Последователем Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален (II в. н.э.).
(130-200 гг. до н.э.). Гален - известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Гален систематически занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.
Гален был убежден в том, что жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь, поэтому изложение галеновской психофизиологии целесообразно начать с описания впервые введенной им системы кровообращения. В этой связи уместно было бы отметить, что предложенная Галеном схема обращения крови не пересматривалась вплоть до XVII в., т.е. до открытия Гарвеем кругов кровообращения.
Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Таким образом, подобно александрийским врачам, Гален выделял два вида пневмы жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Органами психики считались печень, сердце и мозг. Это значит, что Галеном принималась платоновская схема локализации души и отклонялась как мозго-центрическая точка зрения Алкмеона, так и сердце-центрическая концепция Эмпедокла и Аристотеля. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души - побуждений, влечений, потребностей. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума.
Нервная система, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути представляют собой жгуты, наполненные тем же веществом, что и головной мозг. По ним движется психическая пневма. Следуя Эразистрату, Гален подразделял нервы на два вида: мягкие (чувствительные), идущие к органам чувств, и твердые (двигательные), подходящие к мышцам.
К каждому органу чувств подходит своя особая пневма - у глаз она зрительная, у уха - звуковая и т.д. Пневма отдельных органов чувств сообразуется или соответствует природе действующих на них внешних раздражителей. Зрительная пневма светообразна, звуковая - воздухообразна. Таким образом, Гален пытался дать физиологическую интерпретацию уже известного принципа подобия, выдвинутого более ранними философами, т.е. соотнести специфику органов чувств с физическими качествами внешних воздействий. Физическая, вещественная однородность нервов и внешних воздействий является условием, обеспечивающим адекватность восприятия.
Механизм ощущений и восприятий описывался Галеном несколько необычно, если иметь в виду, скажем, теорию истечений. В данной части Гален, пожалуй, ближе к стоикам. Схема действия приводимого Галеном механизма зрительного восприятия такова. Зрительная пневма выталкивается из глаза наружу и, соединяясь с окружающим глаз воздухом, уподобляет его себе и образует особый пневмовоздушный слой, с помощью которого глаз касается предмета и принимает его отпечаток. Зачем же Галену потребовалось пристроить к глазу дополнительный воздушный орган касания? С его помощью мыслитель пытался разгадать тайну одного из таких уникальных свойств чувственного образа как его проекция или отнесенность психического изображения к внешнему предмету. Изменения, происходящие в органах чувств при воздействии на них предметов, могут не замечаться человеком, если периферическая пневма не соединяется с мозговой или центральной пневмой. Только при участии мозговой пневмы возможно распознавание качественных перемен в воспринимающем периферическом органе. Считают, что это указание Галена очень близко к современному понятию осознания.
К феномену распознавания Гален обращается и в своем учении о произвольных и непроизвольных движениях. К числу автоматизированных (непроизвольных) движений врач относил мышечные сокращения сердца, желудка и других внутренних органов. Все остальные движения считались им произвольными. От автоматизированных движений произвольные движения отличаются тем, что они всегда происходят при участии психической пневмы, а стало быть восприятий, памяти и разума, выполняющими управляющую функцию по отношению к органам движения. При описании механизмов произвольных движений Гален близко подходит к идее рефлекторной дуги. Именно Галену ставят в заслугу зарождение рефлекторного принципа в физиологии и психологии.
С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. С известным основанием можно было бы сказать, что моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая в конце XIX в. имела своими первыми и далекими корнями галеновскую идею о первичности вегетативных изменений, в данном случае теплоты крови, по отношению к переживаемым чувствам. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоций должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия. Заметим, что идея согласования и равновесия между разумом и побуждениями в обновленном виде представлена в настоящее время в теории когнитивного диссонанса и консонанса, развиваемой на Западе.
Состояние и динамика крови обуславливает не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т.п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают.
Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он помимо индивидуальной разумной души приписывал человеку еще и божественный разум, делая, таким образом, уступку идеализму.
В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени.