I^L^^^j)l
Согласование Ветхого
и Нового Заветов'
книга н
Часть I Глава II
Собственно, согласование есть, как говорим мы, уподобление,
[проводимое] при соотношении равно как Нового, так и Ветхого
Завета, равно и, говорю я, в том, что касается чисел, но не в том,
что касается достоинства; а именно, что когда человек и человек,
сословие и сословие, война и война рассматриваются, исходя из
некоего равенства общих для них черт; [сравниваются], напри-
мер, Авраам и Захария, Сара и Елизавета, Исаак и Иоанн Крести-
тель, Иаков и как человек Иисус Христос, двенадцать патриархов
и такое же число апостолов, если только что-то сходно, оно встре-
чается повсюду, не в смысле аллегорическом, но создавая согла-
сование двух Заветов2. Не подлежит сомнению, что один истинно
духовный смысл исходит из того и другого. Ведь есть, если мы
здраво рассуждаем, два обозначающих у одного обозначаемого;
показывающие нам, кто верует в Бога, что один есть Отец живой,
к которому особо имеет отношение Ветхий Завет; один Сын Бо-
жий, к которому особо относится Новый; один Дух Святой, KOTO-
CD М. Я. Якушина, перевод, примечания, 2001
' Перевод выполнен по изданию: Abbatjoachim ofFiore. Liber de Concordia
Veteris ac Novi Testament! // Transactions of the American Philosopical Society.
V. 73. Part. 8. 1983. Редактор перевода С. С. Неретина.
2 Согласование (concordia) — ключевая идея историософии Иоахима
Флорского, отсылающая к традиционной для христианской экзегетики зада-
че установления соответствия между Ветхим и Новым Заветами. Иоахиму
чаще всего такое соответствие представлялось как аллегорическое предизоб-
ражение событий новозаветной истории в Ветхом Завете, к которому Новый
Завет относится, как некая реальность к символу. Путем исторических сбли-
жений и изощренных вычислений Иоахим Флорский преобразовал идею со-
гласования Заветов в идею вечной повторяемости истории в частях и в це-
лом, заменив иерархию «по достоинству» временной последовательностью,
указывающей на незавершенность тайны Откровения.
рый исходит из обоих, к которому особо обращен мистический
смысл, тот, что, как уже сказано, исходит из обоих. Как же, дейст-
вительно, может ясно обнаружиться то, о чем сказано, что же боль-
ше может быть сходно, чем то, что один старец от [одной] неплод-
ной матери, другой от [другой] неплодной матери породил [один]
необыкновенного и [другой] необыкновенного? И не следует счи-
тать непохожим, что патриарх Исаак родил Иакова, а Иоанн не по-
родил, но крестил Христа; потому что в том, то есть в Иакове, ут-
верждено поколение плоти, так как он был отец народа плотского,
что по прозванию отца был назван Израиль: в этом же — поколе-
ние духа, так как он был отцом по духу народа, который называет-
ся христианским. Ибо как тот народ порожден двенадцатью патри-
архами, так этот двенадцатью апостолами, с той разницей, что там
«рожденное от плоти есть плоть, а здесь рожденное от Духа есть
дух» (Ин. 3, 6).
Если же возражают по поводу крещения Иоанна, кем крещен
Христос, что оно не имело, якобы, того достоинства, которое имеет
крещение Христово, однако сходство таинства не нарушается по
этой причине; потому что хотя бы и не пожелал Бог Отец послать
Дух свой на прочих, кто крещен был Иоанном, однако же на Хрис-
та послал его; и не без свидетельства голоса своего, которым было
сказано ему: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в нем Мое благо-
воление» (Мф. 3, 17 и Лк. 3, 22).
Хотя, если известно, что и сам Иоанн без какого-либо креще-
ния был преисполнен Духа Святого еще от утробы матери своей,
то я не вижу, что может воспрепятствовать тому, если бы также
и тем, кто, как говорится, крещен крещением Иоанна, была дана,
по крайней мере, скрытая благодать Духа Святого, подобно неко-
торым праведным мужам закона и пророкам они заслужили быть
спасенными через благодать. Или, если ты полагаешь, что это не
относится к делу, потому что не Иоанн дал Духа Святого, но Бог
всемогущий послал оного, следовательно, и крещение Христа, ко-
торым крестили апостолы, не относится к делу, поскольку, даже
если и были люди, которые крестили, однако один только Бог ис-
полняет благодатью; Он один вершит дела и добродетели. Следо-
вательно, как Исаак и Иаков отстоят по плоти в поколении, так,
видно, отстоят по чему-то иному друг от друга крещение Иоанна
и крещение Христа. Конечно, род Исаака избран в одном Иакове,
но отвергнут в Исаве, коему ни отцовские молитвы, ни заслуги не
способны были помочь обрести вечное спасение. Один лишь Иа-
ков, упрежденный матерью, добился отцовского благословения,
как — в особенности — для себя самого, так и для рода своего. Ибо
род Иакова не был отчасти избран, а отчасти отвергнут, но весь
в роду сосчитан, хотя мы и не признаем, что в нем не было дур-
ных; поскольку одно — это то, что по поводу временного избрания
вследствие таинства содержит Писание, а другое — то, что оно со-
держит по поводу избрания вечного1. Подобным же образом кре-
щение Иоанна для тех, кого крестил, было как бы бесполезно, по-
скольку он не мог обеспечить вечное спасение; а в ином, однако,
оно полезно, так как было словно бы неким знаком на пути к ис-
тинному, которое есть крещение Христово. С другой же стороны,
один Христос, упрежденный благодатью Духа Святого, поставлен
наследником вперед всех первых отцов Завета; и все те, кто кре-
щены, уже тем самым есть сыны Авраама, хотя и среди них не без
плевел, которые следует выжечь огнем, подобно тому, как есть
они и в сынах Израиля. Таким вот образом Лица одного и Лица
другого Заветов рассматриваются по общим для них чертам; и все
же город и город, народ и народ, сословие и сословие, война
и война, если чем и могут быть схожи, то согласуются, пожалуй,
тесной связью при одинаковом смысле2; исключая то, что тот
более относится к плоти, а этот — к духу, хотя стоит учесть и то,
что там есть то, что относится к духу, и тут — что относится
к плоти. Итак, не только персона с персоной, но также и множе-
ство [лиц] перекликается с множеством, как, например, Иеруса-
лим есть Римская церковь, Самария — Константинопольская,
Вавилон — Рим, Египетская империя — Константинопольская,
и тому подобное.
Глава III
Аллегория есть уподобление неких малых вещей великим; на-
пример, дня — году, недели — веку, человека — сословию или го-
роду, племени, народу, и множеству подобного. Скажем так. Авра-
ам — один человек, и он означает сословие патриархов, в котором
много людей. Захария — один человек, и означает то же самое. Са-
ра — одна женщина, и означает синагогу — синагогу, говорю я,
1 Характерная для Иоахима Флорского отсылка к учению о смыслах Пи-
сания, возвышающих к пониманию конечных истин в их чистоте. Заимство-
вано оно у св. Августина, учившего, что толкование Писания возможно че-
тырьмя способами: историческим, аллегорическим, аналогическим (когда
указывается согласие Ветхого и Нового Заветов), этимологическим (когда
приводят причины слов и действий). В наиболее завершенном виде это уче-
ние было изложено Бедой Достопочтенным (674-735) и ко времени Иоахи-
ма Флорского превратилось в общее мнение (communis opinio) и экзегетиче-
ской литературы.
