Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль религии в становлении государства и других социальных институтов




Историческое развитие религиозных представлений и становление первых общественных и государственных институтов у всех древних народов протекали параллельно. Причем на ранних этапах человечес­кой истории разделения жизненных сфер на сакральную и профанную просто не существовало, вследствие чего государство и религия представали как единое и неразделимое целое, а само государство было практически растворено в универсуме древних религиозных сис­тем, будь то египетская, шумерская, ассиро-вавилонская, древне-иудейская или античная (греко-римская). При этом религия в древно­сти выступала в качестве формообразующего фактора по отношению ко всем гражданским и государственным институтам. <…> В классическом труде выдающегося французского историка Н. Д. Фюстель де Куланжа (1830-1889) «Древняя гражданская община», опубликован­ного в 1864 г., мы прочтем, что «сравнение ве­рований и законов показывает, что первобытная религия установила греческую и римскую семью, учредила брак и власть отца, обозначи­ла степени родства и освятила право собственности и наследования. Та же самая религия, расширив и распространив семейную группу, ус­тановила более крупную ассоциацию — общину, где и продолжала вла­ствовать так же, как и в семье. Из нее вытекают все учреждения точ­но так же, как и все частное право древних. От нее гражданская об­щина получила свое руководящее начало, свои нормы, свои обычаи, свое управление». <…> На раннем этапе греческой и римской истории доминировала семейная домашняя религия. Ее божества-родоначальники прини­мали поклонение только от членов данной семьи, причем именно ре­лигия являлась основным семейным началом: античная семья пред­ставала как группа лиц, которые обращаются с молитвой к одним и тем же богам-предкам у семейного алтаря-очага (отсюда греческое по­нятие семьи — то, что находится при очаге). <…> Древнеримская семья составляла довольно многочисленную группу лиц, включая помимо кровных родственников усыновленных, клиентов, домашних рабов. Все члены семьи мужского пола, будучи приобщенными к семейному и родовому культу, получали кроме лич­ного имени еще родовое и семейное (фамильное). Женщины семьи не считались религиозно полноценными, а потому не получали ни личных, ни фамильных имен, сохраняя лишь одно родовое. В част­ности, все женщины семей, восходящих к роду Юлиев, носили имя Юлия. Усыновленные были обязаны взять полное имя усыновителя, к которому лишь впоследствии присоединяли свое личное имя.

Именно из семейной религии берут свое начало такие институты античного частного права, как брак, право частной собственности и неограниченная власть отца, которые затем стали неотъемлемой частью общественного устройства и были на века закреплены древ­ним законодательством.

Брак мыслился как главное и необходимое условие сохранения непрерывности семейного религиозного ритуала: человек, не оставив­ший сына, лишал семейных божеств молитвенных приношений, и се­мейный культ угасал вместе с очагом семьи. Главной задачей челове­ческой жизни становилось продолжение рода ради продолжения куль­та. Безбрачие рассматривалось как грубое нарушение религиозного закона, подлежащее наказанию. Отсюда же проистекает древняя брач­ная мораль, предполагающая нерасторжимость брачных уз и строгий запрет прелюбодеяния. Последнее нарушало порядок рождения, обес­печивавший переход семейного культа от отца к сыну. Сын, рожден­ный вне религиозного брака, не мог наследовать семейный культ.

Религиозную основу имело и первоначальное право земельной собственности, выросшее из права на землю вокруг алтаря-очага и семейной могилы, ограниченной священными межевыми знаками (пространство божества, охраняющего дом). Римские «Законы XII таблиц» говорят о частной земельной собственности как о «поле, ок­ружающем могильный холм».

Право наследования земельной собственности, таким обра­зом, являлось составной частью обязательства по поддержанию на­следственного культа семьи. Вследствие этого отречение от наслед­ства по греческим законам вообще было недопустимо, а в римском праве появилось довольно поздно. На религиозных основаниях строились принципы и характер отцовской власти в семье, вытекавшие из религиозных прав отца как главы семейного культа - господина очага. <…> Римское наименова­ние главы семьи (pater familias) совершенно не было связано с идеей кровного родства, а применялось к человеку, имевшему власть над семьей и имуществом вследствие выполнения определенных обязан­ностей по поддержанию семейной религии. <…> Религиозные начала, сложившиеся внутри семьи, при их рас­ширении определяли характер социальной организации более вы­сокого уровня. Когда божество какой-либо семьи представлялось бо­лее могущественным вследствие ее процветания, другие семьи также стремились приобщиться к этому культу, заключив с данной семьей религиозный союз.

