохранение историко-культурного наследия в условиях развивающихся городов. На территории Франции было создано 76 охранных зон, представляющих центры исторических городов. Документация на охранную зону включает: карту, докладную записку и нормативный документ с указанием ограничений сноса зданий и вырубки деревьев. Чтобы на объект (здание, предмет или ландшафт) распространялся режим государственной охраны, он должен быть включен в специальный список памятников, охраняемых государством. Ведение данного списка находится в компетенции министра по делам культуры. Если объект не является собственностью государства, то для включения в список требуется согласие собственника (департамента, коммуны, учреждения или частного лица). Без специальной санкции министра по делам культуры охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены. Сам же министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника.[20]
Первой организацией по охране и восстановлению архитектурного наследия Великобритании явилось образованное в 1877 году Общество охраны старинных зданий. Первый специальный закон о памятниках старины был принят в 1882 году, хотя на сегодняшний день в Великобритании нет единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры. В XX веке были приняты законы, посвященные различным аспектам охраны памятников: законы о Национальном трасте[21] 1907, 1919, 1937, 1939 и 1953 гг., Законы о памятниках старины 1913 и 1931 гг., Закон об исторических зданиях и памятниках старины 1953 года. Однако основные положения, регулирующие данную сферу, содержатся еще в 14 других законодательных актах (Законе о правах местных органов управления в отношении исторических зданий 1962 года, Законе о пустующих церквах и иных культовых сооружениях 1969 года, Законах о планировании городского и сельского строительства 1971, 1972 и 1974 гг., Законах о национальном наследии 1980, 1983 и 1985 гг. (с последующими изменениями).
Охраной недвижимых памятников занимается Министерство окружающей среды, которое осуществляет свои полномочия с помощью местных органов, утверждает охранные зоны и списки памятников, имеющие статус общегосударственных. Государственный учет памятников градостроительства и архитектуры установлен Законом о планировании городского и сельского строительства 1947 года, до этого существовала регистрация памятников старины в целом. Обязательному включению в списки охраняемых объектов подлежат:
- все сохранившие свой первоначальный вид здания, построенные до 1700 года;
- большинство зданий грегорианского периода британской архитектуры, приходящегося примерно на 1700–1840 гг;
- более поздние строения, в первую очередь принадлежащие Викторианской эпохе 1840–1900 гг.
Еще одной страной закрепившей охрану культурного наследия на законодательном уровне еще в XIX веке, является Греция. Первый правовой акт, посвященный охране культурного наследия, – «Закон о запрещении вывоза памятников искусства» – был издан в Греции в 1834 году. Позже были приняты «Закон о древностях» (1932 год) и «Закон о памятниках после 1830 г.» (1950 год). В июне 2002 года в Греции принят новый закон «Об охране культурного наследия». Характерно, что данный закон касается не только собственно охраны памятников, но и детально рассматривает вопросы, связанные с коллекционированием, функционированием антикварного рынка, проведением археологических раскопок, определяет порядок ввоза-вывоза культурных ценностей. Особое внимание уделено функциям музеев, из обязанностям по отношению к культурному наследию.
В соответствие с государственными законами все древности, которые имеются где-либо в Греции (на государственной или частной земле, в реках, озерах и на морском дне), а также все объекты, возведенные начиная с эпохи раннего христианства и кончая падением Византии (1453 г. н. э.) и являющиеся произведениями искусства, находятся в единственной и постоянной собственности и владении греческого государства[22].
В 1997 системе законодательства о памятниках истории и культуры Италии начата серьезная реформа. Принятое «Положение о культурных ценностях» предписало правительству принять законодательный декрет, содержащий единый текст, объединяющий и согласующий все нормативные положения по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды. Законодательный декрет № 490 «Единый текст положения законодательства по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды» (29 октября 1999 года) объединил и систематизировал разрозненные нормативные положения и упростил ряд процедур, предусмотренных законодательством. Объекты недвижимости, обладающие свойствами природной красоты или геологической уникальностью, виллы, сады и парки, объекты недвижимости, имеющие эстетическую и традиционную ценность, выделены в отдельную категорию.
В Польше в настоящее время правовые основы охраны памятников истории и культуры регламентируются предписаниями Закона «Об охране памятников и опеке над памятниками» (2003). Новым для польского законодательства (по отношению с действующим до этого времени Закона «Об охране культурных ценностей» 1962 года) является четкое разделение понятий «охрана памятников» и «опека над памятниками», при этом охрана памятников является предметом деятельности органов публичной администрации, а опека – собственников либо владельцев памятников. Новый закон содержит подробный перечень видов памятников, подлежащих охране и опеке независимо от состояния их сохранности. Классификация памятников проведена по трем основным группам:
- движимые памятники (произведения изобразительного искусства и художественных промыслов, бытовые предметы; исторические знаки, в том числе военное снаряжение, печати, флаги и др.);
- недвижимые памятники (культурные ландшафты; градостроительные композиции; произведения архитектуры и строительства; произведения оборонного строительства; технические объекты; парки, сады и др.);
- археологические памятники.
Согласно Закону 2003 года, хозяйственное использование недвижимых памятников и прилегающих территорий возможно только способом, соответствующим принципам охраны памятников и с учетом их культурной ценности. Высший надзор за охраной памятников входит в компетенцию министра культуры и воевод.
Не менее длительную историю имеет федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры США. Первым законом об охране памятников истории США стал Закон «О древностях» 1906 года. Этот закон предоставлял президенту все полномочия относить к категории охраняемых памятников объекты, находящиеся на земле, принадлежащей федеральной администрации.
В настоящее время в США действует хотя и сложная, но в целом эффективная система охраны памятников. Ее отличительные особенности – сочетание признания общественной ценности сохранения национального наследия с уважением интересов собственников зданий. Залогом ее успеха является традиционно сильная гражданская инициатива, выраженная в деятельности многочисленных общественных организаций, меры федерального правительства и правительств штатов по координации усилий и материальной поддержке, а также на широкие полномочия муниципальных органов управления.
В настоящее время федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры кодифицировано в Своде законов США[23].
В Своде законов США содержится определение, связанное с памятниками истории и культуры. Согласно закону памятники истории – это «районы, территории, здания, сооружения, объекты, внесенные в Национальный реестр». Данное определение распространяется на остатки и руины перечисленных объектов, а также на их описания. На федеральном уровне вопросы управления охраной памятников истории и культуры возложены на министра внутренних дел. Согласно Закону 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» министерство обязано составлять Национальный реестр, внося в него районы, территории, здания, сооружения и другие объекты, имеющие ценность с точки зрения американской истории, архитектуры, археологии, техники и культуры.
