В первой половине XVIII в. Голландия начинает отставать в экономическом развитии от Англии и теряет лидерство в мировой торговле. Резко сократилось рыболовство: если в середине XVII в. в море каждый год выходило 1500—2000 рыболовных судов, то в середине XVIII в. - не более 200. Такая существенная для народного хозяйства Голландии отрасль, как судостроение, также оказалась в упадке. На крупнейших верфях количество заложенных кораблей уменьшилось за XVIII в. в 10—15 раз. В это время английские флот и фабрики превзошли флот и мануфактуры Голландии.
Стремительный взлет английской экономики в ХУ111 веке до сих пор вызывает удивление историков и экономистов. В XIII—XV вв. Англия была экономически отсталой окраиной и аграрным придатком Западной Европы. В то время это было небольшое островное королевство с населением 3—3,5 млн. человек, что в 5 раз меньше, чем во Франции. Однако уже в XVIII в. Англия превращается в империю, ведущую державу мира, владения которой были разбросаны по всем континентам. Экономическому развитию Англии в XVI в. содействовало то, что после великих географических открытий и перемещения мировых торговых путей со Средиземного моря в Атлантический океан, она оказалась в центре мировых морских торговых путей. Относительной изоляции Англии от экономической жизни Европы был положен конец.
Промышленность других европейских стран все более нуждалась в английской овечьей шерсти. Англия уже не одно столетие являлась поставщиком этого ценного сырья для европейского сукноделия. Кроме того, репрессии герцога Альбы в Нидерландах, гугенотские войны во Франции, преследования лютеран в Германии обусловили в XVI в. массовую эмиграцию в Англию ремесленников, особенно мастеров сукноделия. Общий результат – стремительный подъем английской экономики - типичный пример синергетического эффекта (стечение определенных обстоятельств, имевшее большое значение для развития хозяйства данного региона).
Процесс первоначального накопления капитала проходил в ней более интенсивно, чем в других странах. Этот процесс в Англии начался в XV в. и закончился во второй половине XVIII в. исчезновением мелкого крестьянского хозяйства и возникновением городского (капиталистического) рынка труда.
Земля в Англии в средневековье являлась феодальной собственностью и находилась в руках дворян, церкви и короля. Большая часть крестьян не владела правом собственности на землю. Только 20 % английских крестьян - фригольдеров, хотя и платили владельцу земли - лендлордам небольшую денежную ренту, могли свободно распоряжаться своими земельными наделами. 60 % всех крестьян Англии составляли так называемые копигольдеры, которые еще в XIV—XV вв. освободились от крепостной зависимости. Эта категория крестьян была только наследственным держателем земли, за пользование которой они должны были платить феодалу денежную ренту. Чтобы пользоваться наделом своих отцов, наследники копигольдеров платили специальную дань, которую феодалы постоянно увеличивали. Поэтому крестьяне вынуждены были отказываться от своих земельных наделов и превращались либо в арендаторов, либо в батраков, либо в пауперов — нищих бродяг.
В XVI в. в положении крестьянства Англии произошли резкие изменения. С увеличением в конце XV в. спроса и цен на английскую шерсть в Европе, овцеводство стало более выгодным, чем земледелие. Поэтому многие крупные землевладельцы стали превращать земли своих имений в пастбища и разводить овец. Они захватывали общинные земли, которыми раньше пользовались вместе с крестьянами, сгоняли крестьян с их наделов, сносили не только отдельные крестьянские усадьбы, но и целые деревни, а захваченные таким образом земли огораживализаборами и канавами. Потом эти земли лендлорды сдавали в аренду крупным фермерам-животноводам, за что получали большую ренту, а иногда и сами разводили огромные стада овец. Этот процесс принудительного обезземеливания английского крестьянства вошел в экономическую историю под названием «огораживание».
Важную роль в деле первоначального накопления капитала в Англии, как и в Голландии, сыграла церковная реформа, проведенная в первой половине ХУ1 в. Имущество и земли монастырей были частично проданы по низким ценам дворянам, фермерам, богатым горожанам. Новые владельцы увеличивали ренту, сгоняли крестьян с их земли и огораживали свои новые владения. Секуляризация имущества монастырей значительно обогатила королевскую казну, увеличила земельные владения новых дворян и буржуазии.
Этот процесс принудительного обезземеливания крестьянства и церкви означал постепенную замену феодального землевладения капиталистическим. Он продолжался в Англии почти 300 лет. Крестьяне, которых сгоняли со своей земли и лишали средств существования, пополняли ряды нищих и бродяг, и в конце концов вынуждены были стать наемными рабочими и продавать свою рабочую силу городским капиталистам города и зажиточным крестьянам. При этом английский парламент принял ряд законов, которые получили название "кровавое законодательство". Согласно этим законам, трудоспособные нищие и бродяги, уклонявшиеся от трудоустройства, наказывались плетью «до крови», во второй раз за нежелание наниматься на работу, нищему обрезали половину уха, в третий - ему угрожала смертная казнь. Кроме того, за бродяжничество прожигали клеймо, отправляли на каторгу и галеры
Важными способами накопления капитала было участие Англии в торговле рабами и пиратство. Уже в XVI в. Англия выходит на первое место в поставке африканских рабов в американские плантации. С 1562 по 1775 г. английские торговцы рабами вывезли из Африки в Америку около 3 млн. чернокожих. Вместе с торговлей рабами англичане увлекались пиратством, грабили испанские корабли, перевозящие золото и серебро, города и порты в Южной Америке. Пиратские ограбления англичан наносили огромный ущерб испанской казне, достигавший 3 млн. дукатов в год. Торговцам рабами и пиратам королем Англии присваивались дворянские титулы и воинские звания.
Существенную роль в первоначальном накоплении капитала сыграла система государственного займа. Короли Англии, которые все время ощущали потребность в деньгах, занимали их у ростовщиков и купцов под большие проценты. В итоге за счет всех налогоплательщиков обогащалась зарождающаяся английская финансовая буржуазия.
Содействовала накоплению средств и система протекционизма. В XVI— XVII вв. были введены большие пошлины на ввоз готовых изделий, запрещен экспорт сырья и продуктов питания – дали о себе знать отрицательные последствия ликвидации крестьянского хозяйства. Такая политика английского правительства позволяла удерживать на внутреннем рынке высокие цены на товары отечественного производства и таким образом поддерживать собственных производителей.
Несмотря на быстрое развитие в Западной Европе капиталистического способа производства, его дальнейшее развитие в XVI—XVII вв. сдерживалось существующими феодальными порядками. Монархии западноевропейских стран посредством чрезмерно высоких налогов грабила и трудящихся, и буржуазию, феодальная собственность на землю и цеховые ограничения сужали поле деятельности предпринимателей. Поэтому лозунги ликвидации феодальных порядков, свободного предпринимательства и свободной конкуренции стали одними из главных требований европейских буржуазных революций XVI – ХУ111 вв.