Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иррациональное в поведении индивидов




Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая свирепая —

властолюбие. В. Белинский.

Политическая психология, начиная с работ француз­ского социолога и социального психолога Постава Лебона, занимается поиском движущих сил политического дейст­вия и находит их преимущественно в иррациональных, т. е. бессознательных структурах психики человека. Среди отечественных психологов этой проблемой особо интересо­вался В. М. Бехтерев [27], предложивший объяснение воз­действия толпы на личность через механизмы внушения, образования не только индивидуальных, но и коллективных рефлексов.

Жизнь дает немало примеров того, как иррациональные психические механизмы воздействуют на ход политического процесса. Одним из наиболее ярких и доступных для наблюде­ния примеров является необъяснимое, на первый взгляд, пове­дение депутатов парламентов (в том числе и российского) на заседаниях. Многие их решения были продиктованы не столько рациональным расчетом, личными или групповыми интереса­ми, сколько взаимным эмоциональным заражением в ходе дис­куссий.

[64]

Вместе с тем психологов привлекла возможность проник­нуть и в глубь личностных механизмов формирования поли­тического сознания и поведения через систему потребностей. Они исходили из того, что важнейшим мотивом политического участия является не простая выгода или политическая целесо­образность, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. В свою очередь, эти базовые потребности служат фундаментом собственно политических установок.

Поэтому представители гуманистической и когнитивист-ской психологии исследовали потребности, эмоции, мотивы, механизмы мышления, которые дают индивиду программу ра­циональных действий. В противовес этому психоанализ основ­ной акцент делает на бессознательных структурах психики. В настоящее время это направление является одним из наиболее распространенных, в частности, среди американских исследо­вателей.

Основой представлений о политическом поведении в этом направлении является фрейдовское учение о бессознательном. Личность, в целом, и особенно ее стремление к власти трак­туются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла важную идею о том, что человек является не полностью созна­тельным существом и в своем поведении в немалой степени руководствуется инстинктивными импульсами.

Последователи 3. Фрейда и Г. Лассвела руководствуются также тем, что подлинные мотивы поступков обычно скрыты благопристойной «упаковкой». Скажем, «борьба за справед­ливость» или «стремление помочь бедным» на поверку могут быть продиктованы иными, чисто личными мотивами полити­ка, например стремлением приобрести голоса избирателей.

От инстинктов — к разумному поведению

Психологи различают три формы проявления человеческой активности: инстинктивную, действия в соответствии с навы­ками и разумную. Эта психологическая классификация форм Деятельности полезна и в описании психологических предпо­сылок к манипулированию сознанием.

[65]

Инстинкты

Инстинкты представляют собой врожденные модели по­ведения, биологически детерминированные и задающие на­правление поведению. Хотя между психологами нет единства в вопросе о том, каковы границы действия инстинктов у че­ловека, но общепризнано сегодня положение, согласно кото­рому значительное число форм поведения имеет инстинктив­ный характер. Одни психологи насчитывают таких инстинктов десятки, другие доводят их число до нескольких тысяч. Набор инстинктов включает как все автоматизмы в поведении чело­века (от дыхания до ходьбы), так и более сложные врожденные потребности (самосохранение, продолжение рода, любозна­тельность и множество других).

В политике присутствуют проявления всех человеческих инстинктов: от агрессивности до лояльности, от жадности до бескорыстия и от солидарности до самоизоляции с целью са­мосохранения. Инстинктивная составляющая поведения в политике объясняет прежде всего направленность энергии поступков, которые далеко не всегда осознаются самим чело­веком.

Так, инстинкт самосохранения толкает некоторых индиви­дов на борьбу за власть, а также объясняет некоторые (нерацио­нальные, казалось бы, с точки зрения здравого смысла поступки). Историки и политологи до сих пор спорят о причинах жестокос­ти к своим соратникам таких личностей, как Сталин. Между тем политические психологи приходят к выводу, что именно его потребность оградить свою травмированную самооценку от лю­бых сравнений с эталоном (Лениным), выбранным им с юности, побуждала Сталина избавляться от конкурентов и возможных критиков, «слишком много знающих».

Жестокость, насилие, агрессия— это тоже инстинктив­ные формы поведения. Одни авторы полагают, что эти формы — врожденные, другие видят в них результат научения, третьи исходят из представления об агрессии как реакции на фрустрацию. Однако, помимо агрессии, фрустрация вызывает и другие, также инстинктивные реакции: апатию, регрессию, подчинение и избегание. В политике все эти поведенческие проявления трактуются как реакция на события или обстоя­тельства, в которых действуют участники событий.

[66]

Солидарность — также одна из инстинктивных форм поведе­ния индивидов, которые способны не только соперничать друг с другом, но и сотрудничать. В основе проявлений солидарности в политике лежит идентификация людей с определенной партией, группой, нацией, позволяющая объединить усилия членов этих групп по достижению собственных целей и интересов.

