Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вульгарный материализм о познании




 

 

Вульгарными материалистами (вульгарным материализмом) вслед за Ф.Энгельсом стали называть взгляды философов материалистической ориентации середины XIX в.: Карла Фохта (Фогта) (1817 — 1895 гг.) — немецкого естествоиспытателя и философа, Якоба Молешотта (1822 — 1893 гг.) — немецкого философа и физиолога, Людвига Бюхнера (1824 — 1899 гг.) — немецкого философа, врача, естествоиспытателя. Их основными работами являются следующие: К.Фохта — " Физиологические письма ", Я.Молешотта — " Круговорот жизни ", Л.Бюхнера — " Сила материи " (переи­здавалась более 20 раз), " Природа и дух ", " Природа и наука ".

Представители вульгарного материализма выступили против натурфилософии, немецкой трансцендентально-критической философии с позиций законов сохранения материи и превращения энергии, возможно­сти перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эво­люции на область социальных явлений, используя также аргументы из области исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нер­вной деятельности.

Вульгарные материалисты придерживались эмпиризма в гносеологии, в частности в понимании природы теории. Отрицали научный ста­тус философии, противопоставляли философию и естествознание.

В дискуссии с Вагнером, который придерживался точки зрения, согласно которой психическое не есть функция мозга, а яв­ляется самостоятельной субстанцией, которая после смерти тела мол­ниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле, К.Фохт отмечал: " мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам ". Это было, конечно, полемическое упрощение. Фохт, как он неоднократно это пояснял, имел в виду наличие связи органа и его продукта, при этом речь не шла о характере этого продукта — идеальном (психическом, духов­ном) или вещественном.

Бюхнер подчеркивал: "Даже при самом беспристра­стном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действитель­ного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, произво­дящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещест­ва, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, яв­ляющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации". Бюхнер настаивает на том, что в неудачном сравнении Фохта содержится правильная главная мысль: "Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции".

Во многом под влиянием взглядов Бюхнера, Фохта и Молешотта в конце XIX — начале XX веков получила продолжение традиция редук­ции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга. При этом происходило известное отрицание идеаль­ной, регулятивной, социальной природы сознания.

 

 

Эмпириокритицизм о познании

 

Авенариус

Рихард Авенариус (1843 — 1896 гг.) — швейцарский философ, автор термина " эмпириокритицизм ", обозначающего "надпартийную" философскую позицию, которая критически рассматривает все т.н. проверенные истины. Он автор работ: " Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил ", " Критика чистого опыта ", " Человеческое понятие о мире ".

Авенариус пытался построить философиюкак строгую науку на ма­нер позитивных наук о природе. Под " чистым опытом " он понимал лю­бой опыт, в котором отсутствуют конкретные характеристики. Это почти обыденная трактовка опыта, когда опытом называют все — идеи, воспри­ятия предметов, образы, суждения, оценки и т.п. Различие опытных феноменов вскрывает " критика чистого опыта ".

По Авенариусу, иметь опыт — думать, воображать, мечтать — зна­чит иметь во всем личный опыт. Опыт он определяет так: "Если среда — предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт". Опыт есть опыт в той мере, в какой он присвоен. Утверждение есть опыт, а содержание утверждения есть испытанное.

Авенариус говорит о социальном опыте, о коммуникативном про­цессе, о средствах выражения, вербальном поведении. Невербализован­ный, не выраженный в языке, опыт, согласно Авенариусу, есть противо­речие в определении. Он рассматривает опыт как необъятную массу опытных утверждений, служащих материалом для критики. В свою оче­редь критика исследует опытные условия.

Один из выводов критики "чистого опыта" Авенариуса — возвращение к " естественному понятию мира ". Существует множество понятий мира, и все они суть исторические конструкции, включая "истины в себе и для себя": знание, верование и опыт, которые связаны с кон­кретными и различными социальными средами. Критика призвана очис­тить понятие о мире от разночтений, мифологических и философских фантазий, чтобы получить, в конце концов, универсальную концепцию мира, значимую везде и для всех.

Естественная концепция мира, по Авенариусу, состоит из трех основных положений: 1) Существуют индивиды; 2) Существуют элементы окру­жающей среды;
3) Между индивидами и элементами среды есть множест­во отношений, также как и между элементами самой среды. Элементы среды форми­руют предпосылки, то, о чем нечто говорится. Среда определяет че­ловеческий опыт посредством нервной системы. Последняя зависит не только от воздействий среды, но и от потребляемой пищи. Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Аутентич­ны все виды опыта, включая сновидения и бред безумца. Критика опыта, отмечает Авенариус, имеет дело не с данными внешнего мира, а с данными языкового поведения человека. В этом смысле критика, фактически, выступает как метафилософия, в рамках которой критик под­вергает анализу формулируемые кем-то утверждения.

