Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антирелигиозная политика советской власти в 1920 - 1930-х гг




Государственная религиозная политика в СССР, несмотря на сохра­нение своей атеистической основы, претерпела серьезные модифи­кации, а гонения на верующих в годы советской власти, как и в древ­неримской истории, приобретали волнообразный характер. До конца 1920-х гг. острие антирелигиозных гонений было направлено главным образом на православную Церковь, которую отказывались признавать единой централизованной организацией под предлогом ее контрре­волюционности. Одновременно ряду религиозных течений, особен­но из числа преследовавшихся при царском режиме, предоставлялись немалые льготы.

Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 т. «Об изъятии церковных ценностей» дал толчок масштабной кампании по разграблению хра­мов и монастырей и по уничтожению духовенства, руководство ко­торой осуществлял Л.Троцкий. Центр тяжести антицерковной дея­тельности в государстве переместился с компетенции органов юсти­ции в ЦК партии на органы госбезопасности.

Ленин и Политбюро ожидали, что изъятие церковных ценно­стей, с одной стороны, обогатит советское государство на несколько сот миллионов золотых рублей, а с другой — нанесет Церкви такой удар, от которого она уже не сможет оправиться. «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотен­ному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий»,— пи­сал Ленин в марте 1922 г. Надежды большевиков на серьезное пополнение казны, несмотря на размах изъятий, не оп­равдались. В Москве было собрано церковных ценностей на сумму не более 2 млн золотых рублей, а всего по стране эта сумма составила лишь 4,5 млн золотых рублей.

Часть церковной утвари, имевшей историко-художественную ценность, была утрачена, уцелевшие образцы поступили в особый фонд, из которого они в дальнейшем изымались для продажи за гра­ницей. Учетом высокоценных предметов занималась специальная ко­миссия Совнаркома. Частично предметы передавались на хранение в центральные и местные музеи либо помещались в Гохран.

Разграбление храмов сопровождалось антиправительственными волнениями верующих, что дало властям повод для начала репрес­сий против православного духовенства. Исказив сведения о факти­ческих участниках волнений в защиту Церкви, охвативших широкие слои населения, коммунистическая власть распространила стереотип «церковной белогвардейщины» и «черносотенного духовенства», зас­лонивший подлинную картину национальной драмы. В 1922 г. по об­винениям, выдвинутым в связи с конфискацией церковных ценнос­тей, расстреляны 2691 священнослужитель, 1962 монаха, 3447 мона­хинь и послушниц, а общее число жертв судебных и внесудебных расправ над духовенством достигло 15 тыс. человек.

Действительно, в силу исторических условий Церковь не могла быть союзницей нового строя. Вместе с тем церковное руководство в лице патриарха Тихона (Белавина) не поддержало и белое движе­ние, выступая за прекращение кровопролития гражданской войны. «Две силы борются в стране, привлекая на свою сторону православ­ный люд. Но церковь у них одна... Поэтому мой долг и обязанность духовно окармливать и тех и других»,— писал в 1919 г. в архипастыр­ском послании патриарх. И в своих последующих посланиях патриарх ратовал за гражданский мир и осуждал кровопролитие, а в период вспыхнувших стихийных волнений против кампании по разграбле­нию церквей был готов публично обратиться к пастве и клиру и оста­новить сопротивление. Власти пресекли эти попытки и начали под­готовку к судебной расправе над патриархом, который с мая 1922 г. находился под домашним арестом в Донском монастыре, а в мае 1923 г. был помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ. 12 апреля Политбюро ЦК РКП(б) приняло секретное постановление, приговаривавшее пат­риарха Тихона к смертной казни.

Религиозные преследования осложнили международную обста­новку для Советской России и усилили угрозу социального взрыва внутри страны. Развернувшаяся внутри Политбюро борьба за лидер­ство в связи с неизлечимой болезнью Ленина (Л.Троцкого на «цер­ковном фронте» сменил Л.Каменев) также повлияла на ослабление антицерковной политики. Продолжая следствие по делу патриарха и выбивая у негo в ходе регулярных допросов признание в контрреволюционной деятельности, власти добились от Тихона «покаянного заявления» в Верховный суд, в котором объявлялось о лояльности Церкви к советской власти и подчинении ей в гражданском отно­шении. Покаяние патриарха позволяло Политбюро вывести рели­гиозный вопрос из глубокого кризиса, ставшего результатом лево­радикальной политики Ленина и Троцкого, в июне 1923 г Тихон был освобожден из тюрьмы и смог возглавить Церковь. Наряду с репрессиями органы ВЧК—ОГПУ активизировали назревавший еще до Октябрьского переворота церковный раскол путем поддержки так называемого обновленческого движения. Часть священников, оппо­зиционная официальному церковному руководству и возглавляемая протоиереем А.Введенским, в 1919 г. образовала груп­пы «Религия в сочетании с жизнью» и «Друзья церковной рефор­мации», которые высказывались в поддержку советской власти как «воплощающей христианские идеалы» и призывали к «обновлению церкви». Обновленцы выступали за ликвидацию патриаршества, создание выборных органов коллегиального церковного управления, упразднение института монашества, предлагали упразднить иерар­хическое церковное устройство и провести литургическую рефор­му, в частности перевести богослужение на современный русский язык. Обновленчество, в котором наряду со священнослужителями, искренне искавшими новые формы благочестия и литургической жизни, участвовали карьеристы и провокаторы, в целом не имело ничего общего с религиозной реформацией. Как писал Н.Бердяев, «это было лишь приспособление части православного духовенства к существующей власти, не реформация, а конформизм».

Созданную обновленцами в мае 1922 г. общественную органи­зацию «Живая церковь» ГПУ попыталось противопоставить канони­ческому руководству Русской Православной Церкви. Как отмечал председатель Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Н.Попов, под­держка обновленческого движения преследует цель «борьбы с церков­ной контрреволюцией», а не «углубление церковного учения». Не случайно, когда власти убедились в неспособности обнов­ленчества сокрушить патриаршую Церковь, они потеряли к нему вся­кий интерес. После освобождения патриарха Тихона большинство приходов и архиереев воссоединились с патриаршей Церковью. Если в 1923 г. обновленческая церковь объединяла до 70% православных приходов, то в 1926 г. их количество сократилось до 22%, а в 1932 г. составляло лишь 14-15%.

Во время ареста Тихона обновленческие лидеры объявили о со­здании Высшего церковного управления, разославшего по епархиям своих уполномоченных для захвата епископских кафедр. Первона­чально обновленцам сопутствовал успех, и под их юрисдикцию пере­шли 37 из 74 архиереев. В мае 1923 г. обновленцы провели в Москве собор, утвердивший реформы церковного управления и низложивший патриарха Тихона. Из-за внутренней борьбы и прекращения админи­стративной поддержки движение вскоре распалось на враждующие группировки. Начиная с 1926 г. обновленческие приходы подверглись такому же антирелигиозному давлению, как и патриаршие, а в 1937-1938 гг. большинство лидеров обновленчества были уничтожены. <…>

В последующие годы Тихон и его преемники — патриаршие мес­тоблюстители митрополиты Петр (Полянский) и Сергий (Страгородский) — пытались противостоять антицерковному террору и добиться легализации канонических церковных структур, убеждая власть в сво­ей лояльности. Итогом их поисков стала декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. «К пастырям и пастве», в которой говори­лось: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что... лояльными к советской власти могут быть не только равнодушные к правосла­вию люди, не только противники ему, но и самые ревностные привер­женцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи ко­торой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи... Оста­ваясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил апостол». В декларации осуждались иерархи, оказавшиеся в эмиграции и со­здавшие там собственную церковную организацию, а архиереям и свя­щеннослужителям, не принявшим нового уклада государственной и общественной жизни и продолжавшим жить надеждами на рестав­рацию дореволюционных порядков, предлагалось незамедлительно отойти от церковных дел.

