Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории необходимости, случайности, сущности и явления, закона. Виды научных законов




ФИЛОС.СЛОВАРЬ:

  НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ— соотносительные философские категории, конкретизирующие представление о характере зависимости явления, выражающие различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость — вещь, явление, в их всеобщей закономерной связи; — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; — выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; — способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. — не сводится к неизбежности — одной из стадий ее развития, — Виды необходимости: —— 1) связанная с объективно существующими сторонами и связями природы и общества, —— 2) Связанная с объективно существующими сторонами и связями идальных явлений, —— 3) внутренняя необходимость — вызванная природой самих явлений и процессов, —— 4) внешняя — порожденная привходящими обстоятельствами, —— 5) необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий явлений, —— 6) сложная необходимость — определяет поведение совокупности объектов — выражается статистическими закономерностями, —— 7) простая необходимость — определяет поведение индивидуальных макрообъектов — выражается динамическими (*жесткими, однозначными) закономерностями, —— 8) необходимость, которая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими закономерностями. Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; — выражение начального пункта познания объекта; — результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; — способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных, возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; — форма проявления необходимости и дополнение к ней, — имеет свою причинную обусловленность, — Виды случайности: —— 1) внутренняя случайность, —— 2) внешняя случайность, —— 3) объективная случайность, —— 4) субъективная случайность, —— 5) благоприятные и неблагоприятные случайности. Необходимость и случайность не бывают в чистом виде — при определенных условиях тождественны — случайность всегда подчинена неким законам — Мутации: пример необходимого в одном отношении и случайного в другом, — по разному проявляются на различных структурных уровнях материи — в природе бессознательно — в обществе через участие сознания, целей. Необходимость скрывается за случайностью, так же, как сущность скрывается за явлением.   СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. — Сущность— внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, — Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования, — Постижение сущности предмета — задача науки, — В античностисущность понималась как «начало» понимания вещей — а также как источник их генезиса — явление считалось видимым и иллюзорным образом вещей, — В средние века — сущность резко противопоставляется явлению— носитель сущности Бог, а явление сводится к земному неистинному, иллюзорному бытию (ср.: Платон), — В новое время — противопоставление сущности и явления доводится до различения первичных и вторичных качеств. — Кант отрицал возможность познания сущности — явление у него лишь представление, вызванное сущностью (вещью-в-себе), — Гегель — сущность является, а явление есть явление сущности, — Неопозитивизм — отказ от сущности, сведение всего к «чувственным данным», — Феноменология — явление есть самообнаруживающееся бытие, а сущность оказывается идеальным образованием, — Экзистенциализм — замена понятия сущности понятием существования — явление трактуется субъективитски, — Диалектический материализм — сущность и явление суть универсальные объективные характеристики предметного мира — в познании оказываются ступенями познания объекта — явление оказывается формой выражения сущности — сущность раскрывается в явлении — нет полного тождества — явление богаче сущности (за счет случайного) — явление изменчиво, а сущность сохраняется во всех изменениях — сущность изменяется иначе (см.: диалектическое противоречие, революция) — Связь сущности с законом. СУЩЕСТВОВАНИЕ — в диалектическом материализме — синоним понятия бытия, —В истории философии: —— обычно для обозначения внешнего бытия вещей, в отличие от сущности — постигается опытом, а не мышлением, ——Схоластика — дуализм сущности и существования — природное (сотворенное) и Бог — существование вещи не выводимо из ее сущности, а детерминировано творческим волением Бога, —— Кьеркегор — существование это бытие человека — Экзистенциализм. — (***) Содержит нечто специфическое для гуманитарного познания. Традиции в познании ориентированные: — 1) на сущность — субстанциализм, эссенциализм и т.п.; — 2) на явление — феноменологизм; — 3) на существование (экзистенцию) — экзистенциализм, ряд подходов в гуманитарном познании.   ЗАКОН — необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями. — Выражает связь между предметами, составными элементами предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. — Законы функционирования — существенные, необходимые, устойчивые связи между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (закон всемирного тяготения). — Законы развития — связи сторон противоречия (противоположностей), различных этапов, ступеней смены качества и т.п. — По степени общности: —— Менее общие законы — ограниченная область — изучаются отдельными конкретными науками (законы естественного отбора), —— Более общие — изучаются рядом (несколькими) областями знания (закон сохранения энергии), —— Всеобщие, или универсальные — законы диалектики. — Законы по количественному параметру: —— выражающие строгую количественную зависимость между явлениями — фиксируются математическими формулами, —— не поддающиеся математическому выражении (**в настоящее время, по крайней мере). — По характеру связи причины и следствия: —— статистические, —— динамические. Признак законов: — объективный характер, — в природе действуют как стихийная сила, — законы общества — законы человеческой деятельности — создаются (**?? — лучше — задаются) и реализуются людьми в процессе общественной практики — но они так же объективны, как и природные, Познание законов — основа предвидения, претворения теории в практику, управления как природными, так и социальными процессами.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 780 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.