Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие социальной системы




Поскольку социальная система — суть интеракции индивидов, то каждый участник является одновременно и действующим лицом (обладающим определенными целями, идеями, установками и т. д.), и объектом, на который ориентированы и другие действующие лица, и он сам. Система интеракций, таким образом, в аналитиче­ском плане обособлена от совокупности процессов действия отдель­ных своих участников. В то же время эти «индивиды» являются и организмами, и личностями и принадлежат к определенным куль­турным системам.

При такой интерпретации каждая из трех других систем действия (Культура, Личность, Поведенческий Организм) составляет часть окружающей среды или, если можно так сказать, одну из окружаю­щих сред социальной системы. За пределами этих систем находятся окружающие среды самой системы действия, которые располагают­ся выше и ниже общей иерархии факторов, контролирующих дей­ствие в мире жизни. Эти отношения изображены на схеме 1.

Среду нижнего уровня образуют физико-органические явления природы, охватывающие «дочеловеческие» виды организмов и «не­поведенческие» свойства человеческих организмов. Последние осо­бенно важны для определения границы системы действия, поскольку люди познают физический мир только через собственный организм. Наше сознание не имеет опыта непосредственного восприятия вне­шних физических объектов, не соотнесенного с физическими ощу­щениями и их информационным осмыслением. Однако будучи пси­хологически воспринятыми и осмысленными, физические объекты становятся частью системы действия.

В принципе сходные рассуждения применимы и к внешней сре­де, располагающейся выше системы действия — «высшей реаль­ности», с которой мы все имеем дело при обращении к тому, что Вебер называл «проблемами смысла», например к проблемам доб­ра и зла, жизни и смерти и т. п. «Идеи» в этой сфере, если рассмат­ривать их в качестве культурных объектов (например, представле­ний о богах, о сверхъестественном), являются, в некотором смысле, символическими «репрезентациями» высших реальностей, но не самими этими реальностями.

Фундаментальный принцип организации жизненных систем со­стоит в том, что их структуры дифференцируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми им внешней средой. Так, биологи­ческие функции дыхания, пищеварения, движения и восприятия информации являются основой дифференциации систем органов, каждая из которых обслуживает те или иные отношения между организмом и окружающей средой. Этот же принцип используется нами и для анализа социальных систем.

Мы будем рассматривать социальные системы с точки зрения их взаимоотношений с наиболее важными функциональными сре­дами. Я утверждаю, что функциональные различия трех внешних для социальной подсистем действия — культурной системы, систе­мы личности и поведенческого организма — и связь первой и тре­тьей из них с двумя средами, внешними для всей системы действия, являются узловыми моментами при анализе различий между соци­альными системами. Таким образом, в нашем анализе мы будем исходить из фундаментальных отношений систем и их окружения, изображенных на схеме 1.

В терминах нашей функциональной парадигмы социальная сис­тема является интегративнои подсистемой системы действия в це­лом. Три другие подсистемы действия составляют при этом среду функционирования социальной подсистемы. Вышеозначенный прин­цип может быть применен при анализе обществ или других соци­альных систем. Мы видим, что три из первичных подсистем обще­ства (схема 2, столбец III) функционально взаимодействуют с тремя основными средами социальной системы (схема 2, столбец IV); при этом каждая из подсистем может быть непосредственно соотнесена с одной из сред. Одновременно каждая из этих трех социетальных подсистем может рассматриваться как окружающая среда подсисте­мы, являющейся интегративным ядром общества (схема 2, столбец II). В данной работе мы будем использовать эту двойственность функци­ональной парадигмы при экспозиции нашей общей теоретической схемы и при анализе конкретных обществ (Parsons, 1968).

Понятие общества

При определении общества мы применим критерий, который вос­ходит еще к Аристотелю. Общество — это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысше­го уровня самодостаточности.

Это определение соответствует представлению о некой обособ­ленной системе, по отношению к которой другие обособленные подсистемы действия образуют первичные среды. Данная точка зрения резко контрастирует с общепринятым взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов — в этом случае орга­низмы и личности членов общества оказываются для него чем-то внутренним, а не частью его окружения. Мы не станем обсуждать здесь достоинства обоих подходов, но читатель должен ясно пред­ставлять себе, какой из них используется в данной работе.

При таком понимании общий критерий самодостаточности мо­жет быть разделен на пять частных критериев, каждый из которых применим к одной из пяти сред функционирования социальных систем — высшей реальности, культурным системам, системам личности, поведенческим организмам и физико-органической сре­де. Самодостаточность общества является функцией от сбаланси­рованной комбинации механизмов контроля над отношениями об­щества с этими пятью средами, а также от степени его собственной внутренней интеграции.

Взаимоотношения аналитически обособленных систем строят­ся на основе иерархии контролирующих факторов. Это понятие включает в себя кибернетические аспекты контроля, когда систе­мы с высоким уровнем информации, но с низким энергетическим уровнем контролируют высокоэнергетичные системы с относитель­но низким уровнем информации (схема 1, столбец V)5. Так, запрог­раммированная последовательность механических операций (на­пример, в стиральной машине) может контролироваться таймером, использующим очень мало энергии по сравнению с энергией, обес­печивающей движение частей машины и согревающей воду. Дру­гим примером является ген, контролирующий синтез протеина и другие формы клеточного метаболизма.