За словами лояльности к большевистскому режиму стояло на­мерение иерархов «поставить нашу православную Русскую Церковь в правильные отношения к советскому правительству и тем дать Цер­кви возможность вполне законного и мирного сосуществования». Несмотря на свой явно компромиссный характер, декларация не от­ступала от православного мировоззрения. Церковь выражала готов­ность к лояльности к идеологически чуждому ей государству, подобно тому как ранние христиане были лояльны к римским императорам-язычникам, исходя из библейской заповеди «всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим 13. 1). Следствием декларации яви­лось установление основ такого сосуществования двух институтов, когда власть, согласившись на сохранение патриаршего управления, получила взамен этого право на вмешательство во внутрицерковные дела: хиротонии, назначения и перемещения архиереев производились отныне с согласия органов госбезопасности. Bpeменный Патриарший Синод официально зарегистрировали, и было возобновлено помина­ние государственной власти за богослужением.

Компромиссная позиция иерархов Русской Церкви не смогла остановить новую волну антирелигиозных гонений 1930-х гг., приняв­шую тотальный характер и не пощадившую последователей ни одной из религий. В 1928 г. в связи с началом коллективизации И.Сталин трижды в своих выступлениях призвал к борьбе с религией, а в ра­зосланной за подписью Л.Кагановича директиве ЦК ВКП(б) указы­валось, что религиозные организации являются единственной легаль­ной контрреволюционной силой.

В 1932 г. Союз воинствующих безбожников объявил о начале «безбожной пятилетки», на третьем году которой, как говорилось в программе организации, «должна быть разрушена последняя церковь, а на ее пятом году в стране вообще не будет произноситься слово Бог». Агрессивная атеистическая пропаганда сопровождалась репрессиями против епископата и клира: в глазах властей священнослужители ока­зались в одном ряду с буржуазными националистами, шпионами и прочей «фашистской агентурой». По приблизительным подсчетам Д.Поспеловского, в 1930-х гг. было уничтожено или арестовано от 80 до 85% священнослужителей, т. е. более 45 тыс.

К этому числу нужно прибавить от 5 до 10 тыс. расстрелянных и арестованных между 1918 и 1929 гг., а также несколько тысяч священ­ников, большей частью катакомбных, арестованных между 1941 и 1964 гг. Поскольку в сталинских лагерях выживало не более 20-30%, а те, кто освобождались, как правило, умирали преждевременно, то все­го за все годы советской власти, включая последнюю волну гонений при Хрущеве, погибло не менее 50 тыс. православных священнослужителей.

После 1934 г. террор охватил и рядовых верующих, особенно чле­нов приходских советов. По словам А.Солженицына, чекисты считали, что коренное уничтожение религии могло быть достигнуто только мас­совыми репрессиями против верующих мирян, так как одного уничто­жения клириков и церковных структур им казалось недостаточно.

К 1939 г. церковная организация была практически разгромлена: на территории СССР действовало лишь несколько сот православных храмов, а на свободе оставалось всего четыре архиерея (патриарший местоблюститель митрополит Сергий, митрополит Ленинградский Алексий, архиепископ Петергофский Николай и епископ Дмитровс­кий Сергий). С 1935 г. перестал функционировать Временный Синод и церковное управление осуществлялось патриаршим местоблюсти­телем с помощью только местоблюстительской канцелярии. Закры­лись почти все монастыри, перестали функционировать церковные учебные заведения, которых до революции насчитывалось свыше 60; еще в 1920-х гг. прекратилось издание церковных журналов и газет, а в 1935 г. перестал выходить «Журнал Московской патриархии», ре­дактировавшийся митрополитом Сергием. От полного разгрома орга­низацию Русской Православной Церкви спасли внешнеполитические действия советского руководства, в результате которых в 1939-1940 гг. были аннексированы земли Западной Украины, Западной Белорус­сии, Бессарабия (Молдова) и страны Балтии. Уровень религиозности населения на новых территориях был значительно выше, и Церковь по замыслу Сталина должна была способствовать их безболезненно­му включению в советскую систему.

Митрополит Николай и епископ Сергий, ставшие соответст­венно экзархами Украины и Прибалтики, добились перехода местных православных приходов под юрисдикцию Московской патриархии. Приходы Западной Украины и Западной Белоруссии были отделены от Польской Православной Церкви, а автокефальные православные Церкви Латвии и Эстонии ликвидированы. В итоге к началу Вели­кой Отечественной войны РПЦ, по данным ТАСС, располагала 4225 храмами и 88 монастырями. Внутренняя статистика НКВД говорила об ином: в стране оставался 3021 действующий православный храм, из этого числа почти 3 тыс. церквей находились на территориях, при­соединенных в 1939-1940 гг.