В целях охраны зданий, представляющих ценность с исторической, архитектурной или культурной точек зрения, в 1976 году Конгресс США принял Закон «О комплексном использовании общественных зданий». Он предусматривает ряд мер, которые должны проводиться в жизнь главой ведомства публичных служб.
Отличительной чертой системы охраны памятников в США является высокая степень децентрализации. Непосредственная работа по выявлению и учету памятников ведется штатами, которые распоряжаются федеральными грантами, передавая значительную часть этих средств муниципальным властям, частным лицам и общественным организациям, а также добавляя к ним собственные субсидии. Федеральное правительство и штаты осуществляют лишь моральное и материальное поощрение сохранения памятников, но не контролируют состояние памятников непосредственно (за исключением объектов, находящихся в их собственности). Но это не означает, что наблюдение за сохранностью целиком отдано в ведение частным и общественным организациям. Штаты делегировали право регулировать использование исторических и архитектурных памятников муниципалитетам, и, как правило, на низшем уровне управления осуществляется жесткий контроль в этой области. На местах созданы специальные комиссии, которые выносят решения о присвоении статуса памятнику, определяют границы исторических районов, имеют право запрещать снос и изменение облика ценных зданий частными владельцами.
В XIX веке в Великобритании началась история создания международного движения общественных негосударственных ассоциаций за сохранение культурного наследия «Национальный траст». Одним из ярких представителей развитого национального движения в области сохранения культурного наследия является Национальный траст по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест Великобритании.
Национальный траст Великобритании – благотворительная организация полностью независима от государства – положил начало всемирному движению «Национальный траст». Траст возглавляет совет, который состоит из 52 членов. Половина из них – представители от организаций, связанных с работой Траста, другая половина выбирается всеми членами Траста сроком на три года. Совет формирует финансовый комитет, комитет по собственности, а также региональные комитеты. Финансирование складывается из членских взносов, пожертвований, завещаний по наследству и от коммерческой деятельности. Организация объединяет в своих рядах 3,4 млн человек и 43 тыс. добровольцев. Объекты траста посещают более 12 млн человек в год, плюс около 50 млн человек посещают объекты на открытом воздухе. Траст имеет в собственности 300 исторических зданий и садов и 49 промышленных памятников и мельниц. Имеет в доверительном управлении лесные массивы, пляжи, острова, места археологических раскопок – навсегда и для каждого – это девиз старейшего и крупнейшего Национального траста в мире.[24]
Международное движение Национальных трастов включает большое количество стран. Все они созданы по образцу первого траста Великобритании и основным направлением избрали путь просвещения своих граждан.
Ассоциация «Национальный траст» в Бельгии представляет собою, по сути, автономный филиал Национального траста Великобритании. Созданная по инициативе британских экспатриантов, ассоциация поставила задачей пропаганду работы Национального траста Великобритании. Ассоциация организует множество интересных социальных мероприятий, привлекает к ним внимание бельгийской общественности. Программы Ассоциации включают регулярные мероприятия в Бельгии.
Опыт Великобритании является основой создания других национальных трастов с высоким авторитетом и активно работающих в области международного мониторинга по сохранению культурного наследия[25].
Национальный траст Австралии является старейшей и крупнейшей общественной организацией отдаленного материка. Трастовое движение в стране имеет длительную историю (с 1945 года) и внушительное общественное влияние. В 1965 году трасты отдельных штатов страны сформировали общую координационную структуру – Австралийский совет национальных трастов (АСНТ)[26]. В настоящее время это учреждение располагается в Канберре, столице Австралии. Постоянной целью АСНТ является сохранение национального культурного, аборигенного и природного наследия страны и обеспечение опеки над ним в интересах нынешнего и будущих поколений. Миссия АСНТ состоит в том, чтобы обеспечить поддержку трастового движения в сфере охраны наследия Австралии посредством его изучения, пропаганды и защиты. В Австралии существует сложная система регламентации наследия, предполагающая дифференцированный подход к обеспечению охраны наследия совместно с контролем планирования.
В оценке ценностей наследия трасты придерживаются следующих принципов:
- широкое вовлечение и учет мнений общественности, подкрепляемые исчерпывающими исследованиями;
- участие местного населения, специалистов и владельцев объектов наследия;
- четкие критерии в оценивании наследия;
- минимум стандартов для всеобщей охраны всех мест распространения ценностей наследия;
- четкая, всеобъемлющая и согласованная политика в сфере охраны объектов наследия.
Успех деятельности Австралийского национального траста в сохранении объектов наследия и окружающей среды объясняется целым рядом сильных сторон данной организации: высоким профессионализмом и богатым опытом работы в этой сфере, высокой репутацией имени Национального траста ассоциирующееся у людей с охраной наследия повсеместно в стране, широким общественным признанием; высокоэффективный менеджмент объектами наследия благодаря широкому размаху волонтерского движения. Объекты наследия, находящиеся во владении и в управлении национальных трастов, способствуют укреплению местной идентичности и создают новые рабочие места в городах и в сельской местности. Трасты Австралии активно используют потенциал обширных международных связей, охотно осваивают опыт и знания родственных организаций во многих странах, а также обмениваться информацией и идеями на международных конференциях. Национальные трасты приобрели репутацию надежных и независимых консультантов местных сообществ по вопросам охраны наследия, включая исторические аспекты и образование в сфере наследия, их руководящие органы и отдельные эксперты содействуют формированию и осуществлению правительственной политики и программ в данной сфере.
Нельзя не отметить и некоторые недостатки в обеспечении последовательной и адекватной охраны наследия для целого ряда категорий, которые затрагивают в основном систему контроля над осуществлением принимаемых решений. Трастовое движение в Австралии сталкивается в наши дни со многими вызовами времени. Общество становится более разнообразным и формирует более сложное видение своей истории, а общественное наследие должно соответствовать общественным ожиданиям. Существенным стало смещение общественных интересов и поддержки с охраны наследия на охрану природной среды[27].
