Фрейд
Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд (1856 — 1939 гг.) — австрийский невропатолог, психолог, психиатр, психопатолог, основоположник психоанализа и фрейдизма. Автор работ: " Исследования об истерии " (совместно с Брёйером), " Тотем и табу ", " По ту сторону принципа удовольствия ", " Психология масс и анализ человеческого Я ", " Я и Оно ", " Клинические случаи ", " Будущее одной иллюзии ", " Беспокойство в культуре ", " Моисей и монотеизм ", " Психопатология обыденной жизни ", " Основные психологические теории в психоанализе ", " Очерки по психологии сексуальности ", " Остроумие и его отношение к бессознательному ", др.
Осмысливая результаты клинических экспериментов, Фрейд приходит к выводу о скрытом источнике душевных травм, от гнета которого следует освободить больного, чтобы вернуть его к действительности. Так появляется теория психоанализа. Фрейд разрабатывает технику " свободных ассоциаций ", вытекающую из теории " вытеснения " из памяти событий, которые мучительны для человека. Эту технику он называет также демонтажам психических элементов. Согласно Фрейду, когда сознательное Я блокирует импульс, не давая ему выхода вовне, импульс вытесняется в сферу подсознательного. Разгрузка импульсов, посланных по "ложному" пути, стала целью гипнотической практики.
Фрейд приходит к мысли о том, что именно бессознательное (сфера, где рождаются неврозы) является сущностной реальностью психического. Тем самым он переворачивает устоявшееся представление об идентичности сознательного и психического. Реальность бессознательного стоит, утверждает Фрейд, за нашими "свободными" фантазиями. Она-то и вычеркивает из нашей памяти имена, лица, события. Фрейд проводит специальное исследование многочисленных ошибок, ассоциаций, каламбуров, никогда прежде не интересовавших серьезных ученых, истоки которых, по его мнению, скрыты в бессознательном. Он приходит к выводу о том, что сон — это замаскированная реализация вытесненного желания. На вопрос — как стать психоаналитиком? — ответил: через истолкование собственных снов.
В жизни индивида, утверждает Фрейд, ничто не проходит бесследно: пласты человеческой психики проваливаются вглубь, но не исчезают. Психика человека стратифицирована: на ее дно опущены отвергнутые сознанием импульсы, шевеление которых провоцирует невротические ситуации. Причину того, что некоторые желания и воспоминания сознание принимает как "свои", а другие вытесняет как "чужие", Фрейд видит в несовместимости этических ценностей и требований сознающего себя как разумного индивида с бессознательными побуждениями, вследствие чего последние подавляются, находясь под неусыпным контролем.
Фрейд выделяет некую изначальную фундаментальную психическую энергию — либидо (сексуальным инстинкт). От вечной непогоды в сексуальном мире, утверждает Фрейд, пациент хочет укрыться тяжелой шинелью фальши и лжи.
Психический аппарат, согласно Фрейду, состоит из: 1) Оно, или аморального эгоистического начала, 2) Я (Эго), стоящего над Оно, и 3) сверх-Я (супер-эго). Сверх-Я возникает как интериоризация любых идеальных моделей, начиная с авторитета родителей и т.д. На Эго давят, с одной стороны, инстинктивные силы Оно, с другой — силы сверх-Я. Если снятие напряжения, переплавка инстинктов в приемлемые формы культуры (сублимация) не удается, то неизбежно наступают невротические эксцессы.
Фрейд приходит к необходимости различения инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса). Именно Эрос выражает волю к жизни, любви, конструктивные силы в человеке вообще.
Фрейд инициирует поворот в европейской интеллектуальной традиции, во многом преодолевающий представления о человеке Декарта, в которых элиминировались феноменологические подходы к бессознательному.
Фрейд распространил принципы психоанализа на сферы общечеловеческой культуры, а также на ранние формы религиозных верований. Он, в частности, пишет: "подлинное... наслаждение художественным произведением проистекает из того, что благодаря ему наша душа освобождается от известного напряжения". Религию Фрейд понимает как навязчивый невроз. Он говорит, что не либидо, не воля или человеческие желания сами но себе выступают предметами творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами.
