Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аристотель. О софистических опровержениях 179а 8





Иоахим Флорский

Loachimus Florensis

(1132-1201)

Иоахим Флорский родился в местечке Челико близ Козенцы,
на юге Италии. Его отец принадлежал к именитому норманскому ро-
ду. С раннего детства Иоахим любил уединение и проводил долгие ча-
сы в молитве. В пятнадцать лет, получив образование в Козенце, он
был принят в Калабрийскую королевскую курию на службу, которая
быстро ему надоела. Богатое юношеское воображение рисует Иоа-
химу чудеса Востока, Византии, а развитое религиозное чувство
подталкивает его к тому, чтобы отправиться в паломничество
к Гробу Господню в Иерусалим. Отец после некоторых колебаний от-
пускает его в сопровождении целой свиты слуг. Константинополь
встречает путешественников эпидемией чумы. Глубоко потрясен-
ный Иоахим отсылает своих слуг назад, облачается в бедную одеж-
ду и отправляется в одиночестве пешком в Святую Землю. По при-
бытии в Иерусалим он на сорок дней удаляется в одну из Фаворских
пещер, где в утро пасхального Воскресения ему раскрывается


будущая пророческая деятельность. С невзгодами и лишениями до-
бирается он до Сицилии, а спустя некоторое время останавливает-
ся в Калабрии, горы которой заменяют ему родной дом. Иоахим по-
ступает послушником в цистерцианский монастырь Самбучина.
Там он исполняет должность привратника. Легенда рассказывает,
как однажды, когда он гулял в саду, размышляя о Боге, явился пред
ним юноша дивной красоты, держащий в руках амфору, и сказал:
«Иоахим, возьми и выпей это вино: оно превосходно». Иоахим вкусил
из таинственной амфоры, и с этого момента начинается новый пе-
риод его жизни: проповеднический и подвижнический.

Однако он длился недолго. Орден вернул Иоахима к традиционной
дисциплине, принудив его постричься в 1168 г в монахи. Около 1178г.,
уступая настойчивым просьбам братии, он сделался аббатом. Слу-
жебные обязанности чрезвычайно тяготили его, так что в конце кон-
цов он бежал в Рим к папе Луцию Ш молить об освобождении его от
должности. Получив свободу, Иоахим вернулся в горы Калабрии, в пу-
стынь Пьетралата, где начал работать над основными своими сочи-
нениями: «Согласование Нового и Ветхого Заветов»·, «Руководство к
Апокалипсису», «Десятиструнный псалтериум». Вслед за Луцием III
Урбан III и Климент Ш благословили труды Иоахима с условием, что-
бы они были представлены затем папской цензуре.

Слава о его учености и строгости жизни привела к Иоахиму мно-
жество учеников, так что убежище Пъетралаты сделалось слиш-
ком тесным. Учитель со своими последователями поднялся еще вы-
ше в горы Калабрии и там, на плоскогорье Сила, основал церковь,
посвятив ее св. Иоанну Предтече. Незадолго до смерти, он попросил
перенести себя в Пьетралату, где благословил всех своих учеников
и завещал им «возлюбить друг друга, как Господь Иисус Христос
возлюбил нас».

Из оставленного Иоахимом Флорским наследия до нас дошло,
по крайней мере, семь сочинений, известных под следующими загла-
виями: «Согласование Ветхого и Нового Заветов» (Concordia veteris
ас novi testamenti), «Руководство к Апокалипсису» (Enchindion in
Apocalypsin), «Новый Апокалипсис» (Apocalypsisnova), «Десятист-
рунный псалтериум» (Psaltenum decem chordarum), «Превосхожде-
ние четвероевангелия» (Super quattuor evangelia), «Против иудеев»
(Contra Judeos), «0 правиле веры» (De articulis fidei). Содержание
и характер этих сочинений исходят большей частью из коммента-
рия на Апокалипсис и проникнуты эсхатологическим беспокойст-
вом. Мистическая основа учения о «Вечном Евангелии» основана на
толковании текста Апокалипсиса.

Существуют три ступени, через которые проходит мир, и они
соответствуют трем Ипостасям Бога. Бог — подлинная мера все-
го, а троичный Бог и промысел Свой о мире совершает в троичной
Теофании миру, одновременно являющейся и тремя состояниями
или эпохами исторического пути мира к Богу — эпохами Отца,


Сына и Святого Духа. Данные состояния, как описывает их Иоа-
хим, значительно различаются между собой. Например: «Первое
состояние прошло под знаком знания, второе проходит в частич-
ной мудрости, третье состояние будет при полноте интеллекта.
Первое — в рабской покорности, второе — в сыновней покорности,
третье — в свободе. Первое — под кнутом, второе — в действии,
третье — в созерцании. Первое — в страхе, второе — в вере, тре-
тье — в любви. Первое состояние рабов, второе — детей, тре-
тье — друзей. Первое — мальчиков, второе — юношей, третье —
зрелых мужей»1. При этом первое состояние — прошлое, второе —
настоящее, третье — будущее, переходящее в настоящее. Бог
Отец правит в первую эпоху — эпоху власти и страха Божьего
(Ветхий Завет); затем мудрость, сокрытая в веках, открылась
через Сына и появилась кафолическая церковь Нового Завета; на-
ступает третья ступень — Царство Святого Духа — новое рас-
пространение во вселенной Любви, проистекающей от Евангелия
Христа, но превосходящей его букву, так что больше не будет
нужды в самом институте наказания. Иоахим верил, что вторая
эпоха подходит к концу и третья (уже отчасти предсказанная св.
Бенедиктом) начнется после какого-то грандиозного катаклизма,
который по его вычислениям должен был произойти в 1260 г. После
этого латиняне и греки объединятся в новом духовном царстве,
в равной мере освобожденные от оков буквы, иудеи будут обраще-
ны в христианство и «Вечное Евангелие» пребудет до конца мира.
Вместе же три эти эпохи, обнимая собою историю человечества
от Адама до конца света, органически соединяются друг с другом,
образуя эсхатологическую целостность, которую по праву можно
назвать самой важной из всех, какие знало западное христианст-
во со времени св. Августина. Упоминание здесь имени Августина не
случайно: Иоахим был прямым продолжателем идей Августина
с его упованием на будущее и стремлением к спасению и совершен-
ству в Царстве Божьем. Но то, что у Августина было прикровен-
но и недосказанно, у Иоахима приобрело логически законченные и
нумерически выверенные формы. Недаром Данте помещает «ве-
щего Иоахима» в раю на одном небе со многими выдающимися хри-
стианскими мудрецами, рядом с самим Августином.

Влияние Иоахима Флорского на последующую духовную жизнь
в Европе было многообразно. Его пророческо-эсхатологические умо-
зрения вдохновляли и оплодотворяли мысль таких выдающихся
религиозных мыслителей, как Франциск Ассизский, Данте Алигье-
ри и Савонарола.

Ю. М. Зенъко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2299 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.