Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 51 страница




ИДЕЯ (греч. ιδέα), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. Для Платона И.— это идеальные сущности, лишённые телесности и являю­щиеся подлинно объективной реальностью, находя­щейся вне конкретных вещей и явлений; они состав­ляют особый идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божеств. духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на первый план выдви­гается теоретико-познават. аспект И. — разрабатыва­ется учение об И. как способе человеч. познания, ста­вится вопрос о происхождении И., их познават. цен­ности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мыш­ления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич. идеализме: Кант называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего предмета в нашей чувст­венности; по Фихте, И.- это имманентные цели, со­гласно к-рым «Я» творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.

В марксистско-ленинской концепции исходным яв­ляется материалистич. тезис о познании как отраже­нии действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации ре­зультатов опыта, но является отражением вещи, свой­ства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции раз­вития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую фор­му теоретич. освоения действительности. Конспекти­руя Гегеля, он пишет: «Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея — единство Begriff а с реальностью» (ПСС, т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реально­стью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, к-рое готово для своего прак­тич. воплощения. Отражение объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находя­щиеся в органич. единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеч. сознания. Т. о., И. яв­ляется активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практич. деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке И. выполняют различную роль. Они не толь­ко подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объ­яснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

В зависимости от своего содержания И., отражающие обществ. бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действитель­ность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ. прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, вы­ражающие интересы передовых обществ. классов, ус­коряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного. Примером передовых И. явля­ются идеи марксизма-ленинизма.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М.. 1970, его же, Энциклопедия филос. наук, т. 1, М., 1974; К о π н и н П. В., Диалектика как логика и теория позна­ния, М., 1973, гл. 6.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ίδιος - осо­бенный, своеобразный и γράφω — пишу), гл. обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность к-рого состоит в описании индивидуальных особенностей историч. фактов, форми­руемых наукой на основе «отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности «существенных». Представления о «ценности» помогают отличать культурные феномены от природных. Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом. Если естествознание устанавливает законы и обобщает, то история — индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исто-рич. индивидуум». Тем самым историч. процесс превра­щается в совокупность отд. уникальных событий, те­ряя связность и закономерность. Основанное на мета­физическом противопоставлении индивидуального и об­щего, учение об И. м. в конечном счёте сводит истори­ческий процесс к взаимодействию отд. личностей.

И. м. был попыткой филос. обоснования практики бурж. историографии, особенно школы Л. Ранке. В свою очередь, в соединении с теорией идеальных ти­пов М. Вебера, И. м. вошёл в методологию совр. бурж. философии истории и социологии.

• см. к статьям Номотетическии метод, Винделъбанд, Рик;-керт.

ИЕРАРХИЯ (греч. ιεραρχία, от ιερός — священный и ΐρχή — власть), принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упоря­дочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинён­ный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на выполнении определ. круга функций, причём на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции согласования, инте­грации. Необходимость иерархич. построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием боль­ших массивов информации. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информа­ция, охватывающая лишь отд. стороны функциониро­вания системы; на более высокие уровни поступает обобщённая информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются реше­ния, относящиеся к системе в целом. В реальных систе­мах иерархич. структура никогда не бывает абсолютно жёсткой — И. сочетается с большей или меньшей ав­тономией нижележащих уровней но отношению к вы­шележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации. По­нятие И. широко применяется в различных областях

ИЕРАРХИЯ 201

совр. науки в связи с распространением идеи и мето­дов кибернетики и системного подхода.

Термин «И.» был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Псев­до-Дионисием Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. упо­треблялся для характеристики организации христ. церкви. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового де­ления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и ха­рактеристики структуры власти, в особенности бюро­кратии. В совр. бурж. социологии многочисл. исследо­вания посвящаются И. престижа, богатства, власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, обществ. неравенства.

«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ», термин, использованный В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокрити­цизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологич. кон­цепции, к-рая утверждает, что ощущения являются ус­ловными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами. «И. т.» была разработана нем. физиологом Г. Гельм-гольцем на основе т.н. закона специфич. энергии орга­нов чувств. сформулированного нем. физиологом И. Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным устройством органов чувств. каждый из к-рых представляет собой замкнутую систему). Критика «И. т.» была дана Лени­ным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство между образом и отобра­жением. При этом диалектич. материализм отвергает метафизич. толкование ощущений как тождественных реальным вещам.