Адлер
Альфред Адлер (1870 — 1937 гг.) — австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Автор работ: " Нервный темперамент ", " Познание человека ", " Практика и теория индивидуальной психологии ", др.
В противоположность своему учителю — Фрейду, Адлер рассматривает деятельность человека не с точки зрения прошлого, а с точки зрения будущего, грядущего. Именно в попытках покончить с комплексом неполноценности, согласно Адлеру, формируются " компенсаторные " механизмы. Так, например, у него сон рассматривается как процесс создания жизненного проекта, реализующего "волю к власти". Адлер считает, что когда чувство неполноценности достигает опасной отметки, невроз неминуем, что выражается в гипертрофированном самокопании и требовании к себе внимания со стороны других.
Юнг
Карл Густав Юнг (1875 — 1961 гг.) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Основные сочинения: " О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов ", " Об энергетике души ", " Проблемы души в наше время ", " Действительность души ", " Психология и религия ", " О психологии бессознательного ", " Психология и алхимия ", " Психология и воспитание ", " Символика духа ", " Символы трансформации ", " О корнях сознания ", " Современный миф ", " Подход к бессознательному " и др.
Юнг считает, что сновидения — не актуализация прошлого опыта, а непосредственное изоморфное продолжение области бессознательного. Он отвергает сексуальную интерпретацию либидо Фрейда. Предложил концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное, открытое Фрейдом, выступает всего лишь частью гораздо более обширного " коллективного бессознательного " (общей памяти человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души). Он формулирует идею архетипов — общечеловеческих первообразов, выступающих содержанием коллективного бессознательного. Архетипы характеризуются мифологическим характером. Термин "архетип" Юнг берет у Святого Августина, обозначая им "определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре".
Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами как наследуемыми факторами. Юнг также допускает существование "группового" и даже "расового" бессознательного.
Бытие психического Юнг реконструировал как динамическое единство ряда разнокачественных систем: Я (Эго), Маска (Персона), Тень, Образ души. Последнее — образ души — это связка между Я и бессознательным. Юнг добавлял к этому еще лично-бессознательное, с его комплексами, и коллективное бессознательное, с его архетипами. Все эти формы превращаются в цельность Самостью, интеграция которой с Эго является предельной целью совершенствования личности (индивидуации). Маска — это "социальная кожа" Я. Маска способна подчинить себе Я и привести его к нарастающей деградации. Тень — это темная компонента личности (" ветхий человек "), это персонифицированное зло личности, основа Я, которая может и должна быть раскрыта и тем самым устранена.
Юнг предлагает типологию характеров, согласно доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертный и интравертный типы).
Проведя многочисленные исследования культуры, Юнг, в частности, приходит к выводу о том, что поскольку "восточная мудрость" не знала принципа причинности, постольку она не создала науку. Он много занимался осмыслением медитативного индивидуального опыта, что может помочь в объяснении механизмов предсказаний и действий оракулов, астрологов и парапсихологов.
Принадлежа к протестантской церкви, Юнг, тем не менее,полагал, что любой бог — только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном. Когда мы перестаем верить, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу.
В качестве основного содержания психической жизни человека Юнг принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций.
Наше " Я ", по Юнгу, не является подлинным центром психики. Необходима "амплификация" — расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти психические процессы, ведущие, в том числе к преодолению невротических симптомов, Юнг обозначил понятием " индивидуации ".
Человечество, считает Юнг, психологически пребывает на стадии детства. У людей пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Развитиекультуры — это болезненный процесс. Разрыв между природой и культурой порождает универсальный человеческий невроз, осложняемый прогрессом культуры и деградацией окружающей среды. По мнению Юнга, индустриальная революция еще больше отдалила человека от его бессознательного и природы. Это ведет к росту коллективных иррациональных сил, обезличиванию и атомизации людей. Появляется массовый человек, с его трудноопределимым стремлением к катастрофе. Необходим ускоренный рост демократии и гуманистическое изменение жизненных ориентации индивидов.