Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зарождение и отличительные черты научного этапа в познании. Типы научной рациональности. Классический, неклассический и постклассический типы науки




СВОЕ:

  Признаки научного познания: — осознанное стремление к объективному знанию, — осознанное стремление к новизне. — рационалистическая направленность, — доказательность и системность" — систематизация знания, — организованность, нормативность, стандартизированность, — наличие особых самоограничений, — связь с практикой, — осознанное отношение к методам, — сознательная установка на опыт, как свою основу.   В.В.Ильин, помимо названных, указывает еще и следующие: —"простота, красота, эвристичность, конструктивность, логическое единство, когерентная обоснованность, оптимальность … прагматичность".  

ИЛЬИН:

  Наука как тип рациональности: — М.Вебер: рациональность — «точный расчет адекватных средств для данной … цели». — Л.Витгенштейн: рациональность — конформность, наилучшая адаптированность к обстоятельствам; целесообразная деятельность в данных обстоятельствах. — С.Тулмин: рациональность — логическая обоснованность принципов деятельнсоти и т.д.   «Фундамент» рациональности — труд, трудовая деятельность.   Рациональное в одних ситуациях перестает быть таковым в других, в связи с требованиями оптимальности, эффективности, методичности.   Можно различать: — локальные интерпретации рациональности — на основе исторически задаваемых принципов и — глобальные интерпретации рациональности — на основе целей общечеловеческого развития.   Понятие научной рациональностихарактеризуется отличительными свойствами науки как особой сферы интеллектуального производства: — По Мертону это — универсальность, коммунальность, прагматичность, скептицизм,; — по Попперу — науку как тип рациональности определяет критицизм.   «Идеально средний тип» науки — прогрессизм (нетривиальность); истинность, объективность, достоверность; критицизм; логическая организованность, доказательность; опытная обоснованность или оправданность.   Классический тип науки: — «классическая наука» — от Галилея до Пуанкаре — ХУ11-ХХ столетия. — Галилей и Бойль, Гук и Румфорд, Ньютон и Гюйгенс, Бюффон и Ламарк, Максвелл и Герц, Лавуазье и Берцелиус, Гаусс и Кантор, Томсон и Лоренц и др. — Но исключения: Лобачевский и Больцман, Дарвин и Риман, Минковский и Мендель, Галуа и Гиббс.   Концептуальные принципы классической науки: — фундаментализм, допущение предельных унитарных основоположений, — Финализм, нацеленность на абсолютгую истинность, Имперсональность — допущение безличного объективно сущего, чуждого аскиологическому измерению, — Абсолютизм — непосредственное умосозерцание истины, — Наивный реализм — постулирование зеркально-непосредственно очевидного соответствия знания действительности, — Субстанциальность — при элиминации исследователя, — Динамизм — жесткий детерминизм, — Сумматизм — ориентация на сведение сложного к простому, — Эссенциализм — разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на скрытые качества и силы, — Аналитизм — движение по линии дифференциации и разложения, — Механицизм — гипертрофия механики как способа миропонимания, — Кумулятивизм — развитие знания как линейный количественный рост, саморасширение.   Неклассический тип науки: — Опыты Майкельсона, — появление релятивистской физики (Эйнштейн), — осознание необходимости различения процессов в макро- и микромире, учета специфики поведения микрообъектов, — отказ от классической непрерывности (закон излучения Планка).   Влияние на науку таких стилеобразующих неклассику подходов, как: — Психоанализ — проблема интерсубъективного, — Психологизм — его присутствие в интуиционизме, ультраинтуиционизме, конструктивизме, финитизме, операционализме, — Феноменология — подчеркивание субъективной спонтанности, — Персонализм — положение о личности как самотворящей стихии, — Модернизм — отход от наглядности, дух эпатажа, — Анархизм и волюнтаризм — роль человека-бунтаря, — Прагматизм — стереотипы инструментальности эффективности, свободы поиска, волеизъявления и т.д.,   Принципы неклассической науки: — Полифундаментальность — представление о многоуровнево-системной реальности, — Интегратизм — представление о многомерной, поливариантной действительности, где целое и часть самодостаточны, — Синергизм — представление о самоорганизующихся, неравновесных, нестационарных, открытых, каталитических системах, кардинально отличных от классических элементарных, — Холизм — представление о действительности как об иерархии целостностей, —Релятивизм — идея естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации, но при допущении абсолютов, — Дополнительность — сознательное использование в исследовании групп взаимоисключающих понятий, при учете признаков опытной несовместимости: волна-частица, импульс-координата, — Когерентность — идея синхронизированности различных и кажущихся несвязанными событий, — Нелинейность — учет случайности, неопределенности, вероятности, — Топосы — допущение «перемешивания» частей с целым, перехода внешнего во внутреннее, — Симметрия — идея инвариантности параметров (величин, соотношений) относительно фиксированных групп преобразований, отказ от догмы индукетивной извлекаемости теории из реальности, —Утрата наглядности — утрата способности непосредственного наблюдения элементов изучаемой реальности, неизбежная математизация знания, — Отказ от определенности в доскональном смысле — идея дифференцированности точности и строгости, бессмысленности надежд на абсолютную точность и строгость знания, — Поворот от «бытия» к «становлению» — разрушение привычной дискретно-телесной интуиции, переход от идеи «существующего» к идее»возникающего», — Появление вычислительной науки (Computer Science) — переход от традиционных экспериментальных и концептуальных исследований к компьютерному моделированию, машинной имитации, — Интертеория — новый тип строения знания, каскадный принцип: теория развертывается как пучок, сериал относительно самостоятельных моделей-описаний предметной области,   Постнеклассический тип науки («Неонеклассика»): — Смена натурализации аксиологической антропоцентризацией, — Не «знание—цель», а «знание—средство», — не знание—отображение, а знание—инструмент, сдвиг с субстанциализма на креативизм.   Преобладающие тенденции постнеклассической науки (неонеклассической): — Синкретизм — сближение знания и ценности, истины и идеала, этики и науки, — Телеономия — вершение науки не цель, а средство самоутверждения человечества, — Новая рациональность — становление идеологии рациональности, представляющей собой гуманитарный антропоцентризм.  

