Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Учение Галена- вершина психофизиологической античной мысли




 

Последователем Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален (II в. н.э.).

 

(130-200 гг. до н.э.). Гален - известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Гален систематически занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.

Гален был убежден в том, что жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь, поэтому изложение галеновской психофизиологии целесообразно начать с описания впервые введенной им системы кровообращения. В этой связи уместно было бы отметить, что предложенная Галеном схема обращения крови не пересматривалась вплоть до XVII в., т.е. до открытия Гарвеем кругов кровообращения.

Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Таким образом, подобно александрийским врачам, Гален выделял два вида пневмы жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Органами психики считались печень, сердце и мозг. Это значит, что Галеном принималась платоновская схема локализации души и отклонялась как мозго-центрическая точка зрения Алкмеона, так и сердце-центрическая концепция Эмпедокла и Аристотеля. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души - побуждений, влечений, потребностей. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума.

Нервная система, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути представляют собой жгуты, наполненные тем же веществом, что и головной мозг. По ним движется психическая пневма. Следуя Эразистрату, Гален подразделял нервы на два вида: мягкие (чувствительные), идущие к органам чувств, и твердые (двигательные), подходящие к мышцам.

К каждому органу чувств подходит своя особая пневма - у глаз она зрительная, у уха - звуковая и т.д. Пневма отдельных органов чувств сообразуется или соответствует природе действующих на них внешних раздражителей. Зрительная пневма светообразна, звуковая - воздухообразна. Таким образом, Гален пытался дать физиологическую интерпретацию уже известного принципа подобия, выдвинутого более ранними философами, т.е. соотнести специфику органов чувств с физическими качествами внешних воздействий. Физическая, вещественная однородность нервов и внешних воздействий является условием, обеспечивающим адекватность восприятия.

Механизм ощущений и восприятий описывался Галеном несколько необычно, если иметь в виду, скажем, теорию истечений. В данной части Гален, пожалуй, ближе к стоикам. Схема действия приводимого Галеном механизма зрительного восприятия такова. Зрительная пневма выталкивается из глаза наружу и, соединяясь с окружающим глаз воздухом, уподобляет его себе и образует особый пневмовоздушный слой, с помощью которого глаз касается предмета и принимает его отпечаток. Зачем же Галену потребовалось пристроить к глазу дополнительный воздушный орган касания? С его помощью мыслитель пытался разгадать тайну одного из таких уникальных свойств чувственного образа как его проекция или отнесенность психического изображения к внешнему предмету. Изменения, происходящие в органах чувств при воздействии на них предметов, могут не замечаться человеком, если периферическая пневма не соединяется с мозговой или центральной пневмой. Только при участии мозговой пневмы возможно распознавание качественных перемен в воспринимающем периферическом органе. Считают, что это указание Галена очень близко к современному понятию осознания.

К феномену распознавания Гален обращается и в своем учении о произвольных и непроизвольных движениях. К числу автоматизированных (непроизвольных) движений врач относил мышечные сокращения сердца, желудка и других внутренних органов. Все остальные движения считались им произвольными. От автоматизированных движений произвольные движения отличаются тем, что они всегда происходят при участии психической пневмы, а стало быть восприятий, памяти и разума, выполняющими управляющую функцию по отношению к органам движения. При описании механизмов произвольных движений Гален близко подходит к идее рефлекторной дуги. Именно Галену ставят в заслугу зарождение рефлекторного принципа в физиологии и психологии.

С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. С известным основанием можно было бы сказать, что моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая в конце XIX в. имела своими первыми и далекими корнями галеновскую идею о первичности вегетативных изменений, в данном случае теплоты крови, по отношению к переживаемым чувствам. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоций должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия. Заметим, что идея согласования и равновесия между разумом и побуждениями в обновленном виде представлена в настоящее время в теории когнитивного диссонанса и консонанса, развиваемой на Западе.

Состояние и динамика крови обуславливает не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т.п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают.

Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он помимо индивидуальной разумной души приписывал человеку еще и божественный разум, делая, таким образом, уступку идеализму.

В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 54377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2300 - | 2022 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.