Национальный траст на Бермудах (БНТ) – это благотворительная организация, основанная в 1970 году для сохранения природных, архитектурных и исторических ценностей и для популяризации их в обществе. Данная организация расширила сферу деятельности своего предшественника – траста по защите исторических памятников (1937-1970). Всё внимание организации сосредоточено на образовательной и юридической деятельности по охране наследия. Траст на Багамах – уникальное сочетание частных, научных организаций и правительственного сектора, демонстрирующее успешную пятидесятилетнюю историю в деле сохранения природного и исторического наследия.
Траст традиционно проводит серьезные научные исследования по консервации природного наследия на Багамах. Некоторые из этих самых ранних исследований послужили базисом для возникновения экотуризма, который был создан трастом и успешно сегодня развивается. Траст делает насущные капиталовложения для сохранения и поддержания природного и исторического наследия Багамских островов и охраны побережья, финансирует послештормовые восстановительные работы и развивает специализированный туризм в стране. Интересно, что одним из ученых-исследователей, стоящих у самых истоков возникновения Национального траста, был представитель Клуба исследователей полковник Илья Толстой – внук русского писателя Льва Николаевича Толстого, посещавший Багамы с 30 по 50-е годы. Именно он впервые сформулировал идею защиты природного наследия островов и сформировал международную команду ученых-исследователей, которая и представила правительству доклад (1958), послуживший основанием для создания Багамского национального траста.
Интерес представляет образовательная деятельность Траста, который проводит различные учебные выездные семинары для учителей младших и средних классов, летние лагеря для детей по истории страны: «Как мы жили, строили и работали», образовательные туры по 23 собственным объектам Траста – архитектурным и природным. Багамские программы обучения охране окружающей среды и развития учебных программ и планов – полностью заслуга траста. Сегодня каждый год несколько тысяч багамских школьников обучаются по образовательным программам, созданным трастом.
Траст ведет и успешную коммерческую деятельность. Доходы организации равномерно формируются следующими статьями: аренда частной собственности организации, пожертвования и взносы на специальные мероприятия, стоимость музейных билетов, грантов от правительства, продаж, услуг культурного туризма и от членских взносов.
Основанный в 1949 году Ан Тайске, или Сокровищница – сегодня наиболее влиятельная структура по охране окружающей среды в Ирландии.
Сформированная в соответствии с государственными актами Ан Тайске является единственной структурой подобного рода, имеющая полностью независимый от государства статус, в обязанности которой законодательно вменяется ведение широкой консультативной и разъяснительной, пропагандистской работы во всех сферах общества, так или иначе связанным с развитием системы охраны окружающей среды. Деятельность Ан Тайске заключается в ведении образовательной, информационной работы и формировании объективного и правильного публичного мнения по вопросам охраны окружающей среды, защите и отстаивании своих принципов и правил в работе на национальном, местном и европейском уровнях. Траст координирует международные, европейские и национальные образовательные проекты по сохранению окружающей среды. Ан Тайске содержит и управляет 16-ю собственными объектами от имени народа Ирландии. Имеет партнерские контакты с государственными и общественными организациями[28].
Философская концепция траста отражает идею, что именно сохранение природной окружающей среды есть центральная задача для Ирландии, потому что окружающая среда влияет и на развитие, и стабилизацию процессов в экономике, и на формирование высокого качества жизни в целом.
Деятельность Траста базируется на убеждении в том, что заблаговременная защита всегда лучше, чем лечение, партнерство и диалог – всегда лучше, чем конфликты и монологи, а планирование по эффективности своей превосходит целесообразность каких бы то ни было ответных действий на уже произошедшие события.
Воспетая поэтами и возлюбленная путешественниками любых возрастов, посещаемая миллионами туристов, восхищенных ее красотой, Италия обладает экстраординарным наследием искусства, природы и культуры. Это поражающее всех богатство включает в себя, помимо известных всем и каждому памятников, сотни других «скрытых» жемчужин природы и архитектуры, состояние которых оставляет желать лучшего, т. к. они пострадали от воздействия и времени, и людей.
Именно для того, чтобы спасти и сохранить для общества в целостности эти погибающие, но несравненные создания природы и искусства, 28 апреля 1975 года Джулия Мария Моццони Креспи, Ронато Баццони, Альберто Предиери и Франко Руццоли подписали документы Конституции и устав FAI –Итальянского Фонда окружающей среды, созданного по образцу Национального траста Англии. Частный некоммерческий фонд FAI получает места исторической, художественной и природной ценности через пожертвования, завещания или заемы временного пользования, восстанавливает памятники и открывает их для публичного посещения. 60 000 членов FAI, спонсоры, пожертвователи успешно вносят вклад в разнообразную деятельность организации.
О важности осуществления действий по охране наследия впервые громко было заявлено в Японии в газетной статье известного японского писателя Гиро Асагари, озаглавленной «Разрушение природы». В этой статье писатель предупреждал японцев о скорой грядущей утере их уникальных природных и исторических сокровищ и призывал к созданию Японского национального траста по образцу Британского. Следуя этим призывам, в декабре 1968 года был сформирован Японский национальный траст по сохранению культурного и природного наследия под патронажем Министерства транспорта.
С самого первого дня своего существования в деятельности Японского национального траста есть три главные составляющие – траст активно проводит обзор и исследования, а также документирование исторических мест Японии; исследует их художественно-архитектурную значимость и описывает текущее состояние (проводит мониторинг). Траст способствует развитию связей со всё более и более широкой общественной аудиторией, что, несомненно, влияет также на постоянный рост членства в этой организации.
Японский национальный траст работает для целей сохранения и управления значительными природными и культурными ценностями Японии, чтобы донести их до будущих поколений, и работает по всей Японии, чтобы эффективно осуществлять свою миссию.
Японский национальный траст – это некоммерческая, освобожденная от налогов, общественно-ориентированная корпорация, финансово поддерживаемая его членами, перечислениями промышленных предприятий, финансированием от правительства и от частных организаций. Национальный траст Японии официально был освобожден от налогообложения (1984 г.) и получил возможность приобретать недвижимость с тем, чтобы её реставрировать и использовать для публичного посещения и культурнообразовательных целей. В целях популяризации местного наследия Траст по по всей Японии в приобретенной недвижимости открывает Центры наследия. Траст осуществляет поддержание и функционирование таких историко-культурных и природных объектов, как исторические железные дороги в Ойгаве и Нагахаме; проводит работы по сохранению поющих песков (дюн) на побережье, исторически традиционных японских домов с соломенными крышами и др. Новым направлением работы стало поддержание индустриального наследия.