Одним из классических проявлений солидарности являются различные акции протеста, предпринятые в поддержку своих товарищей. Известны неединичные случаи, когда работники отрасли объявляют готовность к забастовке, чтобы поддержать коллектив предприятия, которое находится в конфликте с ад­министрацией.

Одно из первых проявлений солидарности среди россий­ских политических партий было вызвано отказом Центризбир­кома в регистрации движения «Яблоко» в октябре 1995 года. Партии пригрозили отказом участвовать в выборах, если «Яб­локо» не будет зарегистрировано. Красивые слова о солидар­ности в обоих названных случаях просто маскируют страх тех, кого не тронули, что следующей жертвой будут они.

Не описывая многочисленные формы проявления инстинк­тов в политике, заметим, что в целом инстинкты охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы политического поведения и отдельного индивида, и организо­ванных групп, и массовые стихийные выступления.

Навыки и умения

Следующей формой проявления активности являются на­выки. В отличие от врожденных инстинктов большая часть человеческого поведения является результатом жизненного научения. Определенных навыков требует поведение государст­венного деятеля и обычного избирателя, партийного функ­ционера и сторонника какого-либо движения. Говоря о поли­тических навыках, мы имеем в виду и определенные умения, которые требуются для компетентного выполнения ролей и Функций любым участником политического процесса, при­вычки, образующиеся у граждан в определенной политической культуре, и стереотипы, упрощающие принятие решений. Сте­реотипы вырабатываются в результате повторения определен­ных политических действий в однотипных ситуациях.

[77]

Политические умения означают, что гражданин знает, как добиться желаемого результата. Однако в политической жизни стран СНГ широко распространена точка зрения, что рядовые граждане, воспитанные советской властью, не имеют навыков в демократическом процессе. Отсюда и неэффективность де­мократических реформ.

Безусловно, прежние привычки, позволявшие существовать в советской политической системе, не помогают действовать в новых условиях. Поэтому теперь мы сталкиваемся с иным по­ведением электората.,

Так, раньше у населения был выработан стойкий политичес­кий навык участия в выборах. В советские времена число голо­сующих достигало 99 % избирателей, хотя результаты выборов были заранее известны. С началом демократизации наблюдается последовательное снижение числа участвующих в голосовании. Так, если в 1989 году в выборах в Верховный Совет СССР приняло участие 90 % граждан, в республиканские и местные органы влас­ти России 1990года — около 80 %, то в парламентских выборах 1993 года в РФ участвовало уже только 53 % избирателей. Выбо­ры в регионах нередко признавались несостоявшимися, поскольку к урнам пришло меньше 25 % избирателей. Поэтому в России и возник вопрос об отмене минимально допустимого порога явки из­бирателей.

В электоральном поведении граждан появляется опреде­ленная компетентность в отношении самого голосования.

Исследования предвыборных ожиданий показали, что граждане стали меньше ориентироваться на личные симпа­тии и больше на то, какие политические позиции отстаивают кандидаты и партии. Появились и такие новые политические навыки, приобретенные в забастовках, голодовках, несанкци­онированных захватах предприятий и зданий, в пикетах и т. д., о которых мы ранее знали лишь из средств массовой информа­ции, рассказывающих о жизни «за бугром».

Разумные действия

Критериями разумности любых действий могут быть: 1) эф­фективность (сравнение цели с достигнутым результатом); 2) степень осознанности политических действий; 3) соответствие высшим ценностям, отстаиваемым проводимой политикой.

[79]

Чтобы обеспечить политике целенаправленный характер, объединяющий разных ее участников, применяются различ­ные средства. В первую очередь эту задачу решают всевозмож­ные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных политических акций, кампаний. Особое значение для политического поведения отдельного человека и партий имеют идеологии как концентрированное и систематизиро­ванное выражение заявленных целей и ценностей.

Реальное поведение никогда полностью не совпадает с обоз­наченными целями и ценностями: последние служат для человека лишь своего рода путеводителем. Исследования массового поли­тического поведения показывают, что только незначительное число людей в разных странах и политических системах изна­чально руководствуется в своем поведении идеологическими со­ображениями. Американский политический психолог Ф. Конверс полагает, что число таких граждан в разных странах колеблется от 10 % до 25 %. Поведение остальных определяется подсозна­тельными импульсами, а затем уже (де-факто) может объяс­няться некими идеологическими мотивами.

В СССР идеологические формулы массированно внедря­лись в сознание населения. В постсоциалистический период эти схемы активно разрушались новой властью, которая по­нимала, что старые догматы служат препятствием для рефор­мирования политической системы. К сожалению, никто из реформаторов не построил на месте разрушенного новой схе­мы. В мемуарах тех, кто осуществлял перестройку (М. Горба­чев, Б. Ельцин, Е. Яковлев, Е. Гайдар), не содержится указаний на то, что реформы были начаты по какому-то плану, что под ними была теоретическая схема, не говоря уже об идеологии реформ.