В чистом опыте каждый человек как бы застигнут в определенной ситуации. Индивид и среда связаны так, что это соотношение нельзя отменить. Индивид и среда противоположны, но оба как реальности принадлежат одному опыту. Авенариус пишет: «Когда, например, гово­рят: "Я вижу дерево", — это значит: "Я и дерево есть содержание одной и той же данности"». То, что критик описывает, есть опыт интеракции, взаимодействия среды и нервной системы инди­вида. Это событие, состоящее из элементов (например, "зеленое", "твердое", и т.п.) и характеристик ("приятное", "красивое" и т.п.). Кроме подобных элементов и характеристик нет ничего другого. Так Авенариус элиминирует различие между физическим и пси­хическим. Есть только разные виды биологической зависимости индиви­да от среды, но реального дуализма опыта нет, как нет серьезной разницы между вещью и мыслью, материей и духом.

По Авенариусу, нет никакого основания говорить, что Я наделено некими категориальными структурами. То, что наша центральная нерв­ная система позволяет нам иметь комплекс представлений, означает лишь то, что мы хорошо адаптированы к среде. Так появляется известный принцип " экономии мышления ". С одной стороны, мышление рас­сматривается как продукт прогрессивного приспособления к среде, как максимальный результат минимальных условий. С другой — философия становится критикой чистого опыта, задача которой — очис­тить культурную среду от ненужных продуктов умственной деятельнос­ти (например, материалистических или спиритуалистических взглядов на мир) ввиду бесплодности и неразрешимости споров между ними.

Спор становится бесплодным, когда единый мир делится на " душу " и " тело ". Пока я уверен, говорит Аве­нариус, что дерево существует не только для меня, но и другие в состоянии его воспринимать, я не нарушаю законной аналогии между "Я" и мне подобными. Но когда я утверждаю, что дерево дано мне в форме образа, представления и т.п., яввожу — интроектирую — дере­во, предполагаю, что у меня может не быть того, что есть у другого. Интроекция, таким образом, перешагивая опыт, взламывает естественное единство мира, деля его на внешний и внутренний, бытие и мышление, тело и душу, объект и субъект. После интроекции любая по­пытка привести продукты мысли в согласие с опытом обречена на пора­жение. Открывается источник нескончаемых проблем. Избавляться от таких проблем Авенариус предлагает через трактовку теоретической и практической деятельности как модификаций централь­ной нервной системы. Он склоняется к тому, чтобы понимать всю психическую жизнь, включая ту, которая связана с наукой, в качестве биологического феномена с соответствующими законами отбора, приспособления, борьбы за существование (ср. вульгарный материализм).

Авенариус подвергся критике со стороны представителей практически всех современных ему направ­лений в философии, будучи обвинен как в материализме (Вундт), так и в идеализме (Ленин). Не следует забывать, однако, что Аве­нариус фактически предвосхитил идеи кибернетики и кибернетического моделирования, общей теории систем, др.

Мах

Эрнст Мах (1838 — 1916 гг.) — австрийский философ, физик, ректор немецкого университета в Праге. Автор работ: " Механика. Историко-критический очерк ее развития ", " Анализ ощущений и отношение физического к психическому ", " Принципы учения о теплоте ", " Научно-популярные лекции ", " Познание и заблуждение ", др.

Независимо от Авенариуса, Мах пришел к точке зрения на позна­ние как на процесс прогрессивной адаптации к среде. Он писал: "Мир не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения. Цвета, звуки, пространство, время и т.п. связаны между собой, как по-раз­ному связаны чувства и волевая предрасположенность. Из столь пест­рой ткани выделяется то, что относительно стабильнее и продолжитель­нее, вследствие чего отпечатано в памяти и выражено в словах. Так, относительно устойчивые комплексы, функционально распределенные в пространстве и во времени, именно поэтому обретают специфические имена и обозначаются как тела..."

Ощущение есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде. Его механизмы — результат эволюции видов. Мах пишет: "Становится понятным феномен памяти..., кото­рая выше индивида. Психология спенсеровского и дарвиновского типа, вдохновленная эволюционной теорией, но основанная на частных пози­тивных исследованиях, обобщает результаты более богатые, чем все предыдущие спекуляции... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так назы ваемые знаки" (выделено нами — СХ).

Основу научного знания составляют не факты, а ощущения. Мах, как и Авенариус, делает акцент на биологической функции науки. Он утверждает: "Предложить человеческому существу максимально воз­можную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственно­сти. Другой научный идеал не только не реализуем, но и не имеет никакого смысла". Научное исследование лишь продолжает и совершен­ствует процесс жизни, благодаря которому низшие животные посредст­вом органов и поведения приспосабливаются к среде. "Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Результаты процесса — элементы мышления, способные предста­вить эту сферу как целое. Результаты, естественно, получаются раз­ные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. Если опытный сектор расширяется или объединяются до того разобщенные сферы, эле­менты привычного мышления показывают свою недостаточность, чтобы представить более широкую сферу. В борьбе между приобретенной при­вычкой и адаптивным усилием возникают проблемы, исчезающие после завершения адаптации и возникающие вновь через некоторое время". Относительно проблем Мах замечает: "Разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями — вот источник проблемы".