Неоспоримый вклад в дело сохранения культурного наследия Европы и других стран вносят добровольческие движения волонтеров. В Европе существует целая сеть национальных и международных волонтёрских ассоциаций, связанных с важной деятельностью по защите и сохранению культурного наследия. Наиболее известные из них: «Открытые дома» (Германия), Союз «РЕМПАРТ» (Франция), «Одной школе – один памятник» (Македония), «Помощь европейских добровольческих услуг» (Евросоюз) и многие другие.
Нельзя не упомянуть законодательную просветительскую деятельность США в деле сохранения культурного наследия, имеющую некоторые отличия от европейских единомышленников.[29]
В Соединенных Штатах Америки с 70-х годов широко реализуется программа, благодаря которой целые города получили возможность противостояния ломке исторической застройки, сохранения и возрождения своих исторических кварталов. Проект Национального траста по сохранению исторического наследия «Главная улица», возникнув в 1976 году, превратился в одну из наиболее успешных национальных программ по восстановлению и возрождению исторического облика городов. На сегодняшний день программа «Главная улица» реализуется в более чем тысяче больших и малых городов по всем Соединенным Штатам и служит моделью для аналогичных программ в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Венесуэле. Многие города в Бразилии, Чехии, Индии, Литве, Украине также собираются перенять этот опыт. «Это программа, которая во главу угла ставит естественные устремления граждан и квалификацию профессионалов, программа, которая уважительно относится к неразрывной связи экономической и физической окружающей среды, помогает восстановить накопленный столетиями характер соответствующих исторических мест…»[30].
Программа «Главная улица» является комплексом поэтапных самостоятельных мероприятий по возрождению исторических и традиционных городских торговых кварталов. Она адресована как крупным, так и небольшим городам. Она эффективна в любых экономических условиях и в любых регионах страны. Программа основывается на принципах самоопределения и прямого непосредственного участия членов той или иной коммуны в процессе возрождения центральных кварталов города.
Успех программы «Главная улица» зависит от поэтапной работы одновременно по четырем направлениям, известным под названием Стратегия четырех пунктов.
Стратегия четырех пунктов | |
Проектирование | Улучшение внешнего облика городских районов посредством реставрации зданий и сооружений, строительства новых объектов в тесной увязке со сложившейся застройкой, благоустройство территории и использование различных систем управления благоустройством. |
Организация/сотрудничество и партнерство | Достижение консенсуса и создание атмосферы сотрудничества между различными государственными и общественными группами и частными лицами, а также выявление источников финансирования деятельности по возрождению городских кварталов. |
Продвижение / реклама | Рекламирование торговых кварталов путем проведения различных мероприятий в целях привлечения покупателей, потенциальных инвесторов, новых компаний, жителей и посетителей. |
Экономическая реструктуризация | Укрепление экономической базы района и создание новых возможностей путем всестороннего анализа и развития новых форм жизни в историческом центре. |
В дополнение к этим четырем направлениям программа «Главная улица» также предусматривает реализацию следующих восьми ключевых принципов:
Ø комплексность мероприятий;
Ø постепенное продвижение вперед;
Ø сотрудничество между государственными и частными организациями;
Ø планирование конкретных задач;
Ø использование уже имеющихся ресурсов;
Ø качество;
Ø изменение во взглядах и отношении к историческому наследию;
Ø самоусовершенствование
Для каждого региона программа «Главная улица» имеет свои отличительные черты, потому что квартал в историческом центре каждого города отличается своими различными преимуществами, потребностями, составом участников, а также стоящими перед ними задачами. Американский национальный траст убедительно в рамках программы «Главная улица» продемонстрировал, что при эффективном профессиональном менеджменте наследие из обузы превращается в активный фактор развития городской среды[31]. При этом имеется в виду, что работает эффективно, т. е. с необходимой и достаточной прибылью. Здесь же отметим, что в современной деятельности трастов преобладает форма среднесрочных целевых программ[32].
Современные национальные трасты – это структуры гражданского общества. Они активно воспитывают у своих соотечественников многие важные человеческие качества, в том числе – терпимость, уважение к иным культурам и традициям. Однако главное направление их деятельности все же связано с воспитанием своих граждан в духе национальных традиций и ценностей. Поэтому Британский национальный траст воспитывает, прежде всего, британцев, японский – японцев, а американский – американцев. Воспитывает в духе патриотизма, что особенно ярко проявляется в деятельности Американского национального траста сохранения исторического наследия, и, похоже, делает это эффективнее, чем официальные государственные структуры, используя такой совершенный ресурс, как уникальное историческое наследие своей страны и любовь к нему соотечественников[33].
Общественные организации по сохранению историко-культурного наследия действуют также в виде различных фондов: Греческий фонд культуры (HFC) – эллинистический Фонд культуры был основан в 1992 году и расположен в Афинах. Его главная цель – популяризировать греческую культуру и язык по всему миру. Фонд – официальное юридическое образование, подчиненное местному закону, которое патронируется Министерством культуры Греции. Руководство осуществляет Совет, который назначается каждые четыре года. HFC проводит свою деятельность через отделения в Александрии, Берлине, Нью-Йорке и Одессе, а также через представителей в Лондоне, Москве, Рабате и других городах мира. Одесское отделение Фонда основано в 1994 году в Одессе. Сейчас отделение HFC имеет Музей Филики Этаирия, который является частью Одесского музея истории и народного искусства. Отделение имеет библиотеку и читальный зал, залы и холлы, здесь проводят репетиции собственный хор и танцевальный коллектив фонда. Фонд публикует множество материалов на темы культурного наследия Греции и Украины, выступает со многими инициативами, проводит финансирование археологических раскопок.
Германский фонд для защиты памятников. Это частная организация, частная инициатива, которая поставила себе две задачи: сохранение особо ценных историко-архитектурных объектов, если они в состоянии опасного разрушения, и всемерную популяризацию идеи сохранности историко-архитектурного наследия. Свои задачи фонд осуществляет через контакты, взаимодействие и широкое сотрудничество со множеством людей и организаций – как это только, в принципе, возможно. Строгие критерии и ограничения установлены для расширения имеющихся у организации ее финансовых фондов. Подчас работа фонда сопровождается серьезными конфликтами – в тех случаях, когда сохранение памятников не осуществляется в должной мере государственными органами охраны. Тогда финансирование осуществляется фондом, производится оно быстро и без какой-либо волокиты, но возможно это только за счет оперативного привлечения дополнительных общественных финансовых поступлений. Тем не менее в настоящее время Германский фонд защиты памятников старается ограничивать финансирование пятью заявителями на помощь одновременно.
