Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство и религиозные институты в современной России и в зарубежных странах




Идейно-философское и правовое содержание понятий свободы совести и вероисповедания

Крах атеистической модели отношений государства и религиозных институтов, в различных модификациях господствовавшей до са­мого конца советского периода российской истории, создал необхо­димые условия для утверждения принципов свободы совести и сво­боды вероисповедания (религиозной свободы) как базовой основы в процессе реализации вероисповедных прав граждан России. Пред­варяя дальнейшее изложение, представляется целесообразным не только дать формулировки и раскрыть идейно-философское содер­жание понятий, связанных с построением современной концепции государственно-вероисповедных отношений, но и исследовать специ­фику их отражения и интерпретации в международном праве и со­временном российском законодательстве.

Понятие «свобода совести» появилось в эпоху буржуазных ре­волюций, когда молодой предприимчивый капиталистический класс боролся против феодализма и сословного строя, охранительницей которых выступала католическая Церковь и господствовавшая в Ев­ропе клерикальная идеология. Желая поставить государственный ап­парат на службу своим интересам, европейская буржуазия стремилась оградить государство от вмешательства католической Церкви, а также снизить ее влияние на политическую и общественную жизнь. <…>

Под свободой совести (freedom of conscience) в науке и между­народно-правовой практике принято понимать право на свободу ре­лигиозного или безрелигиозного мировоззренческого выбора и дей­ствия в соответствии с ним в практической жизни, а также полную воз­можность изменения сделанного ранее мировоззренческого выбора. Таким образом, объем понятия свободы совести выходит за рамки отношения человека к религии, поскольку под совестью в данном случае подразумевается субъективное осознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям личности, а они могут носить как религиозный, так и внерелигиозный характер. <…> С философской точки зрения человеческая совесть является категорией, автономной по отношению к государственной власти. Го­сударственное законодательство может определять лишь формы и границы внешней реализации свободы автономной совести, включая ограничения и даже запреты тех или иных ее выражений. Последнее зависит от многих факторов социально-политического, нравственно­го, культурного и этнического характера, складывающихся в ходе ис­торической жизни стран и народов.

В объем понятия свободы совести входит свобода вероиспо­ведания (религиозная свобода), которая по существу выступает как ее частный вариант, связанный с религиозным мировоззренческим вы­бором человека и его конкретным религиозным самоопределением. Свобода вероисповедания также является устойчивым междуна­родно-правовым определением (freedom of religion), которое озна­чает право человека свободно следовать своим религиозным убеж­дениям и выполнять вытекающие из них ритуалы и обряды, а также открыто заявлять о своей вере, т. е. исповедовать ее («свидетельство­вать о вере») в соответствии с данными убеждениями. <…> Понятие вероисповедания в таком случае может иметь два зна­чения. Во-первых, это религия как система убеждений (догматы и ве­роучение) о сверхприродной реальности, образующая целостную кар­тину мировосприятия, а также связанные с приверженностью этой системе канонические установления и общие нормы поведения. Во-вторых, это конкретное направление той или иной религии (деноми­нация, течение, согласие, толк и т. п.), имеющее уникальное наимено­вание и выступающее как система убеждений и норм поведения, по большинству своих параметров принадлежащая к определенной ре­лигии, но отличающаяся от других родственных направлений важ­ными особенностями вероучения и богослужения.

В современной политико-правовой практике понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» нередко рассматриваются как равнозначные. Об этом свидетельствует и первый нормативный акт, закрепивший и обеспечивший механизм реализации права на свободу совести в новой демократической России,— Закон РСФСР от 25 ок­тября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Закон провозгласил «пра­во каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую рели­гию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства», и, давая определение понятия «свобода вероисповеда­ния», он фактически раскрывал понятие «свобода совести». <…> Свобода совести, частным проявлением которой является религиоз­ная свобода, оценивается в качестве естественного, неотъемлемого и священного права. При этом естественность и неотъемлемость мыс­лятся как черты, присущие человеку от рождения, независимо от воли государственной власти и ее узаконения в правовых документах. Свя­щенность же свободы совести предполагает признание ее одной из высших социальных и нравственных ценностей, обеспечивающих бла­госостояние народов и государств. Именно в таком качестве принципы свободы совести и вероис-поведания зафиксированы в международных правовых актах и в на­циональном законодательстве большинства стран Европы и США. <…>

На базе международно-правовых актов, посвященных правам и свободам человека, сформировался своего рода либеральный стан­дарт свободы совести, который все более утверждается в националь­ном законодательстве стран, считающих себя приверженными демо­кратическим ценностям. С 1990-х гг. положения о свободе совести, соответствующие принятым международным обязательствам в от­ношении прав и свобод человека, сделались неотъемлемой составной частью действующего российского законодательства. Первым подобным документом стал утвержденный еще до распада СССР, уже упоминавшийся Закон РСФСР «О свободе вероиспо­веданий». Сформулированные в нем положения о свободе совести вошли в состав принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, провозгласившей: «Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответ­ствии с ними при условии соблюдения закона».

Данный принцип был развит в принятой два года спустя Кон­ституции Российской Федерации, чья статья 28 утвердила право ми­ровоззренческого выбора, в том числе свободу совести и вероиспове­дания: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспо­ведания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно вы­бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними». Одновременно статья 14, провозглашая Российскую Федерацию светским государством, отмечает, что никакая религия не может ус­танавливаться в качестве государственной и общеобязательной, по­скольку все религиозные объединения отделены от государства и рав­ны перед законом. В ст. 19 декларируется государственная гарантия прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии, а в ст. 29 запрещается возбуждение и пропаганда религи­озной ненависти и вражды. Аналогичные конститу­ционные нормы вошли также в состав Конвенции Содружества неза­висимых государств о правах и основных свободах человека, подпи­санной в мае 1995 г.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объ­единениях» от 24 сентября 1997 г., заменивший собой аналогичный законодательный акт 1990 г., в п. 1 ст. 3 «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» конкретизировал конституционные нор­мы следующим образом: «В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право испо­ведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в со­ответствии с ними». Подобные же права распростра­няются на иностранных граждан и лиц без гражданства, законно на­ходящихся на территории России, о чем говорится в п. 3: «Установ­ление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается». <…>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 616 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.