Цель: ознакомиться со стилистическими особенностями однородных членов предложения, вводных и вставных конструкций; дать стилистическую оценку разных способов передачи чужой речи.
Задачи:
- изучить особенности стилистической окраски однородных членов предложения
- дать стилистическую оценку вводных и вставных конструкций
- изучить стилистические особенности косвенной, несобственно- прямой речи
- рассмотреть основные типы ошибок при употреблении однородных членов предложения
Ключевые понятия: однородные члены предложения, вводные слова и словосочетания, вставные конструкции, прямая и косвенная речь, варианты косвенной речи, несобственно-прямая речь, цитата.
Вопросы для обсуждения
- Стилистическая оценка однородных членов предложения.
- Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций.
- Стилистическая оценка способов передачи чужой речи.
Методические указания
При стилистическом изучении однородных членов предложения следует обратить внимание на их функционирование в книжных стилях (как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов); большие экспрессивные возможности (использование синонимов в усилительной функции, сопоставление антонимов в антитезе). При употреблении однородных глаголов-сказуемых создаются динамические картины в художественном стиле. Употребление однородных членов предложения влияет и на интонационный рисунок фразы. Распространённые ошибки при употреблении однородных членов предложения: «утяжеление конструкции», неуместный комизм при употреблении слов разного семантического плана, ошибки в управлении.
При изучении вводных и вставных конструкций необходимо отметить, что употребление их в речи требует стилистического комментария, поскольку они, выражая те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи.
Использование чужой речи усиливает документальность публицистики и оживляет художественное повествование. Особенно интересны в этом плане несобственно-прямая речь, (которая даёт возможность писателю, публицисту освещать одно и то же явление с разных точек зрения – и объективно – с авторской позиции –и субъективно – через восприятие героя) и открытая, или свободная, прямая речь (она допускает более свободную передачу чужих высказываний: их обобщение, сокращение).
Литература
1.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 1999. – С. 394 - 408.
2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – С.150 – 158
Дополнительная литература
1.Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 226 – 229.
Упражнения
Упражнение 133.Определите, с чем связаны ошибки в предложениях из сочинений школьников.
1. Дядя Онегина всю жизнь выглядывал в окно и ловил мух. 2. В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами. 3. Грушницкий вылез из солдатской шинели и потерял к себе всякий интерес. 4. Отелло расвирипело и задушило Дездемону. 5. Герасим бросил Татьяну и связался с Муму. 6. На лугу паслись коровы и овцы вперемежку с пастухами.
Упражнение 134. В приведённом отрывке выделите однородные члены предложения, фразеологические обороты официально-делового и научного характера. Определите, какую эмоционально-экспрессивную окраску и почему приобретают они в данном тексте и какую стилистическую функцию выполняют.
Очень трудно покорить сердце женщины. А ведь чего только не делаешь для выполнения этой программы! Уж и за руку берешь, и грудным голосом говоришь, и глаз не сводишь. И ничего не помогает. Ну, не любят тебя, не верят! И опять всё надо начинать сначала. Честное слово, каторжный труд при звёздах и при луне…
Из Москвы в Одессу приехал отдыхать молодой доктор. Когда у него впервые в жизни оказались две свободные недели, он внезапно заметил, что мир красив и что население тоже красиво, особенно его женская половина. И он почувствовал, что если сейчас же не примет решительных мер, то уже никогда в жизни не будет счастлив…
Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно пересечённой местности на берегу моря. Он изо всех сил старался понравиться. Конечно, говорил грудным и страстным голосом, конечно, нёс всякий вздор, даже врал, что он челюскинец и лучший друг Отто Юльевича Шмидта. Он предложил руку, комнату в Москве, сердце, отдельную кухню и паровое отопление. Девушка подумала и согласилась. (И.Ильф, Е.Петров).