Таким образом, в каждой из рассмотренных нами стран действует своя система охраны наследия, отражающая особенности ее исторического развития, социально-экономического и политического устройства, специфику самого историко-культурного наследия, степень заинтересованности правительства и общественности в сохранении своей национальной культуры для нынешних и будущих поколений. Очевидно, что значимые результаты охранной деятельности достигнуты в странах, где применяются различные системы льгот для пользователей и потенциальных инвесторов, где серьезное внимание уделяется образовательной и юридической сторонам защиты наследия, приобщению населения с детства к изучению истории и культуры своей страны.
Изучение зарубежного опыта, знакомство с законодательно-правовыми аспектами защиты культурного наследия имеют важное значение, выделение и анализ наиболее эффективных механизмов и перспективных приемов в данной области, могут быть использованы в качестве аналогов и адаптированы к российской действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.
Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем - приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон - один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранной политики.
Современные российские города меняют свой облик - строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченные памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.
Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.
Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Принципы сохранения культурного наследия:
1. Сохранение территориального разнообразия как основополагающий подход к сохранению наследия. В основу подхода ставится не только ценность отдельных памятников, но и их роль как представителей определённого типа культурных этнических или конфессиональных традиций, определённого этапа развития цивилизации.
2. Культурно-ландшафтный принцип сохранения и изучения наследия. Основным объектом охраны в данном случае становятся культурные ландшафты и составляющие его культурно-природные комплексы, включающие материальные и нематериальные, природные и культурные, движимые и недвижимые элементы. Однако этот подход может быть применён не только для комплексных культурно-ландшафтных объектов. При включении в Реестр объектов наследия единичных архитектурных памятников предметом охраны должны стать не только фасады зданий, их планировочная структура, форма декора и другие характеристики данного сооружения, но и его место в ландшафте, пейзажи, открывающиеся из окон и при выходе из здания.
3. Принцип территориальной целостности. В руководящих указаниях ЮНЕСКО, определяющих отношение к объектам всемирного наследия, принцип целостности используется чаще всего относительно объектов природного наследия. Однако он может быть распространён и на достопримечательные места как объекты культурного наследия. При этом в отличие от природных объектов, где в основе целостности лежит экологический фактор, определяющий функциональные связи между различными компонентами и территориальными участками природного комплекса (или комплексов), то целостность достопримечательного места определяется единством исторических событий, полнотой охвата мемориальных или сакральных признаков. Для культурных ландшафтов – одним из важнейших образцов достопримечательного места, сохраняется значимость и экологических факторов.
4. Принцип региональной уникальности и репрезентативности. Характерными признаками ценности наследия является два, казалось бы, противоречивых свойства – уникальность и типичность. Уникальность памятника определяется, во-первых, его исторической, научной, сакральной и художественной ценностью, во-вторых, отсутствием аналогов. Уникальность объекта может проявляться в мировом, региональном и локальном пространстве. Соответственно проявление этого свойства может быть отмечено в масштабе мира, страны, области или поселения.
Репрезентативность наследия свидетельствует о том, что в нём отражены типичные черты региона или эпохи. Здесь можно вспомнить о московском ампире, петербургском барокко, о деревянных храмах или часовнях Русского Севера, о природных объектах, наиболее полно передающих ход типичных природных процессов.
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.
Терминологический словарь
«Авторская поверхность» - аутентичная поверхность памятника (экстерьера, интерьера), которой определяется художественная ценность памятника архитектуры. Именно та грань, на которой Художник, в поисках творимой им красоты остановился, чтобы ее воплотить. Теоретически реставрировать можно лишь такой памятник архитектуры (как произведение искусства) ветхость или поврежденность которого, не уничтожило полностью «авторской поверхности». В противном случае, речь может идти лишь современной интерпретации авторского замысла, что разумеется не одно и тоже. «Авторская поверхность» - самое дорогое, «ценное» в памятнике.
Адаптация (позднелат. Adaptatio - приспособление): 1) введение в границы охранной зоны памятника объектов инфраструктуры (туалеты, киоски, стоянки и т. п.);
2) то же, что и приспособление.
Анастилоз- (от греч – anastilosis - возврат к прежнему состоянию) установка на соответствующих им местах существующих аутентичных фрагментов, но перемещенных при разрушении памятника с первоначального места. Дополнения ограничиваются потребностью удержания аутентика на месте.
Аутентик - (греч. authentikos- подлинный) - сохранившиеся первоначаль-ные, «родные» части, детали памятника архитектуры (стены, кладка, столярные изделия, скобяные изделия и т. п.), «авторская поверхность».
Аутентичность - одна из ценностей памятника, которая свидетельствует, что территория, объект или предмет являются действительным, оригинальным посланием прошлого. От степени аутентичности памятника зависят: его документальная ценность, т.е. способность передачи информации по технике выполнения, исполнителю и вероятной дате создания и эмоциональная ценность, обусловленная тем, что позволяет непосредственно воспринимать оригинальное художественное произведение или материальное свидетельство событий прошлого. Объект или предмет, в котором произошла замена его оригинальной субстанции на новую, становится макетом памятника в натуральную величину с ограниченной познавательной ценностью.
Движимые памятники - произведения станкового искусства, рукоделия, промышленные изделия, а именно иконы, картины, скульптуры, декоративные изделия, археологические находки предметы быта. К движимым также относятся произведения, которые имеют постоянную связь с определенным местом или недвижимым памятником: собственно памятники, надгробия, настенная роспись, архитектурный декор.
Девастация (от nar.devastatio- опустошение) - процесс разрушения памятника в результате полной его запущенности: отсутствия досмотра и ремонтов, вредного воздействия от несоответствующего приспособления, лишение объекта конструктивных элементов (напр., перекрытий) и декора.
Дополнения - 1) заделка брешей, заполнение лакун, восстановление утраченных участков поясков и карнизов, восстановление сбитого при перестройках декора, балясин и т. п. Чаще всего реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытий и дополнений. 2) то же что и реновация.
ICCROM - (International Center for Concervation - Международный центр консервации) - создан в 1959 г. при UNESCO с главной квартирой в Риме. Накапливает и распространяет информацию и документацию, организует, проводит и координирует иссле-дования, дает консультации в области защиты и реставрации памятников. Проводит курсы по усовершенствованию специалистов по реставрации памятников архитек-туры, монументальной живописи, бумаги.
ICOMOS - (International Council of Monuments and Sites - Международный совет по памятникам и историческим местам) - филиальная организация при UNESCO, созданная в 1965 г. Органами ICOMOS являются: Генеральное собрание, исполнительный комитет, рекомендательный комитет, национальные комитеты и специализированные международные комитеты (по историческим городам, консервации древесины и камня, по документации, профессиональной подготовке и т. п.). Комитеты организуют конференции, симпозиумы, семинары, встречи специалистов и экспертов, результатом которых являются постановления, рекомендации и директивы с обобщением выработанных во время встреч общих отношений к определенной проблеме реставрации. Имеет издания на английском и французском языках: «Monumentum», «ICOMOS Bulletin», «ICOMOS Nouvelles».
Иконографии памятники - (от греч. eikonographia- изображение)-изображения, полученные из разных источников и выполненные в разной технике, которые изображают вид памятника в прошлом. Это могут быть оригинальные произведения изобразительного искусства, их репродукции и копии, материалы картографии, проекты, материалы инвентаризации, кино и фотоснимки, иллюстративная часть исполнительской документации.
Инженерная консервация - временная защита аварийных памятников (подпорки, навесы, затяжка, частичная разгрузка несущих конструкций и т.д.) от разрушения. Комплекс противоаварийных мер для последующего включения памятника в более широкий спектр реставрационных работ.
Инженерная реставрация - сложный комплекс работ по защите памятника от длительно действующих негативных факторов с предшествующими комплексными научными исследованиями, предусматривающие возможность последующего раскрытия памятника, выявлении ценных в художественном отношении элементов (усиление фундаментов, несущих конструкций, обеспечение температурно-влажностного режима, укрепление аутентичных материалов, биологическая защита и т. д.). Рассматривается как основной вид работ, особенно на наиболее ценных, древних, уникальных памятниках. Консервацией ограничиваются работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера исполнителя.
IN SITU - (от лат. in situ- на месте)- означает сохранение памятника на месте постоянного размещения. Противоположным от «in situ» способом сохранения является перенос памятника.
Инвентаризация - (от франц. Inventarisation - составление инвентаря) представление вида памятника в изобразительной или описательной форме: обмерной и геодезической (чертежи в масштабе), фотографической, дендрологической (план растительности с обозначением сортов, высоты и размеров кроны), описаний принятых в соответствии с принятыми нормами. Другая форма - составление картотек и каталогов памятников по топографическому и предметному принципу.
Консервация (лат.conservation- сохранение): 1) совокупность мер обеспечивающих длительное хранение историко-культурных ценностей в дошедшем до нас виде. По Венецианской Хартии единственно бесспорный вид ревалоризации. 2) выделяются два вида:
- инженерная консервация и научная консервация (инженерная реставрация)
- то же что и фрагментарная реставрация.
Консервация памятника ландшафтной архитектуры – сохранение объекта в границах охранной зоны, запрет на смену окружения, грозящего нарушить биогеоценоз объекта (мелиорация, осушение, дороги, промышленные предприятия).
Копия – точное повторение существующего памятника, выполненное в масштабе 1: 1. Выполнение копий движимых памятников используется в случаях необходимости замещения оригинала, который невозможно сохранить реставрационными методами или он находится под угрозой хищения. Выполнение копий памятников архитектуры встречается очень редко. В скансенах возводятся копии построек из кирпича или камня, потому что из-за плохой сохранности либо по другим причинам они не могут быть перенесены, но необходимы для создания экспозиционной завершенности (придорожные каплички, межевые столбы и т.п.).
Лакуна (лат. lacuna – углубление) отсутствие на фасаде детали, как правило, повторяющейся (отсутствие балясины в балюстраде, колонны в колоннаде, сухарика, дентикулы и т.п.), внешний вид и параметры которой можно документально точно восстановить.
Локальная рекомпозиция – прием в практике консервации руин. Выявление плана сооружения. Утраченные участки стен, места столбов, колонн обозначаются условно – рисунком. Замещения, установкой на место отдельных деталей, колонн, просто блоков камня.
Музеи на открытом воздухе, под открытым небом, этнографический парк. – см.Скансен.
Научная консервация – то же, что инженерная реставрация.
Недвижимые памятники – объекты, которые имеют культурно-историческую ценность и не могут быть перенесены на другое место: археологические комплексы, памятники строительства и архитектуры, градостроительства, ландшафтной архитектуры, кладбища, аллеи, инженерные сооружения. Практика переноса деревянных построек не изменяет их характеристики как недвижимых памятников.
Новодел – воссоздание заново полностью утраченных памятников, «макет в натуральную величину» (пример: Храм Христа Спасителя в Москве) не может рассматриваться как реставрация и сами сооружения не могут считаться памятниками архитектуры (если не будут признаны таковыми последующими поколениями, но уже памятниками того периода в который они были заново отстроены).
Перемещение памятников (трансфер) – перенос памятника, который предусматривает его разборку и монтаж на другом месте, либо передвижку здания без разборки. Со второй половины 19 века до 30-х годов 20 века предпринимались успешные попытки передвижения каменных зданий от двухэтажных до многоэтажных в России, США, а затем в СССР на расстояния нескольких сотен метров. Согласно Венецианской Хартии не допустимо, за исключением случаев, когда перемещение является единственным средством спасения памятника.
Приспособление – 1) замена первоначальной функции памятника под нужды владельца или нанимателя. Неизбежные при этом изменения могут ограничиваться частичными функциональными добавлениями, или полной переменой планировочной структуры (в зависимости от ценности и охранности). В каждом случае приспособления необходимо охранять мемориальные ценности памятника и его субстанции. Важнейшая задача приспособления, от которого зависит судьба памятника правильный выбор новой функции. Приспособление памятника архитектуры под современные нужды является наименьшим средством их продолжительного сохранения; 2) то же, что адаптация; 3) то же, что использование; 4) то же, что реабилитация.
Раскопки (консервация руин). Под руинами понимаются сооружения, имеющие большие разрушения и дошедшие до новейшего времени в разрушенном виде и в таком состоянии осознаны как памятники Венецианской Хартии. Призывает отказаться для таких памятников от восстановления и ограничиться консервационными методами с минимальными дополнениями: консервация, анастилоз, локальная рекомпозиция.
