Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 16. Философские проблемы права и правоохранительной деятельности




Семинар 16.1. Философия о сущности права

Цель занятия:

осмысление философских основ права, правового знания и правоохранительной деятельности, формирование навыков привлечения философского инструментария к анализу проблем профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

План

1. Право как предмет философского анализа. Основные этапы развития философии права.

2. Методологические принципы и функции философии права.

3. Философия о сущности права. Основные типы правопонимания.

4. Право как феномен культуры.

Темы докладов

Право и справедливость.

Философское обоснование права.

Философия права и юридическая наука.

Функции философии права.

Методы философии права.

Исторические корни права.

Религиозные корни права.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Сопоставьте юридический и философский подходы к пониманию сути права и природы правосознания. Охарактеризуйте право как форму духовной жизни общества и духовности человека. Все многообразие дискурсивных практик, направленных на изучение права, можно объединить общим названием «правоведение», которое состоит из трех относительно самостоятельных разделов: юриспруденции, фундаментом которой является теория права; философии права; социально-гуманитарных наук, изучающих социальные и гуманитарные аспекты бытия права. Сюда входят: социология права, психология права, антропология права, политология права. Каждый из разделов имеет свою специфику в изучении права, а в своем единстве они образуют «правоведение», обеспечивающее цельное знание о праве. В соответствии со своим предназначением философия права должна ответить на вопрос: «Насколько существующее право является легитимным с точки зрения принципов, идей и ценностей, составляющих онтологию человеческого бытия?» Ответ на этот вопрос и означает философское обоснование права. Таким образом, основная функция философии права – легитимирующая. Она проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как «пригодные» для достойного человеческого существования, или как «непригодные», соотнося их с принципами, идеями и ценностями человеческого существования. Существуют различные способы философского обоснования права, но их разнообразие можно свести к трем основополагающим типам: классическому рационально-метафизическому, эмпирико-позитивистскому и постмодернистскому (мультикультуралистскому). Охарактеризуйте каждый из указанных видов обоснования права.

По второму вопросу. Охарактеризуйте место философии права в системе философских и юридических наук, специфику философских методов познания природы права. Главным из них является метод критической рефлексии, отличающий философское мышление и познание. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании. Размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления. Именно поэтому философское знание представляет единство онтологического и гносеологического аспектов. Большое значение имеет мировоззренческая функция, присущая философии права. Она проявляется в том, что философия права способствует формированию правового сознания и правовой культуры, без которых невозможно создание правового социального пространства. Методологическая роль философии права вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права. Познавательная функция свойственна философии права не в меньшей степени, чем науке, несмотря на то, что философия использует уже имеющиеся формы знания и опыта для того, чтобы критически их переосмыслить. Поэтому философское знание качественно иное, чем любое другое.

По третьему вопросу. Охарактеризуйте идеальную сущность права как формы духовной жизни общества и духовности человека, как нормативной формы выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Обратите внимание на то, что для науки право – это в первую очередь жесткая нормативная система, воплощенная в законе, право представляется универсальным механизмом, обеспечивающим реализацию установленного государством нормативного порядка. Главное достоинство права наука видит в его объективности. Для философии сущность права заключается в его значении для свободного существования и развития человека. При определении сущности права философия исходит из того, что право как реальный жизненный феномен уже получило определенное теоретическое осмысление. Задача философии состоит в том, чтобы осуществить легитимацию права в перспективе бытия человека и переформулировать имеющееся понятие права в философское. Выясните, что можно отнести к общим характеристикам права «как такового» и что – к особенностям отдельных правовых систем. В связи с этим возникает необходимость выразить проблему в категориях абстрактного и конкретного, внутренней формы и содержания. На этой основе становится ясным принципиальное различие философского и юридического взгляда на феномен права, а также приоритет первого перед вторым в подходе к познанию правовой реальности.

По четвертому вопросу. Обозначьте различия юридического и философского понимания роли социально-экономических отношений в функционировании права. Что в материальных общественных отношениях является преимущественным интересом права? Центральным пунктом является анализ понятия собственности в его юридической, политэкономической и философской интерпретации. Каковы условия образования отношений собственности и неизбежные следствия их существования? Исходя из понимания социально-экономических отношений как объективных, складывающихся независимо от воли и сознания людей, выясните, каким образом возможно регулировать эти отношения с правовой точки зрения. Почему именно эти материальные отношения лучше всего поддаются правовому воздействию? Может ли право ограничиться сферой материальных отношений? Необходимо найти ответы на вопросы: каков общий источник морали и права; можно ли охарактеризовать связь морали и права как связь формы и содержания; в чем мораль и право принципиально противоположны; каковы факторы, сообщающие морали и праву в отдельных историко-культурных контекстах внутреннее единство или усугубляющие различие между ними; какие стороны общественной нравственности являются условиями развертывания содержания правовой жизни; можно ли указать примеры осуществления этой идейной установки; почему вне нравственной ориентировки право теряет свою эффективность; где границы целесообразности такой ориентировки; в чем различие западной и российской модели связи морали и права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.