Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания




КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦЙИЙ ПО

«ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

Для аспирантов ИПОС СО РАН

(Составитель: С.М.Халин)

Г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Вопрос 1 — 1

Вопрос 2 — 3

Вопрос 3 — 6

Вопрос 4 — 10

Вопрос 5 — 13

Вопрос 6 — 16

Вопрос 7 — 21

Вопрос 8 — 25

Вопрос 9 — 30

Вопрос 10 — 33

Вопрос 11 — 36

Вопрос 12 — 40

Вопрос 13 — 45

Вопрос 14 — 49

Вопрос 15 — 51

Вопрос 16 — 55

Вопрос 17 — 57

Вопрос 18 — 60

Вопрос 19 — 63

Вопрос 20 — 65

Вопрос 21 — 69

Вопрос 22 — 73

Вопрос 23 — 76

Вопрос 24 — 80

Вопрос 25 — 83

Вопрос 26 — 85


1. Философия науки: предмет, задачи и функции в познании.

 

КОХАНОВСКИЙ:

 

      Различать: ФН — как направление западной и отечественной философии. ФН — как философская дисциплина, наряду с логикой, методологией и т.п.   Основная цель ФН — обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.   Соотношение ФН и социологии науки, науковедения. Наукрведение — разработка основ политического государственного регулирования науки.   Центральная проблема ФН: — Ф.Франк — переход от утверждений здравого смысла к общим научным принципам. — К.Поппер — как возможно оценить притязания конкурирующих теорий, концепций.   Центральная проблема ФН — рост и развитие научного знания.   Виды проблем ФН: — идущие от философии к науке, — возникающие внутри самой науки, — связанные с взаимодействием науки и философии.   ФН — как совокупность представлений отдельных авторов о науке: — неокантианская ФН, — ФН неореализма, — сциентистская ФН, антисциентистская ФН и т.п.   ФН как изучение и сравнение различных моделей развития науки.    

 


УШАКОВ:

  Взаимоотношение философии и науки. Основные функции философии в научном познании: — критическая, предпосылочная, обобщающее-экстраполирующая, эвристическая, ценностно-этическая, интерпретирующее-коммуникативная, проясняющая, направляющая.   Философия — предпосылка научного исследования, представляющая собой концептуальный фон исследования.     ФН рассматривает науку как нечто многоаспектное: — наука — система знаний, — наука — деятельность, — наука — социальный институт, — наука — культурно-исторический феномен.  

 

 

СВОЕ:

    ФН — деятельность по осмыслению, исследованию наиболее общих признаков и принципов (законов) развития научного познания.   Основная проблема ФН — отсутствие необходимых знаний о самой науке, что мешает ее нормальному развитию.   Задача ФН — изучение всех сторон науки с целью формирования знаний о них, на основе чего можно создавать модели науки, формулировать рекомендации для исследователей с целью повышения эффективности их деятельности и т.д.    

 


 

 

Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания.

 

ИЛЬИН:

 