Раскрытия – удаление закладок проемов, интерколумниев, экспозиция аутентичной кладки, фрагментов древней росписи. Причем необходимо убедиться не таят ли в себе удаляемые элементы в скрытом виде ценных остатков, к какому периоду времени они не относились. Раскрытие не допустимо, если он создает угрозу устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения.
Реабилитация (лат. rehabilitatio – возвращение дееспособности). 1) то же, что приспособление; 2) то же, что ревалоризация (1).
Ревалоризация (фр. revalorisation – возвращение утраченной ценности). 1) деятельность, направленная к приведению недвижимого памятника к состоянию, при котором возможно полное восприятие его мемориальных ценностей. Ревалоризации подвергаются отдельные памятники архитектуры, ансамбли, исторические застройки городов, парки, археологические памятники. Процесс ревалоризации предусматривает в комплексе такие действия, как реставрация, приспособление, раскрытие; 2) любое действие направленное на спасение недвижимого памятника (универсальный термин, поскольку на практике часто трудно провести границу между реставрацией и консервацией, реконструкцией и приспособлением): реставрация, консервация, реновация, регенерация и т.п., кроме фрагментарной реставрации.
Ревалоризация памятников ландшафтной архитектуры – самостоятельный и наиболее сложный раздел реставрации, требующий больших специальных знаний, т.к. помимо архитектурных памятников и малых архитектурных форм, основным материалом в руках архитектора служат элементы природы: рельеф, вода, горные породы, растительность и т.п. Естественные изменения, рост и старение с момента создания памятника ландшафтной архитектуры – свидетельство его подлинности. Диапазон ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры широк: от регенерации исторических центров с плотной застройкой и отсутствием водных и зеленых пространств до возвращения исторического природного антуража отдельному архитектурному строению (каплице, мельнице и т.п.). К объектам ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры также относятся: старинные парки, кладбища, укрепленные районы, каналы, природные ландшафты и т.п.
Существуют следующие виды ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры: содержание, консервация, реституция, реставрация.
Ревитализация (лат. re… и vitalis – возвращение к жизни) – комплекс мер, направленных на восстановление и использование памятников архитектуры по первоначальному значению.
Регенерация (лат. regenero - вновь произвожу): 1) регенерация реставрационная научно обоснованное заполнение лакун исторической застройки; 2) регенерация архитектурная – реконструкция исторической застройки с фальсификацией новых зданий «под старину»; 3) тоже, что реновация.
Рекапитуляция (лат. recapitulation – повторение) тоже, что новодел.
Реконструкция (от re и лат. constructio – повторное построение): 1) восстановление первоначального облика населенного пункта, архитектурного ансамбля, или отдельного памятника по остаткам, или письменным источникам. Выполняется в виде чертежа, макета, скульптуры, рисунка. Научно аргументированная – ценный материал для последующей реставрации; 2) реконструкция реставрационная – тоже, что и приспособление с элементами рекреации; 3) реконструкция архитектурная – коренное переустройство населенного пункта, квартала, отдельного здания, вызванная функциональными социально-экономическими, социально-гигиеническими, архитектурно-художественными требованиями; 4) тоже, что реновация.
Рекреация (польск. Rekreacja – отдых, оздоровление) – включение в памятник новых достижений науки и техники, с целью создания оптимальных санитарно-гигиенических условий и комфорта при приспособлении памятников под жилье, учреждение здравоохранения и туризма.
Ремонт (фр. remonte – исправление) – улучшение технического состояния и повышение эксплуатационных качеств памятника без искажения существующего архитектурного облика (ремонт и окраска кровель, водостоков, покраска фасадов, столярных изделий, восстановление отмостки и т.п).
Реновация (лат. renovatio – обновление): 1) частичный новодел; 2) целостная реставрация; 3) архитектурная регенерация, реконструкция.
Реставрация (лат. restauratio – вернуть к прежнему состоянию) – укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных, искаженных памятников (как частный случай, направленное на возвращение первоначального облика) с целью сохранения историко-художественного значения. Согласно Венецианской Хартии «… должна производиться в исключительных случаях, причем реставрационные работы не должны нарушать старых субстанций и должны опираться на подлинные документы. Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». Различают: фрагментарную реставрацию и целостную реставрацию.
Реставрация памятника ландшафтной архитектуры – глобальное восстановление объекта. Реставрация, как не парадоксально, может быть осуществлена только ценой уничтожения подлинных старых насаждений, что недопустимо согласно Флорентийской Хартии. Как правило, реставрация идет по пути компромисса. В результате, задача реставрации достигается не полностью. В случае полной реставрации или восстановления полностью утраченного памятника - действия именуются новоделом.
Реставрация интерьеров и памятников искусства в них. Различают: фрагментарную – необходима в объектах с сохранившейся исторической планировкой и отделкой и целостную – допустима в полностью перепланированных объектах, либо полностью утративших внутреннее убранство. Этот вид реставрации выполняется с привлечением высококвалифицированных художников-реставраторов соответствующего профиля. Руководство работами осуществляет архитектор-реставратор - автор проекта.
Реставрация памятников истории – восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры. Различают: фрагментарную и целостную.
Реституция (лат. rectitutio – возвращение) – 1) восстановление выпавших объектов композиции (рекомпозиция); 2) возвращение памятнику аутентичных элементов экстерьера и интерьеров, перемещенных в другие здания, вывезенных за границу и т.п.
Сигнация (лат. signo – указываю, обозначаю) – зрительное выявление (как правило значительных) дополнений. Оконтуривание цветным или заглубленным швом, использование кирпича с маркировкой, применение контрастных по цвету и фактуре материалов и т.д. Контрастная сигнация применяется только для археологических объектов, нюансная для объектов, обладающих композиционной целостностью.
Скансен (от шведского skansen – шанец), музей на открытом воздухе, под открытым небом, этнографический парк, распространенное в мире название, принятое по примеру первого музея, открытого в 1891 г. на острове Дьюргарден в Стокгольме. Характерными чертами скансена, в отличие от других музеев, являются: а) наличие в экспозиции деревянных и каменных построек, сохраненных на месте, либо перенесенных; б) экспозиция охватывает окружающее пространство под открытым небом, которое содержится как природный, хозяйственно обработанный сельский или парковый пейзаж; в) комплексное экспонирование построек и предметов труда и быта, размещенных в соответствии с выбранным периодом прошлого; г) содержание экспозиции раскрывает жизнь общественных классов, слоев и групп. С 1986 г. открыт для посетителей Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта около Волчковичского водохранилища на р.Птичь под Минском.
