В структуре предложения возможно распространение не только отдельного слова, но и целого сочетания слов как единого комплекса. Укажем следующие случаи такого типа распространения:
1. Распространение словосочетания как единого целого: новая настольная лампа; длинный товарный поезд; красные и желтые осенние листья.
2. Распространение оборота (причастного, деепричастного) как единого целого: Я, уже с неделю не встречая его в парке, решил позвонить домой; Все запомнили этот спектакль, бывший лучшим в нашем репертуаре почти двадцать лет.
3. Распространение предикативной основы (нераспространенной или распространенной) как единого целого: Под осень старик заскучал; С неделю я уже не встречаю его в парке; Почти двадцать лет этот спектакль— лучший в нашем репертуаре. По всему лесу растут грибы. <…>
Спецификой детерминантной связи является то, что формальная сторона связи уже, чем смысловая: детерминантами распространитель формально связывается с одним словом, а по смыслу поясняет целое предложение или оборот. Формально эта связь факультативна, структурно необязательна, т. е. ее наличие не вызывается ни семантической, ни грамматической недостаточностью какого-либо слова. Характер значения членов предложения, выступающих в функции детерминантного распространителя, может быть показателем их связи с одним словом. Так, обстоятельственные и объектные значения, наиболее регулярные у детерминантных распространителей глагольных сочетаний слов, являются показателями их связи именно с глаголом, так как в современном русском языке все глаголы предполагают возможность или обязательность обстоятельственных распространителей, которые называются стандартными приглагольными позициями, то же следует сказать и об объектных позициях. Формально детерминанты связаны с глагольной формой (или ее эквивалентами) обычной связью слабого управления или (для наречных форм) связью примыкания в их традиционном понимании.
Функция распространителя всего сочетания слов в целом, естественно, противопоставляет этот распространитель и остальную часть, что находит отражение в общем расположении слов и местоположении детерминанта, но формально-грамматические связи при этом не разрушаются, и слова продолжают быть последовательно связаны подчинительной связью. Формально слово не может быть связано со «всем предложением» или «со всем сочетанием», оно прикрепляется к определенной конкретной словоформе, соотнося свою форму с формой главного для себя слова, как это ярко проявляется в случае с неоднородными согласованными определениями. Сравним сочетания находиться в лесу и кричать в лесу. В сочетании кричать в лесу словоформа в лесу не дополняет лексической семантики глагола в качестве определенного конкретизатора, как в сочетании находиться в лесу, но это не значит, что данная словоформа вообще не связана с глаголом и не имеет к нему отношения. Вполне возможны такие предложения, как Кричать в лесу бесполезно и В лесу кричать бесполезно, где в первом предложении в лесу — распространитель одного слова, а во втором — всего предикативного сочетания, формально же связь остается одной и той же.
Если понятие «детерминантный распространитель» толковать как распространитель любого целостного сочетания слов, т. е. не ограничивать это понятие только распространителем предложения, то в сферу детерминантных распространителей, а следовательно, и детерминантных связей следует включить все случаи, когда имеет место распространение сочетания слов и предложений как единого комплекса. Словом, явление детерминантных связей отражает особый способ распространения синтаксических построений и противопоставляет распространение комплекса слов распространению отдельного слова (правда, распространитель отдельного слова пока еще не имеет специального термина). Как уже было сказано, сущность детерми-нантной связи состоит в том, что формально распространитель связан с определенным словом (словоформой) связью согласования, управления или примыкания, в смысловом же отношении он поясняет целый комплекс слов.
СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ
Наиболее общими способами выражения синтаксических отношений в сфере подчинения являются согласование, управление и примыкание.
Выделение этих трех типов связи слов в их традиционном понимании основано на различии способов введения зависимого слова в текст. Каждый из этих способов отражает определенное соотношение грамматических категорий соединяющихся слов и обусловлен характером словоизменения зависимого слова, являющегося выразителем данной связи. Действительно, при подчинительной связи именно зависимое слово своей формой указывает на зависимость от главного слова и выражает эту зависимость. Так, при сочетании двух слов беру книгу, синего цветка, говорить громко формально подчинительная зависимость выражается только одним из этих слов, а именно — зависимым. Форма слов книгу, синего, громко сама по себе такова, что указывает на зависимый характер данных словоформ в названных словосочетаниях, на их подчиненное положение. Но в то же время лексико-грамматические свойства главного слова тоже указывают на связь этого слова с зависимым. Так, если предложить подобрать к словам беру, говорить, цветок зависимые слова из группы синего, книгу, громко, то каждый безошибочно найдет эти слова <…>
СОГЛАСОВАНИЕ