На втором этапе эксперимента проводилась работа по развитию памяти дошкольников в игровой деятельности. Развитие памяти дошкольников осуществлялось в процессе:
- сюжетно-ролевой игры;
- дидактических игр;
- в игровой деятельности на прогулках;
- в играх дома.
Педагогический процесс мы строили на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в игровой деятельности, т.е. он носил личностно-деятельностную направленность.
Важным принципом организации работы для нас являлось включение детей в игровую деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех участников с использованием различных методов, форм и средств.
Разработка содержания игр осуществлялась с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей.
Мы подобрали серию сюжетно-ролевых игр, которые отвечали запросам и интересам детей. В процессе этих игр ребенку необходимо было запомнить несколько предметов, а затем назвать их. Рассмотрим, как проходило развитие памяти дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
Игра «Магазин».
Материал: 6-10 игрушек; 20 карточек размером 6х6 см. с изображением узоров из геометрических фигур, построенных аналогично материалу к игре «Разноцветные коврики» и разрезанных на две половины.
Мы предлагали детям поиграть в «магазин», расставляли игрушки на полке и клали около каждой половину карточки, обращая внимание детей на то, что каждая игрушка обозначена определенной карточкой. Мы говорили, что «покупатель» должен подумать, какую игрушку он хочет «купить», запомнить карточку, найти ее вторую половину. Если он правильно это сделает, то может «купить» игрушку. «Продавец» запоминал ту же карточку, что и «покупатель», и проверял правильность запоминания по памяти. После этого «продавец» и «покупатель» составляли целое изображение из двух частей. Если «покупатель» не ошибся, то он оставлял игрушку себе, а если неправильно запомнил, то анализировал ошибки. Если «продавец» запомнил изображение правильно, то он продолжал выполнять эту роль.
Игра «Теремок».
В этой игре мы использовали игровое поле размером, на котором был изображен теремок, фигуры животных персонажей сказке «теремок».
Вначале мы вспомнили с детьми сказку «Теремок». После этого каждый из играющих получал игровое поле и плоскостные изображения персонажей сказки. Затем мы предлагали для зверей построить дорожки к теремку, чтобы они не заблудились. На игровое поле помещали мышку, мы показывали детям карточку-образец, предлагали ее запомнить и из геометрических фигур построить на своем игровом поле такую же дорожку, т.е. дети не просто узнавали изображение, а воспроизводили его. После выполнения задания каждый ребенок проверял его правильность самостоятельно и анализировал ошибки. Если дорожка построена правильно, то ребенок помещал героя сказки в теремок. Затем на игровом поле появлялись следующие персонажи, и игра продолжалась. Выигрывал тот, у кого к концу игры будет в теремке больше животных.
Игра «Нарисуй картинку».
В этой игре мы использовали изображение различных предметов - дома, деревьев, цветов и т.д. на фланелеграфе. Каждому изображению соответствовало несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, размером, деталями.
Игра проходила в три этапа. На первом этапе мы объясняли игровую задачу: «Я нарисую картинку, а затем ее спрячу и загадаю о ней загадки» - воспитатель предлагает детям подумать о том, что нужно сделать, чтобы отгадать загадки. После ответов детей мы говорили, что нужно запомнить о предметах. Затем мы выкладывали картинку на фланелеграфе, сопровождая свои действия объяснениями, выделяя признаки предметов. После этого изображение закрывали и детям предлагали выложить такое же. На втором этапе мы выкладывали изображение без объяснений. На третьем этапе мы предлагали детям самим выкладывать изображение и придумывать вопросы к нему.
Дадим описание игр, направленных на развитие памяти.
Игры «Кому что нужно для работы».
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным.
Игра «Создай образ».
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.
Игровой материал: В группе развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как «стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.
Игра «Не забудь картинку».
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Педагог объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру «Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер (карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
- Номер невидно его «спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант: Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
Игра «Нарисуй правильно схему».
Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал: Карточки с изображением картинок и схем, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
Игра «Поможем маме».
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает «стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
Игра «Кодовый замок».
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Например, в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. Ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.
Игра «Заколдованный мешочек».
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.
Игра «Гуляем по поселку»
Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка.
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу.
В группу приходят гости (новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице.
Игра «Магазин игрушек».
Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она ее узнает.
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
Помимо сюжетных игр мы использовали серию дидактических игр, направленных на развитие памяти. Рассмотрим, как проходило развитие памяти дошкольников в процессе дидактических игр.
Дидактическая игра «Разрезанная картинка».
Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.
Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее. Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Какой формы твой рисунок?
- Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.
Дидактическая игра «Опиши картинку».
Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.
Дидактическая игра «Запомни движения».
Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Дидактическая игра «Определи на ощупь».
Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.
Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».
Игра «Чего не стало?»
Цель: Развитие зрительной памяти.
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).
Дидактическая игра «Запомни картинку».
Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить ее, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.
Дидактическая игра «Сложи домик».
Цель: развитие зрительной памяти.
На столе перед ребенком выложены палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Просим ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрываем эту фигуру и просим ее повторить, сложить так же.
Дидактическая игра «Беспорядок на кухне».
Посмотри, здесь нарисован беспорядок на кухне. Расставь все по своим местам! Наведи порядок!
Задания: 1. На листе бумаги нарисуй кухню, где все эти предметы расставлены и разложены по местам. 2. Перечисли все, что было нарисовано на картинке.
Дидактическая игра «Странный букет».