2 Своеобразный «параллелизм» Откровений, символическое предизобра-
жение предыдущим последующего скреплены для Иоахима единым смыс-
лом, трансцендирующим временное и преходящее в формах таинств обоих
Заветов и вечно пребывающим в истинах, символизируемых этими таинства-
ми. Этот единый, скрепляющий смысл — Откровение будущего, вечное Еван-
гелие Апокалипсиса, незаменяющее Ветхий и Новый Заветы, но исходящее
от них обоих, подобно тому как Дух Святой исходит от Отца и от Сына.
не ту отвергнутую, которую обозначает Агарь, но неплодную цер-
ковь праведных, что изо дня в день стенала и оплакивала позор
неплодности своей, которая видит, пусть я коснусь иного таинст-
ва, кичащуюся сыновьями соперницу свою и день праздничный,
что приведет к плодовитости ее. Но дан был сын Саре, сын не
плотский, но обетованный в пору старости ее, то есть когда при-
шла полнота времен, как послал Бог сына своего, рожденного
женщиной, рожденного согласно закону, чтобы он искупил тех,
кто существовал согласно закону. Следовательно, и Елизавета оз-
начает то же самое, так как и сама зачала в старости, когда была
бесплодна. В дальнейшем Иаков и Иисус Христос появились не
у старых матерей: и, однако, когда было Исааку шестьдесят, ро-
дился Иаков, и, спустя шесть месяцев по зачатии Елизаветой, был
зачат Христос; поскольку, вплоть до шестого периода второго со-
стояния, бесплодна была церковь духовных мужей: лишь с недав-
них пор она умножилась побегами и «пустила ветви свои до моря,
и отрасли свои до реки» (Пс. 79, 12).
Итак, с аналогической точки зрения Авраам обозначает Бога
Отца, Исаак — Сына, Иаков — Духа Святого, и Захария [означает]
отца, Иоанн — Сына, человек Иисус Христос — Святого Духа. И это
именно в духовном понимании, которое, собственно, и называет-
ся аллегорией'.
Глава IV
А то понимание, что называется согласованием, похоже на
длинную дорогу, простирающуюся из пустыни к городу, проходя-
щую через места низинные, в которых путешественник сомнева-
ется, вступил ли он на прямой путь, но в то же время проходящую
и через горные кряжи, с которых он может увидеть лежащее впе-
реди и позади, и измерять прямизну оставшегося пути, обозревая
дорогу, которую уже прошел. Ибо всяк, кто шагает сам подобным
образом там, где не различить и следа пути, наблюдая оставшее-
ся позади, мыслит о правильности того, что нужно содеять. Там
же, где путник не может осветить ни предстоящего, ни пройден-
ного пути — как обычно бывает, когда попал в низинные места, —
1 В науке аллегорического толкования Писания Иоахим Флорский усма-
тривает способ установления зашифрованного в библейских символах и об-
разах соответствия (аналогии) между «незримыми» и «видимыми» вещами.
Все, что произошло по преданию в чувственном мире «на деле» (actualiter)
преображается в мире духовном и мистическом. Но такое духовное истолко-
вание все же не является окончательным, устремленный к созерцанию конеч-
ных истин разум оставляет за собой постижение абсолютного в символах
и открывает анагогический, т. е. ведущий ввысь к самоочевидной истине,
смысл Писания.
он выводит себя к местам горним более верой и разумом, нежели
зрением, чтобы согласно им или исправить ошибки, или утвер-
дить самого себя в душевном спокойствии, полученном от благих
деяний. Однако такой путь, по которому мы начинаем идти под
водительством Божиим, заключает в себе нечто от этого более бе-
зопасное, потому что здесь и речи нет ни о каком падении, так как
Он начал направлять, но по мудрости Божией и учении он имеет
свои остановки, обозначенные определенными рубежами. Оче-
видно, рубежи эти следует рассматривать различными способа-
ми, а именно, в широком и в узком смысле; то есть сообразно
большим временам, сообразно средним и малым, потому что все
исчисляется числом поколений и особенностями времен1. Ведь
было одно время, в котором люди жили по-плотски, то есть до са-
мого [пришествия] Христа, начало Которого в Адаме; другое вре-
мя, в котором жизнь идет между тем и этим, то есть от плоти к ду-
ху, надо полагать, до настоящего времени, время, начало которого
заложено от Елисея пророка или от Осии, царя Иудеи; третье, в
котором жизнь идет в духе, очевидно, вплоть до конца света, вре-
мя, начало которого — от дней блаженного Бенедикта1. Итак,
плодоношение, то есть особенность первого времени, или, как мы
лучше скажем, первого состояния, [сказывается] от Авраама до
Захарии, отца Иоанна Крестителя, начало его от Адама. Плодо-
ношение второго состояния — от Захарии до сорок второго поко-
ления, мистерия — от Осии или от дней Асы, при котором был
призван Елисей Илией пророком. Плодоношение третьего состо-
яния — от того поколения, которое было двадцать вторым после
святого Бенедикта вплоть до завершения века, начало — от свято-
го Бенедикта. Это представлено нам и явлено в вере, но я знаю,
' Уподобив согласование двух Заветов «дороге с остановками на высотах»,
с которых можно обозревать весь путь, как уже пройденный, так и остающий-
ся впереди, Иоахим Флорский намечает рубежи, отграничивающие друг от
друга исторические периоды. В широком смысле эти рубежи соответствуют
большим временам, или историческим эпохам, каждая из которых осуществ-
ляется под водительством одного из Лиц Троицы в течение сорока двух поко-
лений, или 1260 лет. «Внутри каждой эпохи есть рубежи в узком смысле, оз-
начающие степень осуществленное™ ее основного принципа: инициацию или
зачатие (initiatio), плодоношение (fructificatio) и завершение (consumatio).
Этим рубежам соответствуют «средние времена», охватывающие «семерич-
ные» цепи поколений (двадцать одно поколение или 630 лет). Возраст каждо-
го из поколений насчитывает тридцать лет, которые для калабрийского абба-
та равнозначны «малым временам». В конце концов историософия Иоахима
Флорского оказывается мистической нумерологией, в которой вычисления
открывают путь новому постижению божественных вещей - «Духовному
Евангелию Христа».
- Бенедикт Нурсийский (480-543) — реформатор западного монашества,
автор первого в Западной Церкви общежительного (киновийного) монастыр-
ского устава.
что мало таких, кто бы приняли, кроме очевидных, умозаключе-
ние прежде опыта. По этой причине необходимо в этой второй
книге, как бы ради приготовления поля для посева, вырвать тер-
новый куст вопросов, дабы в других книгах, которые последуют,
сама земля божественной страницы, усердно возделанная, при-
несла в сердцах верующих более обильные плоды.
мя поколениями ранее его. Когда, следовательно, мы «вплоть до
нынешнего времени», «вплоть до этих дней» или тому подобное,
то это нужно принимать, как если бы девяносто лет принимались
за одно настоящее время, поскольку конец каких бы то ни было
времен по отношению к священному писанию обычно понимает-
ся в широком и в узком смысле'.