Культурная система, соотносясь с высшей реальностью, преоб­разует нормативные образцы в ценностные ориентации, относящи­еся к остальному окружению и системе действия, в том числе к физическому миру, организмам, личностям и социальным систе­мам. В кибернетической модели она находится в системе действия на самом высоком уровне, затем располагается социальная систе­ма, ниже соответственно — личность и организм. Физическая среда — последняя в этой иерархии, она лишь создает условия функци­онирования, но не организует их. Поскольку физические факторы не контролируются кибернетически высокоупорядоченными система­ми, мы должны адаптироваться к ним, иначе человеческая жизнь исчезнет. Наглядными примерами могут служить зависимость чело­века от кислорода, пищи, приемлемых температур и т. д.

В силу широкой эволюционной перспективы нашего анализа главное внимание среди несоциальных подсистем действия мы уде­ляем культурной системе. В процессе развития и приспособления к разнообразным обстоятельствам возникают формы социальной орга­низации, обладающие все большими адаптивными возможностями, менее подверженные воздействию частных, случайных причин, выз­ванных либо специфическими физическими явлениями, либо инди­видуальными органическими изменениями, либо личностными раз­личиями. В более развитых обществах диапазон различий между личностями может даже расширяться, в то время как структуры общества и происходящие в нем процессы становятся все менее зависимыми от особенностей индивидов. Поэтому, для того чтобы увидеть главные источники широкомасштабных изменений, мы должны сосредоточиться на кибернетически высокоорганизован­ных структурах; применительно к средам общества таковой явля­ется культурная подсистема.

Социетальное сообщество и его среды 6

Ядром общества как системы является структурированный норма­тивный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь населения. Как порядок, он содержит ценности, дифферен­цированные и специфицированные (particularized) нормы и прави­ла, причем только соотнесенность с культурой придает им значи­мость и легитимность. Он задает критерии принадлежности тех или иных индивидов к обществу. Проблемы, связанные с «юрис­дикцией» нормативной системы, могут сделать невозможным уста­новление точного соответствия между статусом «подпадения» под нормативные предписания и статусом принадлежности к обществу, поскольку навязывание норм, по-видимому, неразрывно связано с контролем (например, через «полицейские функции») за мерами, используемыми для поощрения и наказания людей, проживающих в пределах какой-либо территории (Parsons, 1964). До тех пор пока эти проблемы не приобретают критическую остроту, социетальный коллектив и его подколлективы могут, когда это необходимо, дей­ствовать эффективно как единое целое.

Мы будем называть этот единый коллектив социетальным со­обществом (societal community). Как таковое оно создается струк­турированным нормативным порядком и набором статусов, прав и обязанностей его членов, причем характер этого набора может ва­рьироваться для различных подгрупп сообщества. Для выживания и развития социетальное сообщество должно придерживаться еди­ной культурной ориентации, разделяемой в целом (хотя и не обяза­тельно единообразно и единодушно) его членами в качестве осно­вы их социальной идентичности. Речь идет о связи с занимающей более высокое место в иерархии культурной системой. Вместе с тем должны систематически удовлетворяться условия, необходимые для интеграции организмов (в том числе в их отношениях с физи­ческой средой) и личностей членов сообщества. Все эти факторы безусловно взаимосвязаны, хотя каждый из них является точкой кристаллизации содержательно разных социальных механизмов.

Культурная система как окружающая среда общества7

Главным функциональным требованием к взаимоотношениям между обществом и культурной системой является легитимация норматив­ного порядка общества. Системы легитимации определяют основания для разрешений и запретов. Прежде всего, но не исключительно, тре­бует легитимации власть. Используемое здесь понятие легитимации не нуждается в прилагательном «моральный» в современном смысле слова, но оно предполагает, что «правильно» то, что делается в соот­ветствии с институционализированным порядком.

Функция легитимации независима от операционных функций социальной системы. Никакой нормативный порядок никогда не является самолегитимизирующимся в том смысле, что одобренный или запрещенный способ жизни автоматически рассматривается как правильный или неправильный безо всяких объяснений. Легитимность нормы не может также определяться нижними в иерархии контроля факторами — например, тем, что что-то должно быть сделано каким-то специфическим образом потому, что на карту по­ставлена стабильность или даже выживание системы.

Тем не менее степень основанной на культуре независимости оснований легитимации от специфических операционных механиз­мов низшего уровня (например, от бюрократической организации или экономических рынков) существенно варьируется в различных обществах. Увеличение этой независимости является одним из глав­ных направлений эволюционного процесса, включающего диффе­ренциацию между культурными и социальными структурами и про­цессами. При этом система легитимации, какое бы место она ни занимала в эволюционном процессе, всегда определяется отноше­нием к высшей реальности. Это означает, что ее основания всегда имеют в некотором смысле религиозный характер. В примитивных обществах существует очень незначительная дифференциация меж­ду общими структурами общества и его религиозной организацией. В более развитых обществах взаимоотношения социальной и куль­турной систем в религиозных и легитимационных контекстах пред­полагают наличие высокоспециализированных и сложных структур.

В процессе легитимации нормативного порядка общества культур­ные ценностные образцы обеспечивают непосредственную связь меж­ду социальной и культурной системами. Способ легитимации, в свою очередь, определяется религиозными ориентациями. Однако, по мере того как культурные системы становятся все более дифференцирован­ными, возрастает самостоятельная ценность отдельных культурных структур. Прежде всего это относится к искусству, особым образом связанному с автономией личности, и эмпирическому когнитивному знанию, становящемуся на высоком уровне развития наукой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 576 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2303 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.