Содержание памятника ландшафтной архитектуры – создание условий для нормального существования растений (цикличная замена уже выращенных насаждений), архитектурных объектов (текущий ремонт).
Субстанция памятника – сформированное художником, ремесленником, работником или машиной вещество, из которого выполнен памятник. В субстанции памятника заложена его аутентичность. Утраты субстанции памятников архитектуры, художественных произведений, а также допромышленных памятников материальной культуры являются необратимыми утратами. Принципы реставрации позволяют замену на новый материал тех составляющих, которые по своей природе являются заменяемыми (напр., покрытие крыши). Для памятников материальной культуры промышленного происхождения утраты субстанции не являются необратимыми, если отсутствующие составляющие будут заменены оригинальными сменными деталями или комплектами.
Трансфер (лат. transfero – переношу) тоже, что перемещение памятника.
Фрагментарная реставрация (аналитический метод реставрации). Полностью соответствуют современным концепциям реставрации, положениям Международных Конгрессов реставраторов. Отличается: - отсутствием стремления к стилистическому единству; - признание ценности позднейших наслоений; - ограничение восстановлением элементов, форма которых может быть безупречно документирована. Фрагментарная реставрация – расширение сферы консервации и между ними не всегда возможно провести четкую границу. Включает в себя: раскрытия, дополнения, сигнации, экспозиции аутентичной кладки и т.п.
Целостная реставрация (синтетический метод реставрации). Направлена на полное восстановление облика памятника. Наиболее бесспорна правомерность целостной реставрации для памятников, получивших разрушения и утраты уже в настоящее время. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства необходимых обоснований, сведение домысла к минимуму – реставрация «на дату самой реставрации».
Принципиально противопоставлены современным теоретическим взглядам реставрации и положениям Венецианской Хартии следующие концепции целостной реставрации: реставрация «на оптимальную дату», реставрация «на возвращение первоначального облика», реставрация «на единство стиля».
Контрольные вопросы
1. Международные организации по охране памятников культуры. Деятельность ЮНЕСКО.
2. Зарубежный опыт сохранения культурного достояния.
3. ВООПИиК: назначение организации, задачи, решаемые в обществе.
4. Культурная память как необходимое условие прогресса нации.
5. Понятие «памятник культуры» с точки зрения культурологии, философии, юриспруденции.
6. Культурные ценности как связующее звено различных поколений.
7. Правовые основы охраны культурного наследия в Российской Федерации.
8.Роль государства и государственные учреждения в сфере охраны культурного наследия.
9. Общественные организации и отношение социума к культурному наследию.
10. Роль научных достижений в деле сохранения памятников культуры.
11. Особенности этапов становления охранно-реставрационной практики в нашей стране.
12.Музееведение: предмет, объект, структура. Роль музеев в сохранении культурных ценностей.
13. История музейного дела.
14. Особенности сохранения культурного достояния в условиях музея.
15. Понятия «реставрация», «консервация», «реконструкция», «реадаптация» как процессы сохранения культурных ценностей.
16. Охранные технологии в изобразительном искусстве.
17. Виды изобразительного искусства и особенности их сохранения.
18. Техника живописи и используемые в процессе творчества материалы.
19. Элементы живописи, влияющие на сохранность картины.
20. Этапы реставрационных работ.
21. Уход за скульптурой. Особенности сохранения скульптурных памятников.
22.Политика государства в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.
23. Сохранение информации: особенности, проблемы, перспективы.
24.Организация комплексной системы безопасности библиотечных фондов страны.
25. Российская государственная библиотека как хранилище культурно-исторического наследия: история, функции, фонды.
26. Библиографическая информация: роль в сохранении книжных фондов.
27. Условия и режим хранения библиотечных фондов.
28. Правила размещения, хранения и транспортировки печатной продукции.
29. Дезинфекция и дезинсекция фондов музеев, архивов и библиотек.
30. Культурный ландшафт. Национальные парки, усадьбы, монастыри.
31. Дворцово-парковые ансамбли: особенности функционирования и сохранности.
32. Проблема сохранения и обеспечения доступности культурного наследия.
33. Компонентный состав культурных ансамблей и комплексов (на примере монастыря).
34. Аутентичность культурного памятника как обязательный критерий гарантии его охраны.
35.Паспортизация памятников культуры.
36. Информационное обеспечение и мониторинг культурного наследия.
37. Охранная зона памятника: определение, назначение, особенности эксплуатации.
38. Декоративно-прикладное искусство, ремесла, народные промыслы: стратегия сохранения и использования.
39. Основные принципы реставрации предметов ДПИ. («Прочтение» памятника, его исследование, укрепление древних частей и др.).
40. Венецианская хартия.
41. Документ как средство сохранения культурно-исторического наследия.
42. Развитие документа и делопроизводства в России в сфере охраны культурного наследия в историческом контексте.
43. Краеведение: назначение, цели, задачи, структура.
44. Экскурсионное обслуживание: цели, задачи, требования.
45. Роль туризма в сохранении памятников природного и культурного значения.
46. Система архивов РФ, их роль в сохранении культурного достояния народа.
47. Частные коллекции и меценатство.
48. Приватизация памятников культуры.
49. Народное творчество как способ хранения культурно-исторического наследия.
50. Особенности сохранения памятников музыкальной культуры.
51. Отечественное культурное наследие в условиях идеологического диктата в 20-30-е годы ХХ века.
52. Общественные инициативы в сфере охраны памятников в России в 60-80-е годы ХХ века.
53. Конвенция о Всемирном наследии 1992 года.
54. Природные и рукотворные ландшафты, их облик, исторические функции, социокультурные особенности.
55. Мониторинг как контроль за состоянием памятника.
56. Культурные ландшафты и духовное наследие.
57. Музеи-заповедники – хранители культурного наследия и центры туризма.
58. Особенности сохранения памятников нематериальной культуры (фольклор, народные художественные промыслы, национальные кухни и др.). Роль туризма.
59. Популяризация памятников культуры как один из видов деятельности по сохранению наследия.
60. Основные средства сохранения или спасения культурных ценносте