ИЗМЕРЕНИЕ, познават. процесс, определение отно­шения одной (измеряемой) величины к другой, приня­той за постоянную (к единице И.). Полученное в резуль­тате И. число (выражающее такое отношение) наз. численным значением измеряемой величины. По ха­рактеру выполняемых в процессе И. операций разли­чают прямые и косвенные И.; в последнем случае изме­ряется не непосредственно измеряемая величина, а нек-рая другая, связанная с ней заранее известным со­отношением. И. органически связано с наблюдением и экспериментом, образуя вместе с ними эмпирич. ос­нову науч. познания. Отвергая концепции И., ха­рактерные для позитивизма (толкующего И. как ис­точник физич. законов и физич. величин) и операцио-нализма (сводящего содержание физич. понятий к отд. операциям И.), диалектич. материализм рассматривает И. как важнейший момент в отражении объективно существующих соотношений между материальными объектами.

* Бриджмен П. В., Анализ размерностей, пер. е англ.,.—М., 1934; Лебег А., Об И. величин, пер. с франц., М., I9602; Мельников О. А., О роли И. в процессе позна­ния, Новосиб., 1968.

ИЗМЕРЕНИЕ в социальном исследова­нии, способ упорядочения социальной информации, при к-ром системы чисел и отношений между ними ста­вятся в соответствие ряду измеряемых социальных фак­тов. Различные меры повторяемости, воспроизводи­мости социальных фактов и являются социальными измерениями, или шкалами. С развитием общества получают распространение простые шкалы — ден. оценка труда, разряды квалификации, оценка успехов в обучении (система баллов), спорте и др. И. в обществ. науках отличается от таких «естественных» шкал точ­ным определением измеряемых признаков и правил построения шкалы.

В социальных исследованиях И. впервые вошли в употребление в 1920—30-х гг., когда исследователи

ИЕРОГЛИФОВ

столкнулись с проблемой достоверности при изучении обществ. сознания, социально-психологич. установок (отношений), социального и проф. статусов, обществ. мнения, качеств. характеристик условий труда и быта и т. д. Эти И. являются примером стандартизованной групповой оценки, когда с помощью методов выбороч­ной статистики измеряется «интенсивность» обществ. мнения.

И. разделяются на три типа: 1) номинальное — чис­ла, приписываемые объектам на шкале, лишь конста­тируют отличие или тождество этих объектов, т. е. номинальная шкала есть по существу группировка или классификация; 2) порядковое — числа, приписы­ваемые объектам на шкале, упорядочивают их по изме­ряемому признаку, но указывают лишь на порядок размещения объектов на шкале, а не на расстояние между объектами или тем более координаты; 3) интер­вальное — числа, приписываемые объектам на шкале, указывают не только на порядок объектов, но и на расстояние между ними. Интервальным И. является, напр., шкала привлекательности профессий. Такая шкала, придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по популярности, т. е. утверждать, что, напр., профессия шофёра на M бал­лов популярнее профессии слесаря и на К баллов менее популярна, чем профессия лётчика. Однако она не позволяет утверждать, что интерес к профессиям шофёра и слесаря превышает интерес к профессии лётчика, если сумма соответствующих баллов превы­шает балл профессии лётчика. Нахождение количеств. меры социальных явлений и процессов ограничивается этими тремя типами И. Предпринимаются попытки со­здания четвёртого типа И.— количественного, с введением единицы И.

• Ядов В. А., Методология и процедуры социологич. иссле­дований, Тарту, 1968; 3 д p а в о м ы с л о в А.Г., Методоло­гия и процедура социологич. исследований, М., 1969; Социаль­ные исследования: построение и сравнение показателей М 1978.

ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ, логико-матема-тич. понятия, выражающие одинаковость (изо­морфизм; от греч. ίσος — одинаковый и μορφή — фор­ма) либо уподобление (гомоморфизм; от греч. όμός — один и тот же, равный) строения (структуры) систем (множеств, процессов, конструкций). Систе­мы А и А1 наз. изоморфными (или находящимися в от­ношении изоморфизма), если между их элементами, а также функциями (операциями), свойствами и отноше­ниями, осмысленными для этих систем, существует или может быть установлено взаимно-однозначное соот­ветствие. В этом случае каждая из систем А и А1 наз. изоморфным образом другой.