Задания: 1. Посмотри на эту вазу, может ли такой букет украсить дом? Разбери этот букет так, чтобы было красиво. Лишнее можешь убрать! Из одного букета ты можешь сделать несколько!
2. Нарисуй свои варианты.
3. Вспомни названия тех растений, которые ты рисовал.
Дидактическая игра «Рассеянный Крокодил».
Задания: 1. Посмотри внимательно на этого неаккуратного Крокодила. (После этого картинку необходимо убрать и попросить ребенка рисовать по памяти.)
2. А теперь нарисуй то, что ты запомнил!
3. Перечисли все, что ты рисовал:
– Какого цвета Крокодил на рисунке?
– Какого цвета должен быть Крокодил?
– Какие у него глаза?
– Какой у Крокодила хвост?
– Есть ли у него шкура, чешуя?
– Сколько у Крокодила ног?
– Что случилось с его обувью?
4. Сравни твой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия ты видишь?
Дидактическая игра «Заблудившиеся грибы».
Здание 1. Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа — приблизительно 1 минута.)
2. Расскажи, что было нарисовано на картинке.
3. Вспомни, какие деревья нарисованы на картинке? Какие цветы? Какие грибы нарисованы? Как ты думаешь, то, что нарисовано на картинке, это правда или выдумка? Почему ты так думаешь?
Если ребенок ответил на все вопросы правильно или почти правильно, это говорит о его хорошей памяти и хорошей наблюдательности. Если же были допущены ошибки, необходимо дать ребенку возможность самому исправить их.
Дидактическая игра «Винни Пух, Пятачок и Заяц».
Задания: 1. Художник, рисуя наших друзей, сделал много ошибок! Необходимо исправить ошибки.
2. Необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.
Игра «Что это?»
Цель: развитие осязательной памяти.
Ребенку предлагается фигура, которую придется вырезать из твердой бумаги или картона.
Задания 1. Закрой глаза и ощупай эту фигуру.
2. Расскажи, что ты чувствуешь. Как ты думаешь, как выглядит эта фигура?
3. Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил. «Нарисуй эту фигуру, которую ты только что держал в руках!»
Это задание было направлены на развитие осязательной памяти. Например, ребенку с закрытыми глазами предлагается:
- ощупать, подержать в руках какой-либо предмет;
- почувствовать прикосновение незнакомого предмета и запомнить свои ощущения;
- почувствовать прикосновение какого-либо предмета и подумать о том, что это может быть.
Подобные задания развивали не только осязательную память, память на прикосновения, но и эмоциональную память, т. е. память на переживания, отношения, чувства.
Игра «Вкус и запах».
Задание 1. Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
2. Нарисуй лимон.
Игра «Запахи и звуки».
Задание. Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Игра в стихи».
Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Подумай, как Пятачок мог спеть эту песенку. Спой ее так, как пел Пятачок. Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.
Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?
Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла петь Ежиха Матрена.
На самом деле автором является А. Варто.
Задания: 1. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.
Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки? Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.
На прогулке мы также использовали игры, направленные на развитие памяти дошкольников.
Игра «Слушай и исполняй».
Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Игра «Робот».
Цель: Развитие двигательной памяти.
Ведущий «программирует» ребенка – встает у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем ребенок сам старается повторить те же движения.
Игра «Осенние листья».
Задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. Как правило, эту задачу никому не удается решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз. Когда задача будет решена, можно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т. д.
Игра «Гуляем по зоопарку».
Мы предлагали детям совершить воображаемую прогулку по зоопарку. При этом мы говорили следующее: «Смотрите здесь тигр, какие у него когти, а вон смотрите слон, видите какой у него хобот, а вон там маленькая лошадка пони». Обыграв сюжет, мы предлагали детям вспомнить животных, которых мы встретили в зоопарке. Затем мы предлагали детям нарисовать этих животных на асфальте. На следующий день мы снова играли в зоопарк, рассматривали изображения животных, которые к тому времени кое-где уже стерлись, и вспоминали, кого же мы видим в зоопарке? Мы добавляли новых животных.
Игра «Гуляем по лесу.
Мы предлагали детям совершить воображаемую прогулку по лесу: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц: «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка». С названием каждой птицы мы прикрепляли листочек на дерево. Затем мы предлагали детям вспомнить всех птиц и снимали поочередно листок с дерева.
Мы старались подключить родителей к играм по развитию памяти детей. На родительском собрании мы разыграли с родителями несколько таких игр.
Игра «Рисуем вместе». Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Мы проводили игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.
Игра «Что пропало?» Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.
Игра «Что изменилось?». Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?
Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. Например: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.
Игра «Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Детям нравилось когда взрослые ошибались.
Игра «Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.
Игра «Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.
Игра «Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать ее. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.
На родительском собрании мы осудили приемы, помогающие запоминанию. Так если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, можно предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
Мы советовали родителям прочитать ребенку небольшой рассказ, затем попросить его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не сможет это сделать, следует прочитать рассказ еще раз, но попросить его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Необходимо связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравнить эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристичекая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. В ходе формирующего этапа эксперимента проводилась работа по развитию памяти дошкольников в игровой деятельности. Развитие памяти дошкольников осуществлялось в процессе сюжетно-ролевой игры, дидактических игр, в игровой деятельности на прогулках, в играх дома. Были подобраны серии игр, направленных на развитие памяти дошкольников. Разработка содержания игр осуществилась с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников. Педагогический процесс строился на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в игровой деятельности, т.е. он носил личностно-деятельностную направленность. Интеграция усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения способствовала включению родителей в работу формированию памяти дошкольников.