Безопасности труда
Государственная политика России в области охраны труда исходит из доктрины «нулевого риска» и опирается на методологию «порогового» характера воздействия факторов производственной среды. Сторонники такой позиции считают, что на организм человека влияет только превышение «пороговых» значений (предельно допустимых концентраций /ПДК/ для химических и биологических веществ или предельно допустимых уровней /ПДУ/ шума, вибрации, различного рода излучений) факторов физического характера. На практике это проявляется в том, что приоритет отдается определению нормативных значений различных факторов (что вполне оправдано), организации их измерения и контроля на рабочих местах.
Однако отечественный и международный опыт свидетельствует о принципиальной невозможности исключения профессионального риска. Выяснилось, что даже в пределах «пороговых» значений вероятность повреждения здоровья чело века весьма существенная.
Другой порок доктрины «нулевого риска» в том, что она идеализирует реальные возможности предприятий по обеспечению охраны труда работающих. В результате возникает правовой тупик:
• обязательность в соответствии с законом обеспечения всем работающим безопасных условий труда в большинстве случаев нельзя реализовать.
Доктрина «нулевого риска», не может служить надежным ориентиром при раз работке методов оценки профессиональных рисков. Более того, будучи догматичной, она сковывает развитие методов и выработку критериев оценки.
Другая доктрина, получившая признание на Западе в конце 60-х гг. исходит из тезиса о принципиальной невозможности полного исключения профессионального Риска в процессе трудовой деятельности и требует, с одной стороны, оценки и определения уровней «приемлемого риска», а с другой —принятия мер по исключению чрезмерного или «недопустимого риска». Для этого наблюдения за состоянием производственной среды и трудового процесса дополняются методами оценки здоровья, трудоспособности работников, установлением взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.
Приходится констатировать, что России еще только предстоит освоить эту область.
Мировой опыт свидетельствует, что создание эффективной национальной системы охраны труда связано с разработкой государственной доктрины безопасности труда, развития на ее основе согласованных между собой правовых институтов, формирования сложной социальной инфраструктуры (экспертизы техники и условий труда, медицинской диагностики и лечения, социальной и профессиональной реабилитации), что всегда сопряжено с решением комплекса правовых, медицинских, технических и организационных вопросов.
В этой связи основная цель стратегических изменений в области условий, ох раны и медицины труда заключается в создании нового для нашей страны механизма охраны труда в виде сбалансированной системы государственных и рыночных регуляторов, определении роли и места основных хозяйственных субъектов, государственных и негосударственных структур.
Такой концептуальный подход, как свидетельствует мировой опыт, позволяет создать эффективные национальные и фирменные системы охраны и медицины труда, социального страхования, кардинально минимизировать уровень профессионального риска и обеспечить высокую степень социальной защиты. В со став организационных структур данных систем входят:
• специализированные государственные институты власти (социальные суды, министерства труда и здравоохранения, органы по контролю за техникой безопасности в особо опасных отраслях, инспекции труда);
• органы охраны и медицины труда на предприятиях и в организациях;
• государственные и профессионально-общественные организации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, инженерные и консалтинговые организации по оказанию услуг в данной сфере;
• федеральные, региональные и отраслевые центры и фонды, обеспечивающие проведение научно-исследовательских работ по условиям, охране и медицине труда (см. табл. 3).
В новых общественно-экономических условиях роль государства и предприятий существенно меняется. Роль государства усиливается и расширяется. Однако повышение такой роли осуществляется в основном в сферах законодательной и организационной. Основными государственными формами деятельности становятся меры по созданию эффективных систем охраны труда на национальном уровне, определение гарантий в области охраны труда и социального страхования, а также контроль их исполнения для отраслей, производств и профессий с высоким уровнем профессионального риска.
Формируя и стимулируя создание систем социальной защиты на уровне пред приятий, негосударственных организаций и структур, обеспечивающих широкую гамму организационных, технических и социальных услуг, государство отказывается от своей доминирующей односторонней роли контролера в области охраны труда, как это было раньше.
В этой связи целесообразно при формировании новых государственных органов управления определить сферу их действия и предусмотреть создание, наряду с прямыми, широкого спектра косвенных форм и методов контроля за деятельностью в сфере охраны труда.
Таблица 3