В ходе завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллинистический - с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока.
Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Утрачивается связь человека с городом-полисом, исчезает понятие «гражданин», фиксировавшее позицию человека как активного социального существа, «политического субъекта»; оно заменяется понятием «подданный». Исчезает ощущение стабильности социальной жизни; человек оказывался перед лицом непредсказуемых грядущих катастроф. С огромной остротой человек осознает зыбкость своего существования в изменившемся мире. Эти сдвиги в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни.
Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная концепция отражала новое мироощущение человека кризисного общества и базировалась на представлении о том, что отказ от поисков истины позволит человеку обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означающего отсутствие волнений).
В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:
o перипатетики (развитие идей Аристотеля);
o стоицизма (развитие идей Гераклита);
o эпикуреизма (развитие концепции Демокрита, представители: Эпикур, Лукреций Кар, Александрийские врачи, Гален)
o платонизма (развитие идей Платона);
o раннехристианской патристики.
28 вопрос. Учение Эпикура о о человеке и его душе. Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о «жесткой» причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора.
Вслед за Демокритом утверждалось, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются; а поэтому «смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».
Как и стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности, обеспечения ее спокойствия. Такой путь они видели в самоустранении от всех общественных дел. Это, с их точки зрения, позволяет избежать огорчений, тревог, страхов и дает возможность испытать наслаждение, которое представляет собой отсутствие страдания.
Эпикур | Демокрит |
Атомистическая картина мира | |
атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий | неотвратимость движения атомов по законам, исключающим всякую случайность |
живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются |
Принцип наслаждения, воинствующий атеизм, с которыми выступили Эпикур, а за ним и Лукреций, стали предметом ожесточенной критики и общего негодования со стороны духовенства. Достаточно сказать, что Лукреций был объявлен богословами сумасшедшим, а книги Эпикура подвержены почти полному истреблению.