Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование радикально-демократического крыла в национально-освободительном движении. Б. Г. Тилак




Усиление колониальной эксплуатации и угнетения с приближением эпохи империализма делало все более бедственным положение широких народных масс, в том числе мелкой буржуазии и мелкобуржуазной интел­лигенции. Все новые ее круги втягивались в борьбу с английскими коло­низаторами. Среди лучших ее представителей зрело сознание, что вывести Индию из состояния упадка и неисчислимых бедствий можно, лишь ликви­дировав чужеземное господство. Это новое поколение деятелей националь­но-освободительного движения видело путь к независимости и националь­ному возрождению страны не в вымаливании подачек и поисках соглаше­ния с английскими властями, а в непримиримой борьбе с ними, включая вооруженные формы.

Возникновение и укрепление радикально-демократического крыла в национально-освободительном движении связано с деятельностью вы­дающегося патриота, демократа, ученого Бал Гангадхара Тилака (1856— 1920).

Тилак был выходцем из некогда знатного, впоследствии разоривше- гося брахлинского рода. По национальности Тилак маратх. Получил филологическое, историческое и юридическое образование. Еще в юно­шеские годы он поклялся посвятить свою жизнь служению родине. В 1880 г. Тилак основал еженедельник «Махратта» и газету «Кесари» («Лев»). Они сыграли большую роль в сплочении национально-освободительных сил. С основанием Национального конгресса Тилак стал его активным участ­ником. Но вскоре наметилось его расхождение с умеренно-либеральным руководством Конгресса по важнейшим вопросам движения. В середине 90-х годов Тидак порвал с тактикой умеренных и стал на путь организации масс и массовых выступлений против колониальных властей. С 1895 г. «крайние» (так называли радикально-демократическое крыло национально-освободительного движения, возглавляемое Тилаком) начали проводить ежегодно массовые празднества в честь национального героя маратхов Шиваджи.

В отличие от умеренно-либеральных руководителей Национального конгресса, относившихся, с подчеркнутым благоговением к западной культуре, Тилак пытался поднимать у индийцев чувство национальной гордости за свою многовековую и величественную историю и культуру. Однако важнейшей движущей силой Тилак считал религию. «Крайние» cтpeмились cплoтить силы индийцев апеллируя к их религиозным чувствам. Передовое по своему существу движение облекалось в религиозную индуистсткую оболочку.

Внутренняя противоречивость позиции «крайних» выражалась такжев их нежелании обострять классовую борьбу, в их неспособности сочетать борьбу за независимость с аграрно-крестьянской революцией. Тем не менее их деятельность имела прогрессивное значение. Их жгучая ненависть к колонизаторам и призывы к борьбе с ними находили отклики у народных масс. «Крайние» становились опасными для английского господства. В 1897 г. Тилак был арестован и приговорен к полутора годам заключения. Широкая кампания за освобождение Тилака в Индии, под­держанная рядом европейских ученых, вынудила колониальные власти освободить его досрочно. Никакие репрессии не в состоянии были оста­новить рост освободительной борьбы в Индии.

 

 

Усиление колониального гнета и обострение англо-индийских

Противоречий

В начале XX в. развитие капитализма в Индии продолжалось. Число джутовых фабрик увеличилось за 1898/99—1909/10 гг. почти в два раза. За эти же годы численность хлопчатобумажных предприятий, принад­лежавших индийским капиталистам, увеличилась с 158 до 215. В 1914 г. количество веретен в текстильной промышленности Индии было вдвое больше, чем в Японии и Китае вместе взятых. По численности пролетари­ата (951 тыс. человек в 1914 г.) Индия занимала первое место среди стран колониального Востока. Тем не менее промышленные рабочие в 1911 г. составляли лишь 5,5% населения страны. Доля населения, занятого сельским хозяйством, даже возросла с 66,5% в 1901 г. до 72,2% в 1911 г., главным образом за счет притока из города разорившихся ремесленников, не находивших применения в промышленности, и возвратившихся ра­бочих, не порывавших связи с деревней.

Рост отраслей промышленности по переработке сельскохозяйствен­ного сырья, легкой и добывающей промышленности был не в состоянии ослабить зависимость Индии от метрополии. Из неравноправного участника мирового рынка Индия превратилась в еще более эксплуа­тируемого и бесправного участника мировой капиталистической си­стемы.

С переходом капитализма в монополистическую стадию решающее значение приобрели новые формы и еще более жестокие методы колониаль­ной эксплуатации. Все более и более возрастали доходы английских капи­талистов от капиталовложений. Вместе с внутренними налогами, соби­раемыми в Индии, они составляли ежегодно около 80 млн. ф. ст. К концу первой мировой войны английские инвестиции в Индии превысили 500 млн. ф. ст. Фактически эта сумма была собрана в самой Индии в результате систематического ограбления народных масс. Лишь незначительная часть инвестированного капитала находила промышленное применение, причем и она сокращалась.

Основными орудиями английских империалистов в эксплуатации Индии стали управляющие агентства и банки. Управляющие агентства выступали в роли посредников в приложении английских капиталов в Индии, особенно в Восточной Индии, а также в привлечении и исполь-зовании местных индийских капиталов в интересах английских империа­листов.

Непосредственная связь с английским монополистическим капита­лом и поддержка со стороны колониальных властей облегчили управля­ющим агентствам захват контроля над угольными копями, джутовыми фабриками, чайными плантациями, транспортными предприятиями, тор­говыми фирмами и страховыми обществами. Через систему этих агентств английский капитал контролировал национальную промышленность, подчинял себе предприятия индийских капиталистов и присваивал зна­чительную часть их прибылей.

Господство империализма и пережитки феодализма сковывали разви­тие производительных сил в стране, обрекали сельское хозяйство на упа­док и деградацию, а трудящиеся массы Индии на двойной гнет, бесправие, невежество. Миллионы людей находились в состоянии постоянной борьбы с голодом. Свержение господства империализма и ликвидация пережитков средневековья стали настоятельной исторической необходимостью; без этого немыслимы были экономический и культурный прогресс Индии, достижение самостоятельной государственности, избавление народных масс от голода и кабалы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 710 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2307 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.