Группа семей, связанных единым культом, составляла первичную гражданскую единицу — фратрию у греков и курию у римлян. Семья, согласившаяся поделиться своим божеством, оставляла за собой право наследственного жречества: именно из ее состава выходили фратриархи и куриалы, власть которых была аналогичной власти отца в семье.

Группа фратрий или курий, объединившись вокруг культа од­ной из них, создавала новый религиозный союз — трибу. Общие ре­лигиозные церемонии — священная трапеза у алтаря курии или фрат­рии, ежегодный праздник в честь божества трибы — устанавливали между членами этих религиозных союзов нерасторжимую связь. Во время войны каждый имел своим соседом в бою того, с кем совершал жертвоприношения на одном алтаре: войско в период ранней антич­ности делилось по семьям, куриям и трибам. В царском Риме по куриям распределялись также голоса на народных собраниях.

Объединение нескольких триб вокруг общего культа составляло собственно гражданскую общину древнего мира — полис, являвший­ся уже государственным образованием. Следовательно, трибы, объе­диняясь для создания гражданской общины, создавали прежде всего общую религию. Это говорит о том, что понятия государства и рели­гии на ранних этапах античной истории были слиты воедино. Всякий политический союз имел своих богов, оберегавших его существование. Само понятие религии в Древнем Риме (от латинского ligare — вязать) означало нерасторжимый союз римской гражданской общины с ее богами-покровителями, который обеспечивался точным выполне­нием предписанных обрядов. Таким образом, древняя гражданская община не была собранием отдельных лиц и групп, связанных родовыми или семейными узами, а выступала как объединение (федерация) религиозных союзов, про­должавших в ней существовать вместе со своими культами, над кото­рыми возвышался общий культ гражданской общины. <…> Религия античной гражданской общины породила понятия оте­чества и патриотизма. Землей отцов (terra patria) называлась земля гражданской общины, освященная покровительством богов отечес­кого культа. Античный гражданин любил свое отечество потому, что почитал его богов-покровителей, ибо вне отечества богов для него не существовало. Следовательно, нападение на отечество означало на­падение на землю богов-покровителей и на религию, а античный пат­риотизм являлся своего рода благочестием древних.

Во время войн противники стремились не только занять терри­торию и овладеть городами друг друга, но прежде всего разрушить гражданскую общину противника путем уничтожения храмов и ис­требления верований. Пока же сохранялся общий культ, несмотря на любые военные поражения, сохранялась и гражданская община. Согласно древнеримской легендарной традиции, после разрушения Трои Эней перенес алтарь ее богов на берега Тибра, в результате чего гражданская община Трои не погибла, а продолжала существовать в гражданской общине Рима.

Вместе с тем при сохранении древних религиозных представлений в полном объеме соединить несколько гражданских общин в одно государство не представлялось возможным. Так, побежденный народ острова Эгина не мог вписаться в единую гражданскую общину завоевавших его Афин, поскольку, обладая разными богами, афиняне и эгиняне не могли иметь ни общих законов, ни общей власти. По­этому формирование обширных государственных образований в ан­тичном мире происходило по мере распространения религиозных культов и представлений общин-победительниц. Федерации греческих полисов имели форму религиозного со­юза с общим святилищем и связанными с ним церемониями — обще­греческими священными музыкальными и спортивными играми в честь греческих богов — олимпийскими, истмийскими, немейскими, пифийскими. Примечательно, что такого рода федеративные со­юзы первоначально почти не имели политического значения и даже не препятствовали своим членам воевать друг с другом (военные действия прекращались лишь на время вышеупомянутых священ­ных игр). Только со временем религиозные союзы превратились в политические и приобрели государственный характер, как это про­изошло с Древним Римом. <…> Одной из наиболее примечательных черт римской политики было как раз введение у себя культов соседних гражданских общин: завоевывая другие народы, Рим одновременно завоевывал и их богов, вступая тем самым с этими народами в религиозный союз. Так созда­валась одна из предпосылок превращения Рима из полиса в мировую державу. Поскольку социальный и религиозный прогресс неизменно дополнял друг друга, античное общество развивалось в той мере, в ка­кой расширялось влияние его религиозных верований. <…>

 

Источник: Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – с.13-23.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1546 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2307 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.