    Генезис науки: — начало науки, — наука на Древнем Востоке, — наука в античности, — наука в Средневековье, — классическая наука, — современная наука, — наука будущего.   Наиболее отдаленные предпосылки науки: — упразднение мифологической логики абсурда, переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия и т.д., — оформление рациональных способов познания, ориентированных на получение знания об объективно сущем.   Возникновение науки как знания следует рассматривать в исторической последовательности: античность (математика), Новое время (естествознание), вторая треть — конец Х1Х в. (обществознание).   Учет трудности ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО КРУГА: вопрос где начинается наука предполагает знание того, чти такое наука. Но понимание того, что такое наука предполагает предварительное знание о начале науки.   Минимум характеристик, специфицирующих науку: 1) Наличие особого рода деятельности, нацеленной на производство знания. Наука появилась не раньше разделения умственного и физического труда. 2) Наличие «незаинтересованной» потребности знать. — «Познание ради познания». 3) Рациональный характер познания, т.е. радикальный отказ от мифологии, магии и всего, что основывается на вере в сверхъестественное. 4) Наличие последовательно доказательной основы знания, предполагающей теоретически-фундаментальное рассмотрение предмета в «чистом виде».   Наука на Древнем Востоке.   Вопрос — могла ли древневосточная культура породить науку?   Здесь знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности. Отсутствовала фундаментальность. Не было рациональности познания в полном смысле слова. Господство общественного авторитета. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания. Отсутствие систематичности. Не было перехода к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде. Наука как таковая не сложилась на Древнем Востоке. Древний Восток — донаучная стадия развития интеллекта.   Наука в античности.   Античная Греция — подлинная колыбель науки. (У1—1У вв. до). Наличие особых социальных и гносеологических структур. Секуляризация общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных, мистических представлений. Развитие риторики, искусства убеждения, аргументации (Пейто — божество, олицетворяющее искусство убеждения). Все подлежало обоснованию. Истину греки стали рассматривать как продукт рационального доказательства, основанного на обосновании. Формирование аппарата логического рационального обоснования — предпосылка формирования науки как доказательного познания «из основания». Достижения греков, о которых трудно не говорить как о науке: — этика Сократа, астрономия Евдокса и Калиппа, планиметрия Гиппарха Хиосского, медицина Гиппократа, история Геродота, и т.д. Формирование установки (идеологии) на созерцательность, абстрактно-умозрительно-художественного отношения к действительности. Занятия приложениями «науки» — порицались (оценивалось как технэ занятие конкретными вычислениями). Появление идеализаций, которые не могли возникнуть в рамках материально-практического отношения к действительности — результат созерцательной интенции на абстрактно-теоретическое рассмотрение предметов в «чистом» виде. На Востоке идеализация как форма мышления фактически отсутствовала. Только в Греции возникают — систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука. Роль Фалеса и, возможно, Демкорита в деле оформления математики в виде теоретико-логической системы. Пифагорейцы. Элеаты (демаркация чувственного и умопостигаемого). Математические знания античных греков — наука. Опытного естествознания в Греции не возникло — грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания. Достижение греков — идея умопостигаемого предмета (*начало теоретизации) — прообраз будущей естественной науки. Отсутствие применения аппарата математики в рамках физики (*Но: Архимед) — по Аристотелю: физика и математика — разные науки, с разными предметами, без точек соприкосновения. (У Аристотеля: математика — наука о неподвижном, а физика — наука о подвижном бытии). Эмпирические исследования в античности, но — отсутствие эксперимента. Естествознание греков — абстрактно-объяснительное, лишено деятельностного, созидательного компонента. Формирование оснований культуры теоретизирования — программа трех «П» — Пифагора, Парменида, Платона: — Пифагор — введение абстрактной числовой действительности как особого идейного континуума, распологающегося по ту сторону чувственности, постижение космоса происходит в терминах математики; — Парменид — соединение метафизической и физической реальности за счет наделения физической умопостигаемыми, сверхчувственными свойствами; — Платон — полагал, что мнение принадлежит становлению, тогда как мышление (знание) принадлежит сущности. Платоновская идеальная онтология как прообраз теоретизированного мира. Цель познания у Платона — выделение идей как праэлементов сущего. Способ реализации этой цели — рассуждение. Пифагор соединил парменидовский и пифагоров подходы. Наукообразование в Греции — превращение донаучно-практического, индуктивно-эмпирического знания в фундаментальное на основе теоретизации и концептуализации. Математика — исторически первая форма науки. Греческое понимание математики — «наука вообще». Только стечение социокультурных обстоятельств античной Греции создало условия для возникновения науки: интерсубъективность, общезначимость, надличностность, субстанциальность, идеальное моделирование действительности (*на основе рациональных элементов) и т.п.  

 

СВОЕ:

  Концепция типов познания: Понятие «тип познания»: — познавательные отношения — предметные, метапредметные и метапознавательные; — предметный базис и метапознавательная надстройка. Исторические типы познания: — донаучные типы — магический, мифологический, натурфилософский, схоластический; — научные типы познания: ранненаучный, классический научный, современный научный, будущий синтетический научный.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2301 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.