Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подготовка общеиндийского национально-освободительного движения




Колониальный режим чрезвычайно осложнял и замедлял формиро­вание наций в Индии. Сильнейшим препятствием на этом пути было существование около шестисот феодальных княжеств, всемерно охраняв­шихся английскими властями. Разбросанные по всей стране, они задер­живали развитие внутренних экономических связей. Передовые в прошлом народности (андхра, малаяли и др.) не могли обрести территориаль­ной общности, потому что их исконные земли были искусственно разде­лены между феодальными княжествами и так называемыми британскими провинциями.

Пережитки кастового строя, власть религии сильно затрудняли политическую консолидацию народностей и развитие национального самосознания. Сравнительно интенсивно процесс формирования наций протекал у бенгальцев, маратхов, гуджаратцев, тамилов и других пере­довых народностей, населявших экономически наиболее развитые провин­ции, главным образом приморские. Здесь уже имелись крупные торговые и промышленные центры — Калькутта, Бомбей, Мадрас, которые одно­временно становились очагами национальной культуры, растущего осво­бодительного, а также возникавшего рабочего движения.

Усиление колониального гнета с приближением эпохи империа­лизма определяло выдвижение на первый план задач борьбы против иноземных колонизаторов. Малочисленная, но влиятельная буржуазная интеллигенция выступила идеологом нарождавшегося общеиндийского национально-освободительного движения.

В 70-х — начале 80-х годов в Бенгалии, Бомбейской и других экономи­чески наиболее развитых провинциях страны возникали одна за другой буржуазно-помещичьи организации различных политических направлений. Они были в той или иной степени оппозиционны британским властям. В на­циональном движении Бенгалии середины 70-х годов определились три главных направления: консервативное, возглавленное «Ассоциацией Бри­танской Индии»; либеральное, представленное «Индийской ассоциацией»; радикальное, не создавшее своей самостоятельной политической организа­ции в масштабе всей провинции.

«Ассоциация Британской Индии» и «Индийская ассоциация» были враждебны массовым народным освободительным движениям. Боязнь стихийных крестьянских восстаний сближала их с британскими коло­низаторами. «Ассоциация Британской Индии» в основном поддерживала политику английских властей и чиновников. Ее оппозиционность выра­жалась в критике отдельных актов и политики расовой дискриминации. Она добивалась расширения доступа к европейскому образованию для верхушки бенгальского общества. Осуществить это требование она мыс­лила путем резолюций и петиций..

«Индийскую ассоциацию», возникшую в 1876 г., возглавил Суренд-ранатх Банерджи (1848—1925), богатый и влиятельный, особенно в бен­гальских либеральных кругах, адвокат. Ее программа носила весьма умеренный характер. Главные усилия «Индийской ассоциации» были направлены на расширение прав индийцев занимать служебные посты в государственном аппарате. Организованная ею с этой целью в 1877 г. политическая кампания вышла за пределы Бенгалии.

«Индийская ассоциация» стремилась объединить деятельность наци­оналистов различных провинций страны. Она создала свои филиалы в Лахоре, Агре, Канпуре, Аллахабаде, установила связи с руководителями местных организаций в Бомбее, Пуне, Мадрасе. В этом отражалось укрепление экономических связей между национальной буржуазией наиболее развитых провинций Индии, ее стремление к политической консолидации.

Радикально настроенные мелкобуржуазные националисты, в проти­воположность либералам и консерваторам, благожелательно относились к массовым выступлениям крестьян. Демократические слои интеллиген­ции, особенно бенгальской и маратхской, в большей мере испытывали тяготы колониального режима. В их публицистических и литературных произведениях находили отражение интересы независимого буржуазного развития страны. Однако незрелость капиталистических отношений, разношерстность состава мешали местным демократическим слоям объе­динить свои силы, выдвинуть четкую программу политических и социаль­ных преобразований. В 70-х и начале 80-х годов они в основном занима­лись литературной и газетно-издательской деятельностью.

В Махараштре умеренно-либеральные деятели национального дви­жения создали в 1870 г. организацию «Пуна Сарваджаник сабха». Ее лидером стал Махадев Говинд Ранаде (1842—1901) — один из основа­телей индийской школы буржуазных экономистов. Помимо крупной буржуазии и ее интеллигенции, в эту организацию вошли также пред­ставители маратхских помещиков и зажиточных землевладельцев-райя-тов. Этим объяснялось большое внимание к аграрным проблемам. Ранаде обосновывал в своих трудах необходимость для Индии развития промыш­ленности и ремесел и политики таможенного протекционизма для их поощ­рения. С деятельностью «Пуна Сарваджаник сабха» и ее лидеров связано зарождение в 70-х годах движения свадеши за поощрение отечественного производства. Радикально-демократическое крыло в национальном дви­жении Махараштры оформилось позднее.

В экономически менее развитых областях Южной Индии националь­ное движение отставало от бенгальского и бомбейского. В возникших здесь отдельных политических организациях пользовались сильным влиянием помещичье-ростовщические элементы. Этим определялась край­няя умеренность этих организаций.

Капиталистическое развитие почти не затронуло северные и северо­западные области Индии. Зарождавшееся здесь национальное движение развернулось в форме просветительского движения и имело религиозную окраску.

В 70—80-х годах значительную деятельность развернули в Индии старые и вновь созданные религиозно-реформаторские и сектантские организации: индуистские, мусульманские, сикхские. Некоторые из них стремились приспособить свои религиозные учения к условиям буржуаз­ного развития индийского общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.