Нараставшая революционная активность масс встревожила и крупную буржуазию. Руководство Национального конгресса, обнадеженное обещанными реформами, взяло курс на свертывание национально-освободительного движения. «Умеренные», говорил Тилак, представляли школу политической мысли, которая считала, что продвижение Индии по пути прогресса должно осуществляться при сочувствии и помощи британских властей. «Крайние» видели такую возможность только в упорной борьбе против британских колонизаторов, и они усиливали борьбу.
В декабре 1907 г. в г. Сурате Бомбейской провинции собралась очередная сессия Национального конгресса. «Крайние» настаивали на том, чтобы сессия подтвердила прошлогодние решения (сварадж, свадеши, бойкот и национальное образование) и не отступала от них. Умеренно-либеральные руководители Конгресса противопоставили этому требованию проект резолюции, в котором было выхолощено главное содержание этой программы. Понятие свараджа как власти, подобной существующей в «самоуправляющихся колониях и самой метрополии», они заменили толкованием свараджа как «колониального самоуправления». Движение бойкота и любые другие методы массовой борьбы были отвергнуты. Разногласия по основным вопросам национально-освободительного движения вылились в острую борьбу, дошедшую до рукопашных схваток. «Умеренные» располагали на сессии большинством в две трети делегатов. К тому же их руководители призвали на помощь английскую полицию. «Крайние» были удалены с сессии. Так по инициативе умеренно-либерального крыла произошел раскол Национального конгресса. Сессия продолжала работу и приняла резолюции в духе проектов подготовленных «умеренными». Они призывали к лояльному сотрудничеству с властями. Краеугольным камнем программы и устава Конгресса было достижение свараджа в пределах Британской империи путем длительных постепенных реформ, обязательно мирными, легальными средствами.
В день изгнания из Конгресса делегаты меньшинства провели учредительное собрание. На нем радикально-демократическое крыло провозгласило создание партии националистов. Их многочисленные печатные органы и подпольные листовки, распространяемые агитаторами по всей стране, призывали массы к борьбе против британских колонизаторов, а некоторые нацеливали на вооруженное восстание.
С начала 1908 г., несмотря на репрессии, антиимпериалистические выступления, особенно выступления пролетариата, продолжались. В январе произошла забастовка рабочих железнодорожных мастерских в Бомбее. В конце марта началась стачка работников телеграфа Бомбея и Калькутты. Вскоре она перебросилась и на некоторые другие города. В апреле забастовали рабочие восьми текстильных фабрик Бомбея. В Калькутте в забастовочную борьбу включились рабочие джутовых предприятий и докеры. Массовые антиимпериалистические митинги происходили то в одной, то в другой части Индии.
Ареной крупных антиимпериалистических выступлений стал юг страны — города Тутикорин и Тинневелли Мадрасской провинции. В Тутикорине устраивались митинги, на которых выступали агитаторы свадеши. Рабочие провели забастовку. Русский консул Чиркин в донесении от 1(14) апреля 1908 г. сообщил, что «стачка была искусно организована, так как вожаки движения озаботились выдачей харчей забастовщикам». Население не только города, но и округа оказывало поддержку рабочим. Был создан фонд помощи бастующим. В Тинневелли арест популярных деятелей движения свадеши вызвал серьезные столкновения с полицией. Заключенные были освобождены, обвинительные документы уничтожены, закрыт суд, а полицейское управление разгромлено. События на юге Индии продемонстрировали растущую организованность пролетариата и усиление его роли в национально-освободительном движении.
Английские колонизаторы обрушили новые репрессии на индийских патриотов. Они запретили съезд партии националистов. Вслед за полицейским актом, запрещавшим «незаконные сборища», который фактически объявлял на чрезвычайном положении несколько провинций, летом 1908 г. был издан закон о печати, направленный против прогрессивных местных изданий — «Кесари», «Джугантар» («Новое время») и др., призывавших к свержению колониального режима.
24 июня был арестован Тилак. Патриотизм ему вменили в преступление. Его мужественные речи на суде звучали обвинением британскому колониальному режиму. Вопреки несогласию присяжных-индийцев, Тилак был осужден на шесть лет каторжных работ.
13 июля, в первый день процесса над Тилаком, в Бомбее начались политические забастовки и демонстрации протеста. В этот день, как сообщала газета «Таймс», на улицах, ведущих к рабочим районам, были поставлены воинские подразделения, так как власти боялись вторжения рабочих в европейские кварталы. В последующие дни неоднократно происходили столкновения рабочих с полицией. 21 июля начались волнения докеров. В день осуждения Тилака, 23 июля, 100 тыс. рабочих объявили шестидневную политическую забастовку. Участники многотысячных демонстраций требовали отмены приговора. Промышленные районы, особенно кварталы Парела и Махима, стали местом ожесточенных схваток рабочих с полицией и войсками. Впервые в Индии появились баррикады. Массовое движение протеста охватило также Пуну, Мадрас и другие города.
Английские колонизаторы потопили в потоках крови народные выступления. Все же они вынуждены были смягчить приговор Тилаку, заменить каторжные работы тюремным заключением.
В этот период, столь тяжелый для судеб национально-освободительного движения Индии и его наиболее преданных и решительных борцов, со страниц русской большевистской газеты «Пролетарий» прозвучал голос В. И. Ленина в защиту Тилака. Приговор Тилаку Ленин охарактеризовал как «месть демократу со стороны лакеев денежного мешка». Ленин высоко оценил значение бомбейских событий — они показали: «Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы...».
Июльское выступление пролетариата наиболее концентрированно отражало влияние революции 1905 г. на Индию. Демократ Тилак призывал народ к борьбе, ссылаясь на опыт русской революции. Бомбейский пролетариат выступил в защиту Тилака, применив испытанные русскими рабочими методы борьбы.
Новый «Закон об индийских советах»
Буржуазно-помещичьи круги Индии одобряли решительную расправу властей с революционными элементами. После бомбейских событий крупная буржуазия стала оказывать колонизаторам открытую поддержку. Среди мелкобуржуазных демократов начался разброд. Наиболее испытанные их руководители были в тюрьме. Часть националистов, напуганная революционной активностью пролетариата, вернулась в Национальный. конгресс. Другие ушли в подполье, некоторые из них стали на путь индивидуального террора. Их деятельность свидетельствовала о личном мужестве и ненависти к колониальному режиму, однако массовому национально-освободительному движению она наносила вред.
Во второй половине 1908 г. политическая обстановка в Индии оставалась крайне напряженной. В октябре в ознаменование третьей годовщины раздела Бенгалии состоялись массовые демонстрации протеста. Британские империалисты стремились избежать дальнейшего нарастания освободительной борьбы в Индии. Они пошли на уступки буржуазно- ' помещичьим кругам. В ноябре 1909 г. вступил в силу новый «Закон об индийских советах».
Реформа предусматривала увеличение численного состава центрального и провинциальных советов. Количество выборных лиц возрастало более чем в три раза. В законодательных советах крупнейших провинций создавалось выборное большинство. Законодательные советы имели только совещательные права, да и те по второстепенным вопросам. Право голоса получало менее половины процента населения. Выборы должны были производиться по куриям, созданным по религиозно-общинному принципу, отдельно для индусов и мусульман. Феодально-помещичья верхушка мусульман получила непропорционально большое количество мест. Все это было рассчитано на дальнейшее разжигание вражды между индусами и мусульманами. Так политика «разделяй и властвуй» была закреплена законодательным актом.