Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 12. Философия культуры и религии




Семинар 12.1: Философия культуры

Цель занятия:

осмысление понятия культуры, знакомство с основными парадигмами философии культуры.

План

1. Культура как предмет философского осмысления: основные подходы.

2. Многоуровневость и полифункциональность культуры.

3. Культура и цивилизация. Проблемы межкультурной коммуникации.

4. Культура и религия.

Темы докладов

Место и роль философии культуры в социогуманитарном знании.

Понятие культуры: многообразие определений и подходов.

Функции культуры.

Культурные универсалии.

Массовая и элитарная культуры.

Культура и цивилизация.

Диалог культур. Мультикультурализм и глобализация.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «культура» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций культуры и вариантов их типологии с позиций различных подходов: светско-этимологический (культура как «возделывание» и др.), религиозно-этимологический (почитание (культ) Бога, света, святынь; утверждение жизни и отрицание смерти), аксиологический (система ценностей, иерархия человеческих идеалов и смыслов), нормативно-ценностный (совокупность всех социальных норм, принципов, образцов, универсальный регулятор и критерий общественной жизни), предметно-ценностный (совокупность ценностей как продуктов человеческого труда, сокровищница результатов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития), деятельностный (способ, механизм, технология человеческой деятельности; специфически человеческий способ бытия), функциональный (сфера осуществления значимых для человека и общества функций; процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей), семиотический (совокупность специфических знаков и знаковых систем), стадиальный (уровень развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности людей), гуманистический (мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего), антропологический (искусственная среда обитания человека, мир вещей, носящих отпечаток человеческой деятельности), коммуникативный (сфера и способ человеческого общения), реалистский (особая объективная надындивидуальная реальность, первичная по отношению к человеку), номиналистский (реальность субъективного характера, производная от человека), личностно-атрибутивный (свойство человека в сфере социального поведения – например, воспитанность, образованность и т.п.), фактологический (совокупность событий – фактов и факторов), социологический (особый социальный институт (совокупность институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности), психоаналитический (система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов), археологический (комплекс памятников старины, материальных свидетельств жизни того или иного конкретного общества), этнографический (специфическое единство этноса) и др.

По второму вопросу. Дайте сравнительную характеристику основным историческим этапам в развитии представлений о культуре. Проанализируйте важнейшие функции культуры: гуманистическую или человекотворческую (культура служит способом, средством и результатом человеческой самореализации – иногда выделяют особо генеративную функциюкультуры как средства, обеспечивающего технологиями, нормами, ценностями, критериями оценки креативную деятельность человека, производство и воспроизводство культурных объектов), коммуникативно-трансляционную (культура обеспечивает – посредством языковых и знаковых средств, технологий, норм – связь и передачу соответствующего («культурного») опыта; служит «социальной памятью» общества, так называемым «культурным наследием»), семиотическую (культура предполагает создание знаков и знаковых систем и пользование ими), ценностно-регулятивную (культура обеспечивает регуляцию социального взаимодействия путем его организации, нормирования, выделения ценностей, определения критериев, условий и возможностей оценочной деятельности), социально-организующую (культура является главным средством обеспечения существования и воспроизводства социума, его внутренней дифференциации, социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества), гносеологическую (культура является средством обеспечения познавательной деятельности, получения и упорядочения информации), компенсаторную (культуру можно рассматривать как средство обеспечения деятельности человека по восстановлению энергетических затрат), игровую (культуры выступает в качестве средства обеспечения игровой деятельности людей как особого опосредованного целедостижения). Охарактеризуйте проблему многоуровневости культуры, определите ее основные понятия (срединная культура; маргинальные культуры; субкультуры; контркультуры; материальная и духовная культуры; мировая и локальная культуры; высокая и народная культуры; элитарная и массовая культуры).

По третьему вопросу. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, охарактеризуйте проблему соотношения понятий «культура» и «цивилизация» с позиций различных подходов (культура и цивилизация как синонимы; как антиподы; как различные, но взаимосвязанные феномены). Приведите примеры различных подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны, П.А. Сорокин, А.С. Ахиезер). Вновь обратившись к изученным на предыдущем занятии материалам, дайте сравнительную характеристику культурных и цивилизационных особенностей России, Запада и Востока. Затем выделите и охарактеризуйте различные цивилизации внутри общего понятия «Восток», особое внимание уделите сравнительному анализу культурных оснований китайско-конфуцианской, индо-буддийской и арабо-исламской цивилизаций.

Определите понятие межкультурной коммуникации. Какие проблемы современного человечества связаны с взаимодействием различных культур и цивилизаций? Дайте определение межкультурного конфликта и диалога культур (цивилизаций). В чем смысл культурной и цивилизационной экспансии? В чем заключается проблема идентичности культуры и самоидентификации человека в культуре (цивилизации)?