Знакомство с программными документами новых полити­ческих партий показывает, что и в них пока не содержится чет­кого представления о том, что и в какой последовательности Реформаторы собираются делать, какова иерархия их целей и приоритеты ценностей.

Исследования индивидуального политического сознания как политиков, так и рядовых граждан показывают, что в насто­ящее время в головах большинства и тех и других царит скорее хаос, нежели детальные планы необходимых преобразований.

[69]

2 5. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКА

Слово — величайший владыка.

Горгий.

Мы — рабы слов. К. Маркс.

Магия языка

Дар речи — уникальное достояние человека. Принято счи­тать, что это один из основных факторов, способствовавших выделению людей из других живых существ. Например, выда­ющийся психиатр Зигмунд Фрейд полагал, что слова являются базовым инструментом человеческого сознания и, будучи та­ковыми, наделены особой силой. Он писал:

«Слова и магия изначально были едины, и даже в наши дни большая часть магической силы слов не утрачена. С помощью слов человек может подарить другому величайшее счастье или вверг­нуть его в отчаяние; с помощью слов учитель передает ученику свои знания; с помощью слов оратор увлекает за собой аудито­рию и предопределяет ее суждения и решения. Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших ближних».

О манипулятивных возможностях языка знали еще в древ­ности. Злая сила языка нашла своеобразное отражение в Еван­гелии от Иакова (3:5—6):

«Так и язык — небольшой член, немного делает... Язык — огонь, прикраса неправды... Это неудержимое зло: он исполнен смертельного яда». Язык есть самое главное средство подчинения. Этот вывод доказан множеством исследований. Все больше ученых скло­няется к мнению, что первоначальной функцией слова на заре человечества было его внушающее воздействие — подчинение не через рассудок, а через чувство. Это догадка Б. Ф. Поршнева [202, 203], которая находит все больше подтверждений, неко­торые из которых мы привели в разделе 2.3.

[81]

Важное направление в использовании психоанализа от­крыл Джеймс Вайкери — он изучал предсознательный фактор в семантике, то есть воздействие слова на предсознание. Факт воздействия слова на предсознание показывает, что действи­тельно, именно в сфере языка лежат главные возможности ма­нипуляции сознанием.

Известно, например, что на предсознание сильно действует слово - «жизнь» и производные от него, в том числе приставка «био». К тому же она имеет добавочную силу, оттого что ассоциируется с укой и подкрепляется ее авторитетом. Поэтому в рекламе эти слова используются очень широко. Стоит заглянуть в газету, и сразу бросается в глаза: «Магазин здоровья — БиоНормалайзер», «Лавка Жизни»... «Молодая грудь»... «Биомаска для груди за 100руб.» и т. д.

Найденные и отработанные в рекламе методы и приемы се­мантики были затем перенесены в идеологическую и полити­ческую сферы.

Значительные возможности языковых средств в процессе манипулирования были вскрыты в работах Р. Блакара [330], Ш. Балли [15], которые станут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Диктум и модус

Швейцарский лингвист Ш. Балли в структуре высказывания выделял два основных элемента: диктум и моду. При этом дик­тум — это основное содержание высказывания, а модус — «кор­релятивная операция, производимая субъектом, выражение модальности, отношение субъекта к содержанию». Ш. Балли указывает, что ответная реакция может быть направлена либо на Диктум, либо на модус, но никогда на то и другое вместе [15].

Таким образом, инициатор манипулятивного воздействия соответствующим построением своего обращения может «ор­ганизовать» ту или иную реакцию на него и тем самым побу­дить адресата к активности в нужном направлении.

Одним из возможных приемов достижения этого является подбор слов и выражений. Установлено, что «найти точные сино­нимы почти невозможно, и именно здесь, подчас в тонких разли­чиях между так называемыми синонимическими выражениями, заключен один из наиболее важных инструментов отправителя (манипулятора)» [330]. Как говорит пословица, у любимого ре­бенка много имен.

[71]

Инициатор передает различное отношение к «любимому ребенку» и подчеркивает его различные аспекты и ха­рактеристики в зависимости от того, каким выбрано обращение.

Предложения «Стакан наполовину пуст» и «Стакан на­половину полон» синонимичны с точки зрения существа предмета. Тем не менее есть основания считать, что они по-разному воздействуют (например, на настроение веселой компании) [30, 58].

Л. Выготский [428, 73] указывает, что одного и того же че­ловека (Наполеона) можно назвать победителем при Иене и побежденным при Ватерлоо. Эти определения создают раз­ное впечатление об объекте суждений и побуждают адресата к размышлению в соответствующем ключе. То же самое, когда говорят «заключенный», «зэк», «осужденный» или «сиделец». В этих случаях мы имеем дело с «культуро-психологическим опосредованием» (Я. Л. Коломинский).

Огромные возможности оперирования синонимами рас­крывает «Словарь синонимов русского языка» [3]. Аналогич­но—в английском и других языках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2347 - | 2206 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.