Для изоморфных систем выполняются след. условия. 1) Каждому элементу а, принадлежащему одной из них, напр. системе А (что записывается как а А), соответствует единств. элемент α1 А1 (образ элемента а в системе А1) и наоборот. 2) Каждой функции φ, опре­делённой на элементах системы А и принимающей зна­чение в А, для образов этих элементов в системе А1 со­ответствует единств. функция φ1, и, наоборот, функции φ1 в А1 соответствует единств. функция φ в А (для соответств. элементов). 3) Для каждого свойства Р, к-рым обладают к.-л. элементы из А, и каждого отноше­ния R, в к-ром находятся наборы к.-л. элементов из А, для образов этих элементов в А1 существуют взаимно­однозначно соответствующие им свойства Р1 и R 1. Замена условия (1) более слабым требованием однознач­ного соответствия элементов только в одну сторону, напр. от А к А1 (так что каждому α А соответствует единств. элемент а1 А1, но не наоборот: элементу а1 в А 1 может соответствовать много разных элементов в А), приводит к более общему (и более слабому) от­ношению гомоморфизма. В этом случае А наз. гомоморфным прообразом для A1, a А1 гомоморфным образом системы А. Гомо­морфный образ упрощает структуру прообраза, т. к.

допускает множество «склеенных» элементов, соответ­ствующих нек-рому элементу а 1 А1. Аналогично ослабление условий (2) и (3), связанных между собой, ведёт к понятиям, выражающим дальнейшее упроще­ние уподобления системы А1 системе А.

При использовании надлежащих абстракций и идеа­лизации под понятия И. и г. могут быть подведены широкие классы отношений, существующие между сис­темами различной природы (напр., отношения между фотографией и оригиналом, переводом языкового текс­та на нек-рый язык и подлинником, географич. картой и соответств. местностью, чертежом машины и самой машиной, разговорной речью и магнитной лентой, на к-рой она записана, движениями небесных тел и описы­вающей их системой дифференциальных уравнений и т. п.). Вполне точно понятия И. и г. реализуются в математике и логике.

Изоморфизм представляет собой отношение типа равенства. Отсюда проистекает его методологич. зна­чение как средства обоснования правомерности пере­носа знаний, полученных при изучении одной изоморф­ной системы, на другую. В отличие от изоморфизма, гомоморфизм, не будучи симметричным отношением, обосновывает перенос знаний лишь с гомоморфного образа на прообраз, но не наоборот (любые знапия, извле­каемые, напр., из верной географич. карты, переносимы на соответств. местность, но не всё, что имеется на мест­ности, отображается на карте). Понятия И. и г. (всякий изоморфизм есть гомоморфизм, но не наоборот) исполь­зуются для характеристики понятия модели и метода моделирования, а также гносеологич. категории обра­за (если он фиксирован средствами к.-л. знаковых систем).

* Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Бирюков Б. В., Кибернетика и методология науки, М., 1974; Ван-дер-Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 19792.

ИЛЬИН Иван Александрович [16(28).3.1882, Моск­ва,— 21.12.1954, Цюрих], рус. религ. философ, пред­ставитель неогегельянства. Автор наиболее значи­тельного в истории рус. идеализма труда о Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2, 1918, нем. пер. 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят. выработ­ке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Ха­рактеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской фи­лософии в неспособности «разумного понятия» пол­ностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс. значение понятия «спекуля­тивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопо­ставлении с «конкретно-эмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И. харак­терно обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие «религ. акта» как «личного духовного состояния» человека.

Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятель­ность. Жил и преподавал в Берлине, в 1934 уволен на­цистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.

• Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Воп­росы философии и психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2); Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религ. опыта, т. 1—2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.

• История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D. Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.

ИЛЬИЧЕВ Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк. коммунистич. ун-т (1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930—58 преподавал и одновременно работал в печати (ответств.

секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ. «Известия», гл. ред. гаа. «Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958—61 зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС. В 1961—65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952—56 и с 1981 кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956—61 и 1976—81 чл. ЦРК КПСС, в 1961—66 чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР в 1962—66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР (1980). Осн. работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и естеств. наук, внеш. политике СССР и междунар. отношениям.

* О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и тех­ники