По четвертому вопросу. Раскройте место и роль религии в генезисе и развитии культуры. Охарактеризуйте культуру и религию как нетождественные, но взаимосвязанные феномены. Проанализируйте религию как ценностный фундамент культуры: приведите примеры, как влияет та или иная религия на культурные ценности, идеалы, нормы, принципы, установки, особенности менталитета, «коллективное бессознательное» («архетипы»), «национальный характер», «душу культуры». Проследите соотношение светской и религиозной культуры в современном обществе и на различных этапах истории человечества и отдельных цивилизаций Сравните светские и религиозные подходы к философскому исследованию культуры. Обратите внимание, что существует две крайности в решении проблемы соотношения религии и культуры. С религиозной точки зрения, именно религия и есть безусловная основа культуры (общечеловеческой или любой локальной). Так, Дж. Фрезер выразил эту точку зрения со всей полнотой: «Вся культура – из храма». С позиции же атеистической (например, у «просветителей» Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри (XVIII в.) или у Фейербаха (XIX в.)) религия и культура – явления, противостоящие друг другу; религию следует исключить из понятия «культура». Определите, какая точка зрения Вам ближе, и почему (приведите аргументы «за» и «против»). Какую роль играют религия и атеизм в современной культуре человека и человечества? Проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из истории и современности России и других крупнейших цивилизаций мира.

 

Семинар 12.2: Философия религии

Цель занятия:

философское осмысление феномена религии, знакомство с основными философскими подходами к религии.

План

1. Понятие религии: основные подходы.

2. Язычество и монотеизм.

3. Религия и философия. Религиозная философия и философия религии.

3. Основные проблемы и парадигмы философии религии.

Темы докладов

Проблема «доказательства» и «опровержения» бытия Бога.

Проблема соотношения веры и знания.

Бог и Сатана в культуре и философской мысли. Проблема теодицеи.

Религия, миф, искусство, философия и наука: общее и особенное.

Религия и этика. Базовые ценности мировых религий.

Религия в традиционном и современном обществе.

Религиозные конфликты и межконфессиональный диалог.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «религия». Приведите примеры дефиниций религии и вариантов их типологии с позиций различных подходов к изучению религии и к оценке ее места и роли в духовной и социальной практике. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, по аналогии с различными вариантами интерпретации термина «культура», охарактеризуйте понятие и функции религии. Рассмотрите ее как специфическую форму сознания и мировоззрения, основанных на вере; как особую сферу и способ коммуникации людей и трансляции их духовного опыта; как особую систему ценностей, норм, идеалов и смыслов духовного порядка; как универсальный социальный регулятор; как совокупность специфических социальных институтов и процедур; как способ социализации личности, критерий и средство социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества; как особую систему знаков и символов; как специфически человеческий способ бытия и технологию человеческой самореализации; как стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего; как систему требований и ограничений, обуздывающих животные инстинкты, конструктивно оформляющих коллективное бессознательное (архетипы) и сублимирующих биологическую энергию в творчество; как способ преодоления бессмысленной суеты материального мира, отвлечения от его относительных ценностей и попытку достижения подлинного бытия и абсолютной истины, установления связи с высшим, «надмирным» началом и т.д. Особое внимание уделите определению религии как особой формы общественного сознания и специфического типа (одного из основных исторических типов) мировоззрения. В таком контексте сопоставьте понятия и феномены религии, мифа, философии, науки, искусства, морали, права.

По второму вопросу. Проанализируйте, какую роль сыграла мифология и религия в культурогенезе. Охарактеризуйте архаические духовные практики (анимизм, фетишизм, тотемизм, магию). Освежите свои знания по истории древних политеистических религий (Востока, Греции, Рима, Руси...) и основных вех на пути человечества к Единобожию (реформа Аменхотепа IV – Эхнатона, проповедь Заратустры, откровения иудейских пророков). Сравните иудаизм как исторически первую форму монотеизма и христианство и ислам как мировыемонотеистические религии. Дайте общую сравнительную характеристику язычества и монотеизма по различным критериям (отношение к Богу (богам), к природе и истории, к судьбе и свободе, к личности, к ценностям, к времени...).

По третьему вопросу. Учитывая полисемантичность (многозначность) понятия «религия» и многообразие ее проявлений в социальной жизни, определите те аспекты религии и проявлений религиозности, в которых они могут рассматриваться в качестве предмета именно философского исследования. Дайте сравнительную характеристику религии и философии как форм общественного сознания, способов познания, видов знания, технологий целеполагания и ценностного обоснования, типов мировоззрения. Выделите общее для религии и философии и сформулируйте их принципиальные отличия друг от друга. По такой же схеме проанализируйте понятия «религиозная философия» и «философия религии», приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их существенные различия.

По четвертому вопросу. Дайте характеристику основных философских концепций религии (ее возникновения и предназначения). Проанализируйте соотношение понятий: «религия», «вера», «богословие», «церковь», «конфессия», «секта», «ересь», «ортодоксия», «догма», «обряд». Охарактеризуйте проблему «доказательства» и «опровержения» бытия Бога, проблему соотношения веры и знания, проблему Бога и Сатаны в культуре и философской мысли, проблему теодицеи (проблему «оправдания» Бога, допускающего, несмотря на свое всемогущество, существование зла в сотворенном Им же мире). Сравните различные альтернативы понимания Бога (теизм, деизм, пантеизм, панентеизм, атеизм, монотеизм, политеизм, антропоморфизм). Рассмотрите проблему типологии и классификации религий. Приведите примеры племенных, этнических, национальных, государственных, мировых религий. Сопоставьте базовые ценности мировых религий. Проанализируйте место и роль критики и апологии религии. Охарактеризуйте проблему религиозной компетентности сотрудника полиции в контексте поликонфессиональности РФ и значение философии религии в подготовке сотрудников ОВД.

 

Тема 13. Аксиология





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1131 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2357 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.