Глава V
Мы, очевидно, знаем на основании авторитета святых отцов, так
на основании самих очевидных свидетельств дел, что сообразно то-
му, как существуют три состояния мира, о чем свидетельствуют са-
ми перемены времен и деяний, хотя и говорится, что весь этот ны-
не существующий мир один, так есть три сословия избранных, хотя
и один народ Божий, одно множество. И первое из этих сословий —
разряд брачующихся, второе — сословие клириков, третье — сосло-
вие монахов. Сословие брачующихся инициируется от Адама; ста-
новится плодоносным от Авраама. Сословие священства иниции-
руется от Осии, который, будучи из колена Иудина, предлагал
фимиам Господу, хотя и небезнаказанно; плоды же принес от Хри-
ста, который есть Истина и Царь, и Священник. Сословие монахов
согласно некоей собственной форме, которой Дух Святой, Кто яв-
ляется Подателем (auctor) благ, придал совершенную силу (аис-
toritas), началось от блаженного Бенедикта, мужа, особо знамени-
того чудесами и святостью; плодоношение этого сословия —
в конце времен. С другой стороны, были монахи, и достаточно из-
вестные монахи, и до него, но почему и в чем монашеский сословие
обладает превосходством, говорится позднее. Следует, однако,
знать о том, что такой же орден, который в соответствии с должной
формой основан святым Бенедиктом, по некоторому признаку был
основан Елисеем пророком, в духе которого, как известно, пришел
тот же достопочтенный Бенедикт, что подтверждает и подобие вре-
мен, и совершенство жизни.
Глава VI
Хочу, чтобы также тщательнее соблюдалось вот что: когда мы
говорим о началах этих состояний, время Авраама, Исаака и
Иакова мы принимаем за одно начало. Так же и время Захарии,
Иоанна Крестителя и человека Иисуса Христа, ибо, коль скоро
причины взыскуют причин, представляется, что нет никакой раз-
ницы в том, устанавливаем ли мы начало первого состояния в Ав-
рааме, или Исааке, или Иакове, Захарии ли или Иоанне, сыне его,
или же в Иисусе Христе; в поколении ли сорок втором, или дву-
Глава VII
То же, что три поколения должны приниматься за одно нача-
ло, говорим мы, не противоречит священному таинству святой
неделимой Троицы. Ибо если Отец, и Сын, и Дух Святой не есть
три начала, но одно начало, то не без причины таинства происхо-
дит так, что какие-либо три праведных мужа, которые несут в се-
бе образ (typus) Троицы, принимаются за одно начало, так что ка-
кой угодно из них может быть принят за начало, и все трое за одно
начало2. Ниже показано, что те три сословия, о которых мы вели
речь выше, будут прославлены каждое в свое время, что, конечно
же, связано с таинством Троицы. Потому что на протяжении трех
состояний мира согласование должно быть так распределено по
неким сословиям, чтобы не различать его на правое и левое; по-
скольку, хотя бы те, что принадлежат к ним, и были многочислен-
ны, но затем показывает Бог одно, за ним другое и вплоть до тре-
тьего, чтобы явно было, что Он — в трех Лицах (persones)3. Кроме
того, если бы Бог был одним Лицом, то не было бы трех отдельных
' Характерное для историософии Иоахима Флорского переплетение эсха-
тологии и хилиазма позволяет двояко истолковать конечное состояние мира.
Во-первых, эсхатологически, как предел самой исторической жизни, конец
света и следующее за ним всеобщее воскресение и преображение в духовном
плане бытия. Во-вторых, хилиастически, как последний исторический пери-
од в пределах земного существования — тысячелетнее Царство Христово,
«субботу Божью на земле».
- Поскольку догмат о Троице является для Иоахима «ключом» к толкова-
нию зашифрованной в символах Писания тайны грядущего, фаза «плодонос-
ности» каждого из состояний мира может олицетворяться тремя праведника-
ми одновременно, так же как и каждым из них в отдельности. При этом время
трех поколений (девяносто лет) должно приниматься за «одно настоящее».
В эпоху Отца праведниками, несущими в себе образ (typus) Троицы, были
Авраам, Исаак и Иаков, в эпоху Сына — Захария, Иоанн Креститель и Иисус —
человек. На вопрос, явятся ли три подобных праведника в грядущую эру
Св. Духа, Иоахим может ответить лишь предположительно.
'·' С точки зрения иоахимизма между историческими периодами пролега-
ют рубежи, резко отграничивающие их друг от друга. Состояния мира обо-
собляются друг от друга, как обособляются и их Божественные эпонимы, Ли-
ки Божества, так что Троица превращается в собрание, совокупность трех
однородных индивидуальностей.
Учение Иоахима Флорского было осуждено IV Латеранским собором в 1215 г.
искомых творений и не правомочно было бы приписывать согла-
сование лишь в одном из них. Поскольку на самом деле лиц три,
даже если собственно один Бог есть Троица, говорит Сын об Отце
и о себе: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Когда
же бывает Отец без Сына, или Сын без Отца? Но тот, однако, кто
сказал «доныне», пожелал, чтобы это понималось образно; потому
что как среди тех, которых называют [пра]отцами, вплоть до Хри-
ста почитаемо подобие Отца, так среди тех, кто искуплен кровью
Сына и рожден из воды и Духа Святого, мы почитаем образ Само-
го Сына, Который пожелал иметь братьев на земле, при том что
был Господь всего и Создатель вселенной; потому Он Сам и есть,
как говорит Павел, «первородный между многими братьями» (Де-
ян. 1, 5). Поскольку же крещеным уже апостолам сказал тот же
Господь и Искупитель: «А вы, чрез несколько дней после сего, бу-
дете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5). После этого же очевид-
но воздействие Духа Святого в мужах духовных, которое более
всего нужно ожидать примерно в конце света — даже если в ком-
либо оно уже началось — когда свершится относительно многих
то, что исполнено относительно немногих, — обещание, что Гос-
подь изрек через Иоиля: «И будет после того, изолью от Духа Мо-
его на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и доче-
ри ваши» (Иоил. 2, 28).
О таком, однако, обещании я не хочу умалчивать, даже если
мне будут возражать, потому что деяниям третьего состояния
нельзя еще приписывать согласование, разве что отчасти, по-
скольку еще не завершены сами деяния, разве что в малой своей
мере1. Мы, однако, скажем о них в своем месте то, что можем, так
как от представления настоящего становится надежным ожида-
ние будущего. Вот, это сказано, и продолжим труд. Ибо ведь мы
говорили о трех состояниях этого мира согласно тому, что означа-
ют три великих патриарха и три ангела, которые явились одному
из них, то есть Аврааму; а не согласно тому, что означают Аарон
и Моисей, и два херувима, о которых упоминалось выше2. Отсю-
да необходимо обозначить состояния мира иным образом через
иное таинство Троицы, так как, коль скоро мы позаботились три
состояния мира обозначить через трех божественных Лиц, дру-
' Не подлежащее согласованию будущее указывает на то, что положение
религиозных дел в мире еще не окончательно установлено. Иоахим Флор-
ский не считает предложенную им периодизацию истории единственно воз-
можной: так, время от Иоанна Крестителя до самого Иоахима можно считать
еще эпохой Отца, в которую Бог рождает себе духовных детей при посредст-
ве Св. Духа. Период от настоящего момента до скончания веков — время Сы-
на, ибо он предсказан рождением Христа по плоти. Веком Духа может быть
сочтен век грядущий, следующий за воскрешением из мертвых (Ср.: Intro-
ductorius in Apocalipsum, cap. V).
2 Речь об этом шла в кн. I, гл. I.
гим образом мы можем обозначить через три времени, но двумя
только способами, поскольку так должно быть сделано, и, следо-
вательно, имеется к тому причина и проявление истинности.
Глава VIII
Согласно рассуждению тех, о которых мы говорили выше, вре-
мя первого Завета вплоть до Христа, которого начало от Адама,
плодоносность от Иакова; время Нового Завета вплоть до сконча-
ния века, которого начало от Осии, царя Иудеи, плодоносность от
Христа. Ведь мы знаем, что народ тот плотский, который называ-
ется народ Иудеев, подражал первым прародителю в греховном
изъяне; который, так как он первый из всех, в результате первый
впишется в ряд [пра]отцев. Народ же римский, который называ-
ется языческим, как учит Августин в книге «О Граде Божием»,
в котором зачат был Мехо1, родивший в разврате Ромула и Рема
во дни Осии. Как тот, так и другой, — так как оба следовали мило-
сердию, были сделаны народом Божиим, тот во дни Иакова, а этот
во времена, когда Христос пришел в мир. Ибо избраны из того на-
рода отцы согласно закону и обрезанию, из этого сыновья соглас-
но таинству крещения; и раскрылось в том народе благодаря это-
му подобие Отца, в этом народе — Сына, в том народе — потому
что именно они именуются особо [пра]отцами, а эти — не столь-
ко отцами, сколько сыновьями. И не было недостатка в подобии
даров Духа Святого, Который исходит от Отца и Сына, некото-
рым образом из царства иудеев произошло царство, которое на-
зывается Израилем, в которые вошли остальные из избранных,
и также духовные мужи, среди которых Илия, и Елисей, и сыны
пророков, которые были в Иерихоне. Также и из вселенской
Церкви, которая вверена Петру, произошла некоторым образом
Церковь греков, в которую вошли остальные в дни свои и многие
[пра]отцы, пребывавшие в пустыне подобно Илии, и Елисею,
и сынам пророков, бывшим в Иерихоне. Не считается чуждым
таинству и то, что, как тогда десять колен были отделены от дома
Давидова, так и ныне Церкви греков, на важном основании — от
Римской церкви, потому что известно, что является истинным,
что говорит апостол: «Дары различны, но Дух один и тот же»
(1 Кор. 12, 4). И надобно знать, что послание Ветхого Завета бы-
ло вверено народу иудеев, послание нового — народу римскому,
духовным же мужам духовное понимание, которое исходит от то-
го и другого.
' От moechus — прелюбодей, но Иоахим полагает его отцом Ромула и
Рема.
Глава IX
Нам следует по отношению к тем вещам, которые взяты из
трех сословий и двух народов, поочередно повторять и это, и то,
так как благодаря рассмотрению одних легче принимаются дру-
гие1. Ведь из тех, которые упоминаемы в связи с двумя народами,
явствует, что от Отца и Сына посылается Дух Святой, который
при всех обстоятельствах и сам собой, так как он послан, дышит
где хочет, уделяя от Себя каждому, как ему угодно2. То, однако,
что исходит без начала и без конца от Отца и Сына, должно более
рассматриваться в трех вышеописанных сословиях, поскольку
там яснее проявляется то, что от его единой природы сохраняется
незыблемым. Когда же мы вели речь о самом сословии, то мы ска-
зали, что сословие (орден) монахов согласно некоей собственной
форме будет начинаться от блаженного Бенедикта, согласно же
некоему подобию — от пророка Елисея. Ибо мы говорим, что бы-
ли монахи, и достаточно известные монахи, прежде времен свято-
го Бенедикта, в которые сословие монахов имело преимущество3.
Потому ли, что этого требует место, или же затем, что держим
слово, нам следует на этом выполнить обещание, более же всего
ради святого таинства Троицы, которое мы обещали обозначить
этими тремя сословиями.
В связи в этим следует отметить, что Тот, Кто создал человека
по образу и подобию Своему, и сотворил Авраама, Исаака и Иа-
кова, чтобы они несли в себе облик божественной Троицы, как
[сотворил] и многих других; он же Сам пожелал составить те три
сословия, чтобы они были и сами по образу и подобию Троицы,
в соответствии с тем, что у апостола: «доколе все придем в един-
ство веры (in unitatem fidei), в мужа совершенного, в меру полно-
го возраста Христова»4. Ибо так должно счесть у Бога вселенское
множество верующих, как если бы это был один человек, который
состоит из плоти, и крови, и духа жизни. Ведь подобно тому, как
' В каждую религиозную эпоху высшую ступень духовной жизни являет
одно из сословий: супруги, т. е. цари и патриархи эры Бога Отца, клирики,
т. е. белое целибатное духовенство эры Бога Сына и, наконец, монахи эры Бо-
га Духа. Что до избрания народов, то в ветхозаветные времена призваны иу-
деи, в новозаветные — римляне.
2 Ср.: Ин 3, 8; 1 Кор. 12, 11.
:t См. об этом выше: кн. II, ч. I, гл. V.
4 Еф. 4, 13. Ср.: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками,
иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых,
на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство
веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста
Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающи-
мися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству
обольщения. Но истинною любовью все возвращали в Того, который есть гла-
ва Христос» (Еф. 4, 11-15).
кровь есть посредник между плотью и душой, так сословие кли-
риков есть посредник между брачующимися и монахами. Следо-
вательно, сословие мирян имеет образ Отца, потому что как Отец
есть лишь постольку Отец, поскольку Он имеет Сына, так и со-
словие брачующихся учреждено Богом не для чего иного, кроме
как для рождения сыновей — и если, по жестокосердию тех, кто
имеет вкус к земному, попустил Моисей нечто, что было против-
но воле Божией1, то апостол попустил нечто, дабы не могло про-
изойти чего-нибудь другого, худшего2. Так и сословие клириков
имеет образ Сына, Который есть слово Отца, поскольку ради это-
го и был поставлен, чтобы говорить и учить народ пути Господне-
му, и открывать ему постоянно установления Бога Своего. Так же
и сословие монахов имеет образ Духа Святого, Который есть лю-
бовь Божия, поскольку не может само это сословие презреть мир
и то, что принадлежит миру, если оно не призвано любовью Бо-
жией и если не влечется тем Духом, Который гнал Господа в пус-
тыню; отсюда оно и называется духовным, поскольку следует не
плоти, но духу. Итак, первое сословие начинается от Адама, вто-
рое от Осии, царя Иудеи, третье, согласно одним, от пророка Ели-
сея, согласно другим — от блаженного Бенедикта. Почему так?
А потому, что Святой Дух происходит от Отца и Сына. Ведь если
бы Он происходил только от Отца, как, например, от одного Отца
происходит Сын, казалось, было бы благоприятно, чтобы сосло-
вие священников и монахов вместе начались бы и оба вместе по-
лучили бы завершение. Если же от одного Сына, подобно тому
как Сын от одного Отца, то казалось бы, что третье состояние та-
ким образом относится к Святому Духу, каким второе к Сыну.
Поскольку же один Отец, от Которого происходят Сын и Дух
Святой; один Дух, который равно происходит от Отца и Сына;
двое тех, что происходят от одного Отца; первое состояние напря-
мую приписывается только одному Отцу, третье — Духу Святому,
тогда как второе — Сыну и Духу Святому вместе. Однако я этого
не говорю, потому что верить в то, что далеко от сердец верую-
щих, то есть отделено владычество или воздействие одного Лица
от владычества или воздействия двух; но, право же, это следует
принимать в качестве свойства мистерии. Ибо как есть три Лица и
один Бог, так и в большей частью среди тех, кто сообща состоит
' Речь идет о разводе, ср.: «Опять собирается к нему народ; и, по обычаю
Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: поз-
волительно ли разводиться с женою мужу? Он сказал им в ответ: что запове-
дал вам Моисей? Они скатали: Моисей позволил писать разводное письмо
и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он напи-
сал вам сию заповедь» (Мк. 10, 2-5).
1 Ср.: 1 Кор. 7, 1-2. Речь идет о дозволении брака. «А о чем вы писали ко
мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каж-
дый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».
