Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители структурализма о познании




 

Леви-Стросс

Клод Леви-Стросс (р. 1908 г.) — французский этнограф, социолог, представитель структурализма. Автор работ: " Структурная антропо­логия ", " Элементарные структуры родства ", " Печальные тропинки ", " Мифологика " (в 4т.: т.1 — " Твердое и мягкое ", т.2 — " От меда к пеплу ", т.З. — " Происхождение хороших застольных манер ", т.4 — " Обнаженный человек "), др.

Основным направлением исследований Леви-Стросса стали неосознаваемые структуры. Он исследует системы родства, которые формируются на дорефлексивной стадии раз­вития мышления. Пытается выявить скрытое основание, направляю­щее и структурирующее хаотические по видимости человеческие феноме­ны. Взятые вместе матримониальные правила и системы родства, по его мнению, можно трактовать как вид языка и совокупность операций, га­рантирующих определенный тип коммуникации внутри группы. Так, инва­риантный всем группам запрет инцеста Леви-Стросс рассматривает как следствие неосознанных структур. Он утверждает, что без запрета инцеста не произошло бы выхода за пределы биологической организации.

Структурные формы родства первобытных людей для Леви-Стросса представляют собой разнообразные продукты общего врожденного психического оснащения человечества. Они — инвариантные формы " человеческого духа ". Поэтому, не люди, а бессознательные структуры, по сути, правят в истории. Декларируемые цели — всего лишь видимость. Сомнительны инновационные процессы в истории. Леви-Стросс и после­дующие антропологи-структуралисты пытаются освоить изначальные правила "человеческого духа", структурируя не только социальные конфигурации, но и ментальные продукты.

Глубокие " психологические " формы, элементарные структуры мышления Леви-Стросс исследует, анализируя "дикое" мышление и мифы. Он не согласен с теми, кто делает акцент на эмоциональном элементе "примитивного" менталитета: первобытное мышление не менее логично, чем мышление цивильного человека. Это подтверждается, тотемическими классификациями и рациональной каталогизацией природных явлений первобытными людьми. Строгую логику Леви-Стросс выявляет в самих древних мифах. Выяснив синтаксическую организацию мифов и разделив ее элементы на конъюнктивные и оппозитивные бинарные группы (герой—жертва, друг—враг, отец—мать, жесткое—ягкое), он группирует мифы, принадлежащие разным обществам и культурам, не по содержанию, а согласно выявленной им системе аксиом и постулатов. Эти аксиомы и постулаты, говорит Леви-Стросс, составляют: "лучший из возможных кодексов, дающий смысл бессознательному, внутренне присущему духу, обществам и культурам, выбранным из тех, что наиболее отдалены друг от друга".

Логика мифов "имманентна самой мифологии, а мифи­ческие схемы дают представление об абсолютных объектах". Леви-Стросс стремился показать: "не то, что люди думают о ми­фах, а то, как мифы думают о людях без их ведома... И, может быть, еще важнее отодвинуться от всего субъективного, чтобы понять, что мифы, в определенном смысле, обмениваются мыслями между собой".

Стросс уверен, что человеческий дух детерминирован мифическими структурами.

Лакан

Жак Лакан (1901 — 1981 гг.) — французский теоретик и практик структурного психоанализа, основатель " парижской школы фрейдизма ". Автор работ: " Вхождение в трансфер ", " Функция и поле речи и языка в психоанализе " (программная статья), ряд др.

Лакан исследует бессознательное, которое, по его мнению, "гово­рит"; существуют "говорящие" болезни. Бессозна­тельное "говорит" тем больше, чем больше оно страдает. Такой "разговор" бессознательного Лакан обнаруживает во всем: "в этом моем теле, истерическом ядре невроза; в истерическом симптоме проступает структура языка... Она — в архивных документах, в детских воспоминаниях, невесть откуда взявшихся; в семантической эволюции, что соответствует словарному запасу и значениям, моему стилю и мо­ему характеру; в традиции и даже в легендах...".

Лакан считает, что задача анализа не в том, чтобы восстановить связь субъекта с реальностью, а в том, скорее, чтобы научить субъекта понять истину бессознательного. Бессознательное говорит, но его дис­курс не поддается дешифровке, ибо это " дискурс Другого ". Лакан пишет: "Мы учим, вслед за Фрейдом, что Другой — вместилище памяти, открытое под именем бессознательного". "Сезам бессознательного заключается в обладании словесным эффектом, в том, чтобы быть языковой структурой". Лакан высоко оценивает роль лингвистики: "к ее роли на вершине современной антропологии нельзя оставаться равнодушным". Даже Фрейд, напоминает Лакан, не зная лингвистики, фактически, поступал как линг­вист, особенно при анализе снов. Сам Лакан механизм сна и вообще т.н. онирические (сюрреальные) продукты связывал с иероглифическим письмом. По Лакану, сначала было Слово, а не Действие. Закон человека — это закон языка как означающего, к которому человек постоянно прибегает,

Означающее (язык) плетет вокруг человека тончайшую сеть с самого его рождения. Невротический симптом, при этом мыслится Лаканом как результат ситуации, когда означающее выталкивает из сознания субъекта означаемое. Он пишет: "Я мыслю там, где меня нет, и я там, где уже не мыслю". Психоанализ учит субъ­екта узнавать белые листы своей истории. Истина собственной истории ускользает от нас: Я и Оно разорваны. Только находя истину в бессо­знательном дискурсе, субъект способен "восстановить свою экзистенцию в историческим пространстве. Если психоаналитик и ведет куда-то, то к дешифровке, предполагая наличие логики в бессознательном".

Лакан при помощи образа (аналогии) зеркала показывает, что формирующийся субъект — не непосредственный продукт ощущения, а событие, требующее опосредования образом тела. Зеркальная стадия формирования субъекта делится на три этапа: 1) сначала ребенок воспринимает зеркало как нечто реальное, что он и пытается понять, 2) затем ребенок принимает зеркало как что-то нереальное, 3) наконец, признает зеркальный образ как собственное отражение. Все это происходит между шестым и восемнадцатым месяцами жизни ребенка.

О воображаемом мало что можно сказать до того, пока оно не включено в символическую цепочку. Воображаемое прихо­дит раньше, но первично все же символическое: именно в языковых символах, утверждает Лакан, совершается гуманизация или дегуманиза­ция человеческой жизни. Человеку кажется, что символический порядок создан им, но, “плененный символами, он рождается вторично”.

Лакан анализируя нужду (потребность) и приходит к выводу о том, что, раз войдя в сети языковых символов, мы не имеем потребности в чистом виде, ибо она уже в смеси с запросом и желанием. Запрос — это обращение к Другому, которое часто маскируется под нужду, подменяющую “требование любви”.

О религии и отношении к ней психоанализа Лакан пишет: "Стабиль­ность религии проистекает из факта, что смысл всегда религиозен... Религия придумана, чтобы лечить людей, точнее, она выдумана из не­способности понять, что же в жизни не так". "Смысл" всегда религиозен, считает Лакан, и поэтому психоанализ, вскрывающий бессознательное, чтобы констатировать утрату смысла растерзанным Я, не может не проигрывать религии.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2453 - | 2322 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.