В отношении ислама советское руководство первое время про­являло подчеркнутую благожелательность, исходя из задач привле­чения «угнетенных царизмом народов Востока» на сторону мировой революции. В обращении Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» декларировалось: «От­ныне ваши верования, обычаи, ваши национальные и культурные уч­реждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устра­ивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». Тогда же по личному распоряжению Ленина мусульманскому съезду в Петрограде был передан знаменитый Коран Османа («Мусхаф Усмани»), рукопись Корана, составленная третьим «праведным ха­лифом» Османом в VII в. <…>

Мусульманская интеллигенция джадидистской ориентации и близкое к ней духовенство в целом благожелательно приняли совет­скую власть, увидев в ней возможность осуществления своих нацио­нальных и религиозных ожиданий. Помимо осторожной политики большевистского руководства сыграло свою роль внешнее сходство ислама и коммунистической идеологии, выражавшееся в нерасчлененности светской и духовной властей (руководители советского госу­дарства одновременно являлись главными идеологами коммунисти­ческой доктрины), тотальный охват всех сфер общественной и част­ной жизни, декларируемое равенство всех членов общины, приори­тет общественных целей над индивидуальными и т. п.

В условиях гражданской войны мусульманскому обществен­ному движению, активизировавшемуся при Временном правитель­стве, было нанесено несколько ударов. В нач. 1918 г. был распущен объявленный «контрреволюционным» Всероссийский мусульман­ский совет («Милли шуро») в Петрограде; в 1919 г. ВЧК арестовала муфтия Г. Баруди, после смерти которого в 1921 г. муфтием стал дру­гой выдающийся деятель российского джадидизма, Раис Фахретдинов. Часть руководителей мусульманского религиозного движения оказалась в эмиграции; другая, примкнувшая к большевикам, со вре­менем была репрессирована.

Советская власть установила жесткий контроль за деятельно­стью мусульманского духовенства и жизнью религиозных общин. Му­сульманские съезды, проводившиеся под руководством назначав­шихся с помощью ОГПУ «троек», демонстрировали всемерную ло­яльность к большевистскому режиму. С сер. 1920-х гг. власти перешли к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры, которое с началом коллективизации приняло характер антимусуль­манских репрессий. К сер. 1930-х гг. из более чем 14 тыс. мечетей, дей­ствовавших в России до 1918 г., было закрыто 12 тыс., до 90% мулл и муэдзинов были лишены возможности вести богослужение. Сфаб­рикованное чекистами «дело ДУМЕС» позволило репрессировать весь состав Духовного управления, чья деятельность полностью пре­кратилась. Всего в годы сталинского террора погибло свыше 30 тыс. (по другим данным, до 50 тыс.) мусульманских священнослужителей и практически вся джадидистская интеллигенция, выросшая в пер­вые десятилетия XX в.

Сокрушительным ударом по исламской традиции, ставшей неотъемлемой частью российской цивилизации, явились действия по искоренению языка Корана. Двукратная смена алфавита в татар­ском и башкирском языках — в 1926 г. с арабской графики на латин­скую и в 1936 г. с латиницы на кириллицу — привела к утрате мусуль­манской образованности.

Православие и ислам как важнейшие духовные составляющие российской цивилизации, бесспорно, приняли на себя в 1920-х — 1930-х гг. основную тяжесть большевистских репрессий. Эта участь не ми­новала и другие религии народов России, хотя отношение к ним госу­дарственной власти не было однозначным. В послереволюционные годы наибольший режим благоприятствования получили протес­тантские течения — баптисты, евангельские христиане и адвентисты, общины которых к кон. 1920-х гг. выросли в три-пять раз. Оформились их общесоюзные организации, чьи лидеры, стоявшие на позициях «христианского социализма», искренне полагали, что после принятия декрета о свободе coвести правительство их одобряет. Власти, стремясь использовать протестантов для ослабления православия, поддержива­ли их при помощи ряда поощрительных мер — от Декрета СНК от 4 января 1919 г. «Об освобождении от воинской повинности по рели­гиозным убеждениям» до оказания содействия «христианским коопе­ративам» в резолюции XIII съезда ВКП(б) «О работе в деревне».