из трех, обнаруживаются различные обозначения для подобия
лицам, согласно следующему: Авраам, например, поскольку он
изначально назывался отцом, присуще значение Отца, Исааку —
значение Сына, Иакову — Духа Святого. Следовательно, первое
состояние нужно приписать Отцу; второе — Сыну и Святому Ду-
ху, хотя славнее в нем, поскольку так и нужно, дела, относящие-
ся к Сыну; третье — Святому Духу за то, что именно в третьем со-
стоянии Дух Святой явит славу Свою, подобно тому как явил
Сын Свою во втором, а Отец в первом. Так в то время, когда Хри-
стос пришел в мир, пришел также и Святой Дух. Прежде же все-
го к Деве, потом к тем, кто был крещен во Христе, как к тем, кто
к тому времени был младенцем во Христе. Не могла таким же об-
разом открыться слава Духа Святого, Которого нельзя увидеть,
как слава Сына, Который в зримой плоти, которую Он воспри-
нял1, восстал из мертвых. В Евангелии Сын говорит: «И Я умолю
Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не ви-
дит Его и не знает Его» (Ин. 14, 16-17).
Глава X
В соответствии с этой достойной поклонения мистерией
сословие брачующихся начинается с Адама; два остальные сосло-
вия — с пророка Елисея и Осии, царя Иудеи; однако так, что
сословие монахов, которое согласно одной точке зрения, по-види-
мому, начинается от Елисея, согласно другой — началось с бла-
женного Бенедикта. Причиной же таинства там называется, как
видно, то, что Дух Святой происходит от Отца, а здесь, как вид-
но, — то, что происходит от Сына. Но хотя и дважды имело начало
сословие монахов, однако в происхождении оно едино. Хотя и
дважды дан Дух Святой, однако в роде (genus) оно одно. Не отде-
лен (то есть не существует) от Отца Сын. Так что Тот [Дух Свя-
той] посылается отдельно Отцом, отдельно Сыном. Но этого не
могли бы постичь умы [людей] плотских, если бы это разнообраз-
но не обнаруживалось. В одном случае Он нисходит на Сына под
видом (species) голубки, чтобы явствовало, что Он исходит от От-
ца, Который сказал Иоанну Крестителю: «На Кого увидишь Духа
сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящий Духом
Святым» (Ин. 1, 33). А в другом случае Он исходит из дуновения
Сына, чтобы явно было, что и от Него Он исходит. (Ин. 20, 22).Так
вот, и когда Он был послан под видом голубки, то послан Сыном
точно так же, как и Отцом; и когда «дунул» Сын на апостолов
и сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20, 22), то дан был От-
' Assumpsit (лат.) — воспринял и вознес, т. е. облагородил.
цом точно так же, как и Сыном. Так святые таинства, конечно,
должны всюду пониматься, не согласно тому, что вообще есть то,
что они обозначают, но согласно чему-то такому, что связано с ка-
толической верой. Ведь, не оттого ли, что человек говорит, говорит
и образ, или, точнее говоря, поскольку слышит и видит человек, то,
пожалуй, и образ может слышать или видеть, действовать, есть, хо-
дить. Но он создан для чего-то, то есть чтобы с его помощью мы мог-
ли до некоторой степени созерцать вид человека.
Но и того, полагаю я, не следует упускать, что, как послание Вет-
хого Завета особенно относится к сословию брачующихся, а учение
нового относится к сословию клириков, так и — за исключением то-
го, что мистически относится к Духу Святому — животворящий ус-
тав святого отца Бенедикта (даже если держаться буквы) тоже от-
носится к Духу Святому; поскольку оно заключает в себе то, что
есть дух и жизнь по монашескому уставу. Ибо как одно есть то, что
собственно относится к Духу, а другое — то, что касается расточе-
ния даров, так одно есть обозначение самого Духа, другое же отно-
сится к расточению даров.
Но, пожалуй, мы предвидим обвинения в связи с этим, по-
скольку в этом труде о согласовании мы говорим о Троице, кото-
рую и по величию ее, и во избежание — как можно больше — от-
клонений, скорее должно было бы почитать, чем писать о ней.
Если я тот, кого следует обвинить в связи с этим, то я обвиняю се-
бя сам; но ведь если кто-нибудь жалуется на меня за какое-либо
место, «почему это, почему то [сказано]?» в особенности там, где
видно что-либо нелепое, мне следует, как я полагаю, приводить
доводы; право же, слова, словно бы пустые и лишенные смысла,
должны презираться — ради веры — не тщательными и стойкими
сердцем, но более всего ослами и завистниками, если они не пони-
мают, что все создано по мудрости; если не ведают великих дея-
ний Господних, избранные из всех желаний Его. Итак, поскольку
существуют двое, из которых один является Нерожденным, а дру-
гой Рожденным, созданы два Завета, из которых первый, как мы
сказали выше, специально относится к Отцу, второй к Сыну, по-
скольку один за другим. В свою очередь, есть одно духовное пони-
мание, которое происходит из обоих, и оно само прежде всего
к Святому Духу. И, с другой стороны, послание Ветхого Завета
относится прежде всего к брачующимся, послание нового — к кли-
рикам, устав, по которому живут монахи, — к самому сословию
монахов. Итак, поскольку три божественные Лица суть совечны
и соравны между собою, согласно тому, что относится к подобию
самих Лиц, первое состояние следует считать от Адама вплоть до
Христа; второе — от царя Осии до настоящего времени; третье —
от блаженного Бенедикта до скончания века. Или же, если оста-
вить изначальные времена и держаться того, что присуще каждому,
первое состояние от Авраама, Исаака и Иакова, вплоть до Заха-
рии, отца Иоанна, или вплоть до самого Иоанна и до Иисуса Христа;
второе — с того же времени по настоящее; третье — от настоящего
времени до конца. С другой стороны, поскольку есть два Лица, из
которых одно Нерожденно, а другое Рожденно, Нерожденному ли-
цу приписываются деяния Ветхого Завета, время которого — от
Адама вплоть до Христа; ипостаси Рожденной — деяния Нового
Завета, время которого — от Осии до скончания века. Согласно же
тому, что присуще каждому, то есть исключая время изначальное,
первое время — от Авраама до Захарии, второе — от Захарии
вплоть до скончания века. Поскольку же существует одно Лицо,
которая исходит из двух, и само оно называется Святым Духом,
этому Лицу приписываются некоторые специальные деяния, кото-
рые произошли из других и о которых будет сказано в своем месте.
Глава XI
Первое определение обозначается [буквой] А, которая являет-
ся треугольным элементом. Второе — ω, в которой одна палочка
располагается промеж двух. Таким образом, следует знать и то,
и другое, поскольку и то, и другое полностью относится к католи-
ческой вере.
Глава XII
На основании приведенного рассуждения времена мира следу-
ет распределять двумя способами1, в связи с чем и Иоанн говорит
о каменных водоносах, вмещавших в себе по две и по три меры2;
здесь должно быть сказано, оценивать ли эти времена в обоих
случаях по числу лет, или по чему-либо другому. Но блаженный
Августин говорит, когда ведет речь о веках в книге «О Граде Бо-
жием», что от Адама до Ноя один век, также и от Ноя вплоть до
Авраама один век. Сказав же это, продолжил: «Поскольку второй
век не будет иметь столько же лет, сколько первый, но столько же
' Средневековые священные истории (historiae spiritualis) использовали
различные способы периодизации, воспринятые от иудеев через св. Августи-
на, Беду Достопочтенного, Исидора Севильского. Времена могли распреде-
ляться по дням недели, по возрастам, по годам и поколениям. У Иоахима
Флорского можно проследить все эти способы периодизации, хотя доминиру-
ет счет времен по годам и поколениям. Возраст поколения насчитывает трид-
цать лет, десять поколений, сжатые в одно, составляет век или декаду. Эпохи
мировой жизни охватывают шестьдесят три поколения по ветхозаветной тра-
диции и сорок два поколения по новозаветной, опускающей поколения во вто-
рой, четвертой и шестой декадах.