СВОЕ:

 

  — Еще Б.Паскаль отмечал, что в отношении разума допускаются две крайности: «зачеркивать разум, признавать только разум». — Гегель:: «То самое, о чем дух имеет разумное знание, становится именно в силу того, что оно познается разумно, разумным содержанием». — положение И.Канта о том, что «определить границы рационального применения нашей познавательной способности мы можем, но определить границы в эмпирической области невозможно». — Согласно А.В.Панину, диалектический материализм основу рациональности человеческой деятельности «в первую очередь усматривает в ее целеполагающем характере, в детерминированности этой деятельности идеальными моделями предполагаемого будущего». — Мы исходим из того, что рациональным в широком смысле является все то, что доступно человеческому рассудку и разуму и что может быть выражено в понятиях и закреплено в знаках, языке. Рациональным в узком смысле является то, что уже получило выражение в понятиях и языке. — Рациональность вообще и рациональность познания в частности связывают с целесообразностью, пониманием, концептуальностью, смысловой проблематикой. — Проблема — как правильно, адекватно выразить содержание чего-либо с помощью понятий и языка. — Познание, как можно видеть из истории, вполне совместимо с религией. Об этом говорит опыт всех донаучных типов познания, а также опыт, по крайней мере, ранненаучного и классического научного типов познания, представителями которых были, не много ни мало, сами основоположники этих типов познания – Ф.Бэкон, Ньютон, Лейбниц. — правильное понимание соотношения знания и веры. — Психологически вера – это интегратор всех духовных сил человека, как носителя культурного качества. — Вера как атрибут человека связана со специфически метапознавательной, метадеятельностной функцией, направленной на преодоление человеком ситуаций неопределенности, неизвестности, непознанности.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 711 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.