24 вопрос. Ощущающая способность души у Аристотеля. (????????)
1вариант.
Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом формы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий:
1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Ведущим и определяющим в генезисе перцептивного акта является внешний предмет, который подобно огню, поджигающему фитиль, запускает в действие ощущающую способность органов чувств. Не менее важными в формировании чувственного образа являются два других условия. Роль промежуточной среды состоит в переносе формы и свойств объекта без его материи. Промежуточная среда должна иметь место в каждом виде ощущений и восприятий. Для зрения ею является свет, для слуха - воздух, для осязания - «мясо» организма. Носителями ощущающей способности являются органы чувств. До воздействия на них внешних тел, ощущений как таковых не возникает. В этом случае ощущающие способности находятся лишь в потенциальном состоянии. Их можно сравнить с горючим материалом, который сам по себе не зажигается без огня или искры. Актуализация ощущающей способности происходит только в случае контакта органов чувств с внешними предметами через промежуточную среду.
Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чувственные образы - это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Подобно Демокриту, Аристотель полагал, что главным и генетически первичным среди названных ощущений является осязание. Без осязательной способности не может возникать ни один другой вид ощущений, тогда как осязание может существовать само по себе. В отличие от других органов чувств, отражающих лишь отдельные определенные свойства внешних тел, осязание, объединяя в себе несколько видов чувственности - ощущения касания, тепла, боли и движения, позволяет отражать сразу совокупность свойств. В соединении с другими видами ощущений осязание имеет решающее значение в пространственном видении предметов.
Согласно Аристотелю, отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать различия между ними. Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувственные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение одних впечатлений с другими, был назван Аристотелем «общим чувствилищем». Общее чувствилище - это центральный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами (по современным данным психофизиологии эту функцию выполняют в основном нейроны ассоциативной области коры больших полушарий). Поступившие в общее чувствилище впечатления могут сохраняться там в виде следов. Основными функциями общего чувства являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь поступающими. Все эти процессы сопровождаются внутрителесными изменениями. В качестве основного механизма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ассоциации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впечатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувственные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль. Трудно переоценить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон.
2 вариант.
Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Существенным в этом учении является то, что в нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств. В отличие от Платона, разделявшего душу на две противостоящие друг другу части (высшую и низшую), Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную.
Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Телесное развитие происходит через постоянное самообновление организма путем переработки и уподобления пищевых веществ сообразно своему составу. Следует заметить, что этот принцип уподобления организмом внешних объектов был распространен Аристотелем и на уровень ощущений. Это позволило философу снять противоречие, которое было вызвано разными точками зрения Анаксагора и Эмпедокла на механизм ощущений и восприятий. Вспомним, что согласно Эмпедоклу восприятие возникает только в том случае, если воспринимаемые объекты и воспринимающие их органы чувств подобны друг другу. У Анаксагора же исходным принципом организации психического является не подобие, а противоположность. Разногласие между Анаксагором и Эмпедоклом Аристотель устраняет таким образом. До контакта организма с внешними объектами последние находятся в отношении противоположности. Они становятся подобными при взаимодействии друг с другом, когда происходит усвоение организмом внешнего предмета. Если на уровне растительных функций организмом усваиваются и самое питающее вещество и его форма, то на уровне ощущений и восприятий чувствующим органом «усваивается», «уподобляется» или принимается только форма внешнего предмета без его материи. Пока пища не переварена, она противоположна телесному составу организма; когда же она переварена, она становится подобной составу живого тела. Нечто аналогичное имеет место и в случае восприятия предметов. До контакта внешнего предмета с чувствующим органом между ними сохраняется отношение противоположности. Уподобление внешнему объекту возникает во время взаимодействия ощущающей способности с внешним предметом, когда чувствующий орган принимает или воспроизводит форму объекта.
Растительные функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие основой формирования понятий и ума.
Соотношение между названными тремя видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно в высшие, т.е. высшие способности необходимо включают в себя низшие. Например, разумные способности содержат в себе и растительные, и чувствующие способности. Чувствующие способности, в свою очередь, возникают лишь при наличии растительных или питающих функций. Человеческой душе свойственны все три способности, именно поэтому душа человека определялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит. Животным присуща только чувствующая способность, включающая в себя и растительные функции, причем у низших животных чувствительность может быть представлена только осязанием, у высших же животных - всеми видами ощущений. На уровне растений душа ограничена растительными способностями, которые у человека и животных выступают как низшие органические функции души.
Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.
Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части;
Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. Это видно из того, что, с одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой - развитие индивидуальной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.
Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.