2 Ср.: Ин. 2, 6.
поколений»1. Следовательно, те времена считаются не по числу
лет, но по числу поколений. Ведь от Адама вплоть до Христа бы-
ло шестьдесят три поколения, и от Осии вплоть до конца второго
состояния — шестьдесят три. Ибо от Осии начинается Новый За-
вет, который утвержден во Христе, недостаточность Ветхого об-
наружилась не ранее, чем вновь посеянное и укорененное дало
ростки, словно бы из земли, и принесло плоды. Ибо написано
в законе Моисеевом: «Доколе не поспеют произведения его, буде-
те есть старое» (Лев. 25, 22).
Глава XIII
Сверх того, что сказано о временах и до сих пор еще следует ве-
сти речь, нужно всячески напоминать читателю этого труда, на-
сколько не тщателен блюститель [точности] (exactor) при [исследо-
вании] начала этих времен и их концов касательно одного или двух
поколений; поскольку, так как в некоторых местах были вставки
между новым и старым, начинаться время так или иначе должно от
предпоследнего, и тогда, при изъятии из середины двух поколений,
два крайних поколения считаются двойными; таким образом,
по числу их больше, а на деле меньше2. Отсюда и Матфей, желая на-
чать от Авраама и довести вплоть до Христа точный счет поколе-
ний, необходимо должен был пропустить три поколения, так что
о них нет никакого упоминания (Мф. 1, 1-17). Но и то, конечно,
следует держать в памяти, что, когда мы разбиваем времена поколе-
ний на декады, во второй, четвертой и шестой декаде на одно поко-
ление больше. Но всюду, где такое происходит, следует начинать не
с того же поколения, но со следующего. И таких поколений, кото-
рые подобным образом превосходят число десять, от Адама вплоть
до Христа, есть три. Разумеется, эти поколения, так как согласно че-
му-то одному их нужно сохранять, а согласно чему-то другому от-
брасывать, в Ветхом Завете записаны в своем порядке, а в Еванге-
лии, как мы уже сказали, в одном месте Евангелия от Матфея,
между Иорамом и Осией, опущены. Потому что, если два поколе-
ния прерваны в первом десятке, протяженность которого, как я уже
сказал, вплоть до Исаака, то во втором десятке за начало принима-
ется [время] от Авраама; обнаруживается, что три поколения цели-
' Ср.: «Так первый век, как бы первый день, простирается от Адама до по-
топа, второй — от потопа до Авраама, равные, впрочем, не продолжительнос-
тью времени, а числом поколений» (Августин. О Граде Божием. Т. 4. С. 403).
- Разночтения в счете поколений связаны с двуединой для Иоанна Флор-
ского задачей постижения непрерывного хода времен одновременно со своеоб-
разной прерывностью каждой исторической эпохи. Поскольку последующая
эпоха не только отражается в предыдущей, но как бы вызревает внутри нее, по-
граничные поколения относятся к обеим эпохам сразу и считаются дважды.
ком пропущены. Очевидно, что пять поколений оказываются вне
ряда, чтобы все поколения от Авраама до Христа могли сжаться до
числа 42, согласно евангельской истине. Но то нужно отнести ско-
рее к третьему состоянию, чем ко второму, поскольку то, что во вто-
ром провозглашается по букве, в третьем свершится по духу.
Глава XXII
Как были определенные обстоятельства, о которых известно, что
в них состоит различие между Ветхим Заветом и Новым, так суще-
ствуют и особенности обстоятельств, которые установили отмети-
ны во времени на двадцати одном поколении. Но прежде следует
различить сами времена, чтобы затем мы смогли подобающе выяс-
нить обстоятельства. От Адама до Иакова было двадцать одно поко-
ление; от Иакова до Азы, а по-иному до Осии — двадцать одно поко-
ление. Ибо хотя судьи, которые предводительствовали народом
Израиля, и не совпадают с последовательностью поколений, но они
принимаются за поколения, поскольку порядок следования был
у них какой-то особый, как и у царей Иудеи и Израиля. Таким обра-
зом, от Азы до Ахима или от Осии до Христа — двадцать одно поко-
ление. В свою очередь, от Ахима до святого Бенедикта, а по-иному
до Константина Августа, который был четвертым от Ираклия, —
двадцать одно поколение. От святого Бенедикта до года тысяча пя-
тидесятого воплощения Господня, а по-иному от вышеуказанного
Константина до двух поколений спустя после нынешнего — двад-
цать одно поколение. Итак, первое время — до обрезания, второе —
время обрезания, третье — время пророков, четвертое — время уч-
реждения Церкви, пятое — время монашеской практики. И это о тех
отрезках времен, которые находятся в промежутке между теми ве-
ками, которые получают завершение только лишь по прошествии
сорока двух поколений. Теперь мы рассмотрим те из наиболее плот-
ных промежутков, в которых по десять поколений сжаты в одно,
а именно, по основным декадам.
Глава XXIII
Поскольку число, кратное десяти, совершенно и цельно само
по себе, на нем как на источнике иного должно было бы поставить
точку в нашем изыскании; хотя и число, кратное семи, не лишено
своего совершенства, что в третьей книге полностью явлено'. Точ-
' В третьей книге Иоахим использует образ семи печатей и снятия их (ср.:
Откр. 6, 1-8, 1), приводя по два имени из Ветхого Завета, символизирующие
соответственно Христа и дары Святого Духа, например, Менассия и Ефраим,
Моисей и Иисус Навин, Самуил и Давид.
ка же в наших изысканиях должна быть в данном случае постав-
лена на этом числе, кратном десяти, потому что в отличие от чис-
ла, кратного шестидесяти, которое делится на три числа, кратных
двадцати, или как число, кратное сорока, делится на два числа,
кратных двадцати, число же, кратное двадцати, делится на два
числа, кратных десяти, это число, кратное десяти, не может де-
литься на два совершенных числа, ниже его стоящих, несомненно,
потому, что в нем самом есть изначальное совершенство тех, ко-
торые благодаря нему восходят к числу, кратному ста. Следова-
тельно, в числе, кратном десяти, заключается некое совершенство
времен, при том что в начале и конце самих времен, которые раз-
личаются через десять поколений, даны определенные меты,
то есть через те отрезки времен, которые называются веками, хо-
тя бы разные аспекты мистерий и требовали, чтобы сами века по-
нимались по разному. И никто не считает вздором то, что можно
вычитать из сентенции отцов, например, как мы уже упомина-
ли, у Августина, который в книге «О Граде Божием» говорит, что
вторым веком называется то время, которое протекло от Ноя
вплоть до Авраама, «в нем будет не столько же лет, сколько в пер-
вом веке, но столько же поколений»1. Если это так, какой вывод
останется сделать, если не тот, что подобным же образом они мог-
ли бы сказать, что каждый по отдельности десяток поколений
есть век? Однако потому торжественное [пра]отеческое определе-
ние главенствует над всеми, чтобы позднее, всякий раз как кто-
нибудь заговаривал бы о веках, он сознавал бы, что их следует по-
нимать только одним образом; пусть кто угодно дает этим самым
временам имена как угодно, лишь бы только он понимал безоши-
бочно, что тот, кто создал все в мудрости, пожелал через каждые
десять поколений дать столь открытые и очевидные знаки. По-
добно тому как от Адама до потопа десять поколений, от потопа
вплоть до затопления Содома, которое свершилось при Аврааме,
десять поколений; оттуда вплоть до Овида, который был совре-
менником Илии из Силома, во дни которого была отвергнута ски-
ния и ковчег Завета Господнего отдан в руки чужеземцев, десять
поколений; оттуда вплоть до Иоаса, во дни которого Израиль
принял истребление от Азаила, царя Сирии, десять поколений;
оттуда вплоть до переселения в Вавилон десять поколений. За-
тем до Захарии, отца Иоанна Крестителя, — десять поколений.
О Новом же Завете ведется речь далее, ибо не можем никаким
образом устанавливать согласование, кроме как лишь показать
очевидные места, на которые следовало бы прежде всего опи-
раться при установлении согласования.
1 Ср.: Августин. О Граде Божием. Т. 4. С. 403.
КНИГА IV
Часть I Глава XLV
Для Церкви сорок второе поколение начнется в год или час,
который Господь признал наилучшим. В этом поколении она,
преодолев сначала родовые мучения и тщательно очистив пшени-
цу от всяческих плевел, возвысится, словно новый царь Вавилон-
ский или же вселенский владыка нового Иерусалима, то есть свя-
той матери Церкви; подобно тому написано в Апокалипсисе:
«И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имею-
щего печать Бога живого» (Откр. 7, 2), и с ним останки запечат-
ленных. Но возвысится она не переступанием ног или переменою
мест, но потому, что ей будет дана полная свобода обновить хри-
стианскую религию и проповедовать слово Божие, так как Вождь
воинства начинает уже править над всей землей1. Но поскольку
считается, что испытания Эсфири свершились в дни Зоровавеля,
то из этого следует также и то, что имеет силу и то испытание, ко-
торое будет во дни тех семи царей, которые описаны в книге Апо-
калипсиса, и о которых говорится у Даниила: «Будет производить
удивительные опустошения» (Дан. 8, 24). И нужно знать, что ше-
стое время будет двойным, но, однако, более кратким благодаря
избранным Господом так, чтобы те два поколения были бы при-
знаны за одно двойное поколение2. Тогда, насколько дано понять,
испытания Юдифи должны быть отнесены к поколению сорок
первому, испытания Эсфири к сорок второму; подобные же им
[два поколения] должны вскоре исполниться как одно двойное
поколение, то есть сорок первое; чтобы сорок второе было суббо-
той, покуда не последует время радостей, в которое и будет пра-
вить Вождь воинства над всей землей1. Ибо не будут царствовать
1 Иоахим Флорский имеет в виду «тысячелетнее земное царство Христа»
время «Первого воскресения», когда будут реализованы залоги, оставленные
Небесным Женихом своей Земной Невесте, и освящен их брачный союз. Со-
гласно Иоахиму, это хилиастическое пророчество составит третью, последнюю
в мировой истории эпоху, которая начиная с 1260 г. продлится до конца света.
2 Поскольку начала и концы времен скрыты от «блюстителя точности», за-
вершающие эпоху Сына поколения могут принадлежать к следующей эпохе
Св. Духа. Таким образом, предсказанный Откровением Иоанна великий ре-
лигиозный кризис может разразиться в 1200 г., а не в 1260 г.
3 Разделяющая эпохи Сына и Св. Духа «отметина во времени» датируется
1260 г. Эта дата была выбрана Иоахимом Флорским исходя из символическо-
го толкования ветхозаветной книги Юдифь, согласно которой Юдифь была
вдовой три года и шесть месяцев, т. е. сорок два месяца или 1260 дней. Таким
образом на сорок одно поколение эпохи Сына придется время апокалиптиче-
ских испытаний, а сорок второе откроет новую эпоху Св. Духа, «субботу Бо-
жью на земле».
более над народом Господа цари высокомерные и оскверненные
мерзостью идолов, как прежде и как теперь, то есть вплоть до ны-
нешнего дня. Ведь и стяжательство есть служение идольское, но
Тот, Кто искупил нас кровью своей, будет царствовать над ним,
так как будут сокрушены и уничтожены равно все царства с золо-
том и серебром, медью, железом и глиной, от которых претерпела
гонения вся церковь праведников от Иоанна Крестителя, предте-
чи Господа, вплоть до прихода Илии (Дан. 2, 35). Конечно, все это
и тому подобное относится к воцарению Вавилона и зверя, кото-
рых несет это [гонение], при полном сокрушении которых они по-
гибнут. Итак, настанет то время, которое продлится вплоть до кон-
ца, вне человеческого предела лет, как будто исчисленное как
суббота, как мы писали выше, без войны, без соблазна, без волне-
ния и ужаса, так как Бог благословит ее и освятит это тем, что Сам
по себе отойдет от всякого дела своего, которое свершил1.
Часть II Глава I
Предел был бы изложению этой книги последний и оконча-
тельный, в которой речь шла о новейшем дне, если бы не то, что
об этом нынешнем времени, которое, как мы сказали, является
концом второго состояния и началом третьего, мы сказали не
столь много, как того требует место; ведь если излагать по поряд-
ку все, что следовало бы сказать, то направленности речи к свое-
му концу угрожало бы большое препятствие. Теперь, следова-
тельно, нужно повторить то место, где, установив начало третьего
состояния, мы бы могли предложить нечто, хотя бы намекнув,
о третьем пути согласования2; поскольку, когда, к показанному
столь явственно при помощи двух доказательств, добавляется
и третье, то открывшейся из всего истиной «заградятся уста гово-
рящих неправду» (Пс. 62, 12). Что мы уже не раз говорили в этих
ничтожных трудах наших, то думаем и в этом месте сказать, однако
же, не напрасно. «Писать вам о том же, — говорит апостол, — для ме-
ня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп. 3,1). Итак, напишем
вновь, повторяя уже написанное, что первое состояние мира иници-
ировано Адамом, вызрело плоды свои во времена Авраама, завер-
шилось во Христе. Второе начиналось с Осии, вызрело плодами
1 Отчетливо зафиксированный в этой главе переход Иоахима Флорского
от эсхатологических чаяний к хилиастическим связан с толкованием 4-7-го
стихов 20-й главы Откровения Иоанна.
- Убеждение Иоахима Флорского в том, что Откровение еще не произнес-
ло своего последнего слова, заставляет его предвосхищать грядущее путем
согласования деяний Св. Духа, по свойствам таинства подобным деяниям
Отца и Сына.
своими во времена Захарии, отца Иоанна Крестителя, завершение
примет в эти времена. Третье, начавшись с блаженного Бенедик-
та, стало плодоносить в двадцать втором поколении после это-
го святого человека; и должно само завершиться со скончанием
века. И первое состояние, в котором восславилось сословие бра-
чующихся, свойством таинства соотносится с Отцом; второе, в
котором восславилось сословие клириков из племени Иуды, соот-
носится с Сыном; третье, в котором восславилось сословие мона-
шества, соотносится с Духом Святым. Поистине такова была во-
ля, таково установление, таково откровение Того, Кто сотворил
все в мудрости своей, чтобы в деяниях, сотворенных должным по-
рядком, творение узнавало бы творца, и знало бы, что один есть
Бог Отец, Который ни от кого не происходит, один Бог Сын, Ко-
торый происходит от одного Отца, один Дух истины, который
происходит вместе от Отца и Сына. Истинно, так как не от одно-
го Сына, но от Отца и Сына, подобало бы, чтобы монашеское со-
словие, которое, как я уже говорил, свойством таинства соотно-
сится со Святым Духом, распространялось, как мы уже писали
выше, на два состояния мира, а именно, на второе, которое особо
принадлежит Сыну, и на третье, которое, как можно определить,
принадлежит Святому Духу. В самом деле, подобно тому как Лия
и Рахиль в одно и то же время связаны были браком с Иаковом,
однако первым пришло время родов для Лии, однако, в конце
концов, последовало и время Рахили; так кажется, что сословие
монашеское вместе с сословием клириков восславилось во вто-
ром состоянии мира, но потому второе состояние, собственно, мо-
жет приписываться Сыну, третье же Святому Духу, что во втором
состоянии вызрело сословие клириков, происходящее от Христа
и святых апостолов через деяния проповеди, между тем как те не-
прерывно находились в созерцании и совершенствовании, то есть
вплоть до нашего этого времени соблюдают целомудрие. Бесспор-
но, что, как шестому веку труд, так седьмому присуще созерцание,
причем одно из сословий постоянно идет первым, а другое уже
начинает весьма совершенным и в совершенстве себя сохраняет.