Завершением периода своеобразного «религиозного нэпа» ста­ло постановление Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религи­озных объединениях», которое с некоторыми изменениями и допол­нениями действовало вплоть до 1990 г., знаменовав собой резкое ужес­точение антирелигиозной политики. Оно фактически уравняло в бесправии все вероисповедания, чья деятельность отныне сводилась лишь к «отправлению культов». Благотворительная, миссионерская и проповедническая деятельность были запрещены.

На съезде Союза воинствующих безбожников баптисты и еван­гелисты были названы «политической агентурой и военно-шпионской организацией международной буржуазии». В ходе коллек­тивизации христианские сельскохозяйственные кооперативы и ком­муны были уничтожены или преобразованы в колхозы; в 1930-х гг. прошла кампания по массовому закрытию молитвенных домов, кон­фискации общинного имущества и религиозной литературы. В сер. 1930-х гг., когда был провозглашен курс на полное вытеснение рели­гии из жизни советского общества, были разгромлены структуры Федеративного союза баптистов СССР и Союза евангельских хрис­тиан, репрессированы сотни пресвитеров и проповедников.

Трагическим образом сложилась судьба многочисленного буд­дийского духовенства Бурятии. Попытки буддистов-обновленцев интегрироваться в установившиеся после гражданской войны в За­байкалье новые общественные отношения, с одной стороны, вы­звали противодействие консервативного крыла ламства, а с другой — не смогли спасти буддийские дацаны от тотального террора. Еще в 1926 г. постановлением высших государственных органов Бурят-Монгольской автономной республики была проведена национали­зация дацанского имущества и были закрыты религиозные школы. Массовые расстрелы обитателей дацанов, в том числе детей и под­ростков, проходивших послушание в монастырях, сопровождались разрушением храмов и уничтожением произведений буддийского искусства и древней религиозной литературы.

Судьбу последователей других религий разделили после рево­люции раввины и религиозные евреи. Первоначально массовые репрессии обходили приверженцев иудаизма стороной; в 1920-х гг. им даже удалось построить в Москве новые молитвенные здания, а в среде раввинов, обрадованных отменой «черты оседлости» и прекращением погромов, возникло движение «Живая синагога», поддержавшее со­ветскую власть. Но с сер. 1920-х гг. наряду с усилиями по созда­нию светской еврейской культуры подверглась целенаправленному уничтожению система религиозного иудейского образования и началось массовое закрытие синагог. Иудаистские священнослужители, видные талмудические авторитеты, ученые-гебраисты и исследователи еврейской культуры в 1930-х гг. стали жертвами сталинских репрес­сий; было даже объявлено о раскрытии в Москве «вражеского гнезда раввинов, выполнявших задания фашистских разведок».

Казалось бы, атеистические установки советской власти были реализованы - в стране не наблюдалось сколько-нибудь заметной религиозной жизни. В 1937 г. была упразднена Постоянная комиссия по вопросам религиозных культов при Президиуме ЦИК, в резуль­тате чего в государственной структуре СССР не осталось ни одного органа по связям с религиозными объединениями. Контроль за их деятельностью полностью перешел в ведение «церковного отдела» НКВД. В среде партийно-государственного руководства страны по­лучило распространение мнение о необходимости полного отказа от законодательства по культовым вопросам, якобы создающего легаль­ную основу для антисоветской деятельности религиозных организаций.

Антирелигиозная пропаганда, запретительное законодательство, репрессии против священнослужителей и верующих за неполных два десятилетия поставили на грань уничтожения духовную основу рос­сийской цивилизации, а последствия глобального коммунистическо­го эксперимента вышли далеко за рамки социальной и политической жизни. Атеистическая модель государственно-вероисповедных отношений, развиваясь в русле, проложенном Лениным и большевистским руководством в нач. 1920-х гг., самоупростилась до форм тотального террора и запугивания верующих, полного исключения религиозно-духовной составляющей из всех сфер жизни общества.

 

Источник: Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – с.418-427.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7731 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.