Проблемы разрешаются с помощью гипотез. "Глав­ная роль гипотезы, — пишет Мах, — вести к новым наблюдениям и новым исследованиям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения. Короче, значение гипотезы — в расширении нашего опыта". Гипотезы в качестве попыток приспособления к среде, даю­щих нечто новое, а значит странное, суть не что иное, как "усовершенствование инстинктивного мышления, в них мы можем найти все зве­нья цепочки".

Воображение снабжает нас огромным разнообразием идей, которые, проходя через фильтр доказательств, показывают свое соответствие или несоответствие фактам, свою истинность или ложность. "Адаптация" мыслей к фактам есть наблюдение. Взаим­ная "адаптация" мыслей друг к другу есть теория. С другой стороны, наблюдение и теория не существуют раздельно, ибо почти всегда наб­людение уже заражено теорией, и если оно достаточно весомо, то, в свою очередь, воздействует на теорию, подтверждает, опровергает или корректирует ее.

Эксперимент, согласно Маху, дает понимание относительной зависимости элементов некоторого феномена, либо понимание их независимости.

Фундаментальный метод науки — " метод вариаций ". Наука формирует представление о межфеноменальной зависимости. Чем более развита наука, тем реже она прибегает к понятиям причины и следствия. Два последние — это предварительные понятия, они "неточны и неполны": "понятие функции позволяет намного лучше представить связь элементов между собой".

Подобно понятиям причины и следствия, критике Маха подвергает­ся и понятие субстанции, материи: "Остается один тип устойчивости — связь (или отношение). Ни субстанция, ни материя не могут быть чем-то безусловно устойчивым. То, что мы называем мате­рией, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Ощу­щения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя".

Всякое исследование начинается с проблем, за которыми стоит длительная биологическая и культурная эволюция вида. Мах пишет: "Большая часть концептуальной адаптации состоялась бес­сознательно и невольно, ведомая сенсорными факторами. Эта адапта­ция стала достаточно широкой и соответствует большей части предс­тавляемых фактов. Если мы встречаемся с фактом, сильно контрастирующим с обычным ходом нашего мышления, и не можем непосредственно ощутить его определяющий фактор (повод для новой дифференциации), то возникает проблема. Новое, непривычное, удивительное действует как стимул, притягивая к себе внимание. Практические мотивы, интел­лектуальный дискомфорт вызывает желание избавиться от противоречия, и это ведет к новой концептуальной адаптации. Так возникает интенциональная понятийная адаптация, т.е. исследование".

Исследование восстанавливает адаптацию открыти­ем "элементов того же вида, присутствующих как фактическое разнообразие". "Только так становятся возможным и описание и син­тетическая коммуникация фактов". Так возникает понятие Маха о науке, эко­номящей мышление. Научные законы позволяют отслеживать путь позна­ния в наиболее широком спектре фактов с наименьшим интеллектуальным усилием: "Задача науки — искать константу в есте­ственных явлениях, способах их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов, наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, опре­деленного первым. Также и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз кратчайшим путем наибольшее количество фактов".

"Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэконо­мить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты. Эти репро­дукции более подвижны в непосредственном опыте и в некоторых аспе­ктах его заменяют. Не нужно много ума, чтобы понять, что экономи­ческая функция науки совпадает с самой ее сущностью... В обучении учитель передает ученику опыт, составленный из знаний других, эко­номя опыт и время ученика. Опытное знание целых поколений становит­ся собственностью нового поколения и хранится в виде книг в библиотеках. Подобно этому и язык как средство общения есть инструмент экономии".

Мы никогда не воспроизводим факты полностью, но только в важных для нас аспектах, продолжает Мах. И в этом тоже проявляется тенденция к экономии. Классификацияи описание взаимозависимостей и в целом процесс научного познания обладает смыслом экономии усилий. Именно поэтому наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Причем вначале "наука была только сред­ством выживания, затем, по мере возрастания ее требований, о материальной нужде перестают думать".

Человек — часть природы, поэтому между инстинктом и разумом, согласно Маху, нет противоречия. Ум совершенствует то, что заложено в природных импульсах. Язык, сознание, разум суть результаты эволюции и представляют собой мощные инструменты развития. У науки есть и своя собственная длинная история. Тот, кому "знаком весь путь развития науки, — пишет Мах, — оценит важность любого нау­чного движения более свободным и корректным образом, чем тот, кто, ограниченный собственным жизненным горизонтом, видит только сегод­няшнее направление науки".

Будучи автором популярно известной истории механики, Мах, тем не менее, критиковал попытки распространения механических законов и понятий на другие области науки. В частности, он пишет: "В особенности я не откажусь от моей критики абсолютного пространства и времени, которые продолжаю считать концептуальными чудовищами. Даже Ньютон, так много говоря о них, никакого эффективного использования им не находит". С другой стороны, Мах так и не принял теорию относительности, и даже идею существования атомов.

Идеи Маха оказали сильное влияние на представителей конвенционализма и неопозитивизма (см. ниже). На обвинения Ленина в субъек­тивном идеализме, Мах спокойно заметил: "В моих словах просто отражены общепринятые мнения, и если я прев­ратился в идеалиста, берклианца, то в этих грехах вряд ли повинен".

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1404 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2290 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.