Но подобно тому, как, опустив время неплодия Рахили, мы мо-
жем говорить о времени ее плодовитости, так в шестой век мира
восславилось сословие клириков, а в седьмой век нужно воссла-
вить сословие монашества. Поскольку же, как я уже сказал, Дух
Святой есть Дух и Отца, и Сына, и Сам, в то же время, истинный
Бог, то следует, во-первых, рассмотреть согласование в деяниях
Его; во-вторых, в силу того, что признается, что Дух равно исхо-
дит от того и этого вместе, что очевидно из второй книги, а также
из таблиц, где показано, что одни деяния согласуются с другими
деяниями, так вот, во-вторых, что деяния Его, которые содеяны
были в третьем состоянии [мира], суть подобны деяниям, относя-
щимся к Отцу, и деяниям, относящимся к Сыну, ни в коей мере,
как я не раз уже говорил, не разделением власти, но свойством та-
инства. И поскольку о первом пути мы достаточно вели речь во
второй книге, следует не менее сказать о втором.
Глава II
Итак, сословие брачующихся, начатое от Адама, вызрело при
Аврааме, или, вернее, при Иакове, и, вследствие того, что оно соот-
носится с прославлением плоти, завершено во Христе; по крайней
мере потому, что вплоть до Христа не подобало кому-либо слу-
жить при алтаре, если они не были от семени Левия и Аарона,
или не восходят к семени Левия и Аарона, или не восходят к семе-
ни Авраама, если кто не был из сынов Израиля по плоти. Сословие
клириков начато при Осии, вызрело при Христе, будет завершено,
как мы полагаем, в конце сорок второго поколения от воплощения
Господня. Я говорю, будет завершено, согласно тому, что относится
к Слову Господа, сказавшего Петру: «Иди за Мною» (Ин. 21, 19).
Так же и монашеское сословие, берущее, как я уже сказал, начало
согласно монашескому уставу, которым пользуются латиняне от
блаженного Бенедикта, время зрелости которого в двадцать вто-
ром поколении от этого святого мужа, завершение же в скончании
века.
С другой стороны, не следует предавать забвению того, что
сказано во второй книге о различии чисел, кратных сорока, и чи-
сел, кратных пятидесяти; а именно, так или иначе, числа, кратные
сорока, связаны с трудом, числа, кратные пятидесяти, с покоем,
и из них первое, так или иначе, то есть число, кратное сорока, со-
относится с сословием мирян, которое создано по образу Отца,
и с сословием клириков, которое было установлено по образу Сы-
на; второе же — с сословием монахов, которое было избрано по
образу Святого Духа. И хотя в каждом из двух состояний дивным
образом восславилось вначале сходство Троицы, однако подле-
жит сомнению, что и в третьем должно свершиться такое же трой-
ственное сходство1. И все же, свойство отеческое у сходства в пер-
вом состоянии, свойство сыновнее во втором, свойство духовное
в третьем.
Ведь и в самом деле, в первом состоянии после деяний Авраа-
ма, Исаака, и Иакова, и двенадцати патриархов последовали дея-
ния Моисея, и Аарона, и тех, кто, выйдя из Египта, очистились в
пустыне; затем тех, кто с Иисусом, сыном Навина, вступили в
землю обетованную. Во втором состоянии речь идет прежде всего
о Захарии, Иоанне Крестителе, и Иисусе Христе, сыне человече-
ском, и двенадцати апостолах, и тех, кто с ними воспринял дар
1 См. примеч. 1 на с 523.
Святого Духа. Затем речь идет о Павле, и Варнаве, и из тех, кто,
оставив синагогу, обратился к языческому народу, который был
в то время местом ужасного и огромного одиночества; там и пре-.
бывали до определенного времени все апостолы, пресвитер Ио-
анн, и многие с ними, исполненные тем, что было неполным до
страстей Христовых. Затем речь идет о самом Иоанне и тех, кому
дан мир в Азии при этом апостоле, который был как бы второй Ио-
сиф и второй Иисус [Навин], кому ведомы были тайны Божий,
и который разделил семь Церквей, словно бы наследие в семи ко-
ленах. В третьем состоянии нечто сходное произойдет с сословием
монахов, которые, как можно видеть, есть сословие, разделенное на
многие виды поскольку есть много различных форм благодати'.
Ведь оно соотносится, по свойству таинства, как мы часто уже го-
ворили, с Духом Святым, у которого много даров благодати, как го-
ворится через апостола: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1
Кор. 12,4), и в другом месте о Христе: «Пленил плен, и дал дары че-
ловекам» (Еф. 4, 8. Ср.: Пс. 68, 19).
И надобно знать, что, в то время как мы ведем речь о Духе Свя-
том, нам особенно приходят на ум два соображения; одно, когда
говорим просто о Нем Самом, другое, когда мы говорим о дарах
его. То, что соотносится с простым обозначением Самого Его, есть
в колене Левия, где соединены Иуда и Вениамин. То, что соотно-
сится с обозначением даров его, есть в десяти коленах, в которых
явлены были праведники Илия, и Елисей, и сыны пророков. И в
Новом Завете обнаруживается нечто подобное. Что, следовательно,
в Ветхом Завете знаменовали при Елисее сыны пророков, которые
были отделены от народа Иудеев, и в конце фарисеи, которые тол-
ковали расхождения, то же, конечно, в Новом Завете знаменовали
монахи при блаженном аббате Бенедикте, и незадолго до нас те, кто
были ревнителями традиции отцов своих, все это относится к раз-
делению благодатей. Ведь сами дары исходят от Отца. Исходят и от
Сына, о чем написано: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары
человекам» (Еф. 4,8. Ср.: Пс. 68,19). Ибо согласно тому, как посту-
пает Отец в Ветхом Завете, поступает Сын в Новом, ни один не мо-
жет быть без другого, но один другому подобен. Однако Дух Свя-
1 Чин монашества символизирует для Иоахима Флорского эволюцию ре-
лигиозной совести и обретение в мировой истории состояния свободы и ис-
тины. Монашествующая церковь проявилась в древности в Елисее, потом
в св. Бенедикте и всех бенедиктинских монастырях, символизируемых лест-
вицей Иакова, но в чистом своем виде она представлена Греческой церковью
и отцами-пустынниками. Религиозный идеал Иоахима — восхищенный Свя-
тым Духом отшельник, ушедший от мира в горы и питающийся исключи-
тельно медом диких пчел, живущий только духовным, мистическим разумом
(misticus intellectus) и занятый исключительно молитвами и песнопениями.
Лишь такому подвижнику по силам примирить и связать Западную и Вос-
точную Церкви, смягчить сердца язычников и направить Древний Израиль
в недра вечной Церкви.
той есть Дух и того, и другого, и по этой причине действует совме-
стно и с тем, и с другим. Поскольку действительно и Сам по Себе
Бог истинен как Отец и Сын, следует также, чтобы и Он сотворил
что-либо по образу и подобию своему, в соответствии с тем, что
тво