Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Театрализованных представлений




У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ

В

еликая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дящиеся были вовлечены в активную деятельность, массовые театрализованные представления разыгрывались на улицах и пло­щадях многих городов России. В. И. Ленин писал в те годы о «прекрасном размахе, который дала народному творчеству вели­кая революция»1. Театрализованные представления объединяли тысячи и десятки тысяч участников и зрителей.

Весьма показательны названия представлений: «Пантомима великой революции» — в Москве, «Гимн освобожденного труда»—• в Петрограде, «Борьба труда и капитала» — в Иркутске, «Вос­хваление революции» — в Воронеже, «Поступь свободных наро­дов»— в Харькове, «Интернационал» — в Киеве, «Красные дни»— в Дербенте, «Апофеоз труда» — в Самаре...

Вахтангов мечтает в это время поставить на сцене «Комму­нистический манифест». Марджанишвили пишет сценарий револю­ционного празднества и мечтает о театре великом, всеохватываю­щем. Маяковский, Блок, Мейерхольд думают о театре, который смог бы выразить революцию, и берут на вооружение все то, что соответствует их задачам, в неисчерпаемом арсенале народного самодеятельного театра, рожденного революцией. Не случайно Луначарский назвал «Мистерию-буфф» «первой художественной революционной пьесой», которая «задумана под влиянием нашей революции и поэтому носит на себе печать задорную, дерзкую, мажорную, вызывающую»2.

С древнейших времен в народных обрядах, празднествах и представлениях в полную силу проявлялся вольнолюбивый дух народа, царило карнавальное веселье, смех, сатира. Советский ли­тературовед М. Бахтин дал замечательную по своей содержа­тельности характеристику наиболее распространенной в странах Западной Европы формы народного празднества — карнавала:

«Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы даже в зачаточной ее форме. Рампа разруши­ла бы карнавал (как и обратно: уничтожение рампы разрушило

•Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 80.

2 Луначарский А. В. О театре и драматургии. М., 1958, т. 1, с. 150.


бы театральное зрелище). Карнавал не созерцают — в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока кар­навал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карна­вальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространст­венных границ. Во время карнавала можно жить только по его за­конам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал но­сит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны».

И дальше Бахтин поясняет: «На фоне исключительной иерар­хичности феодально-средневекового строя и крайней сословной корпоративной разобщенности людей в условиях обычной жизни этот вольный фамильярный контакт между всеми людьми ощу­щался очень остро и составлял существенную часть общего кар­навального мироощущения. Человек как бы перерождался для но­вых, чисто человеческих отношений»1.

И в древнегреческих песнях «комоса», по словам М. Бахтина, в скрытом, исторически и эстетически неразвернутом виде содер­жались жизнеутверждение и отрицание, народность карнавально­го веселья и острота сатирического осмеяния.

А если пойти еще дальше в глубь веков, то у истоков народ­ных празднеств и представлений нетрудно обнаружить «производ­ственную» и «бытовую» обрядность. Наш исторический очерк мы и начнем с древнейших времен — с развития народных празднеств и театрализованных представлений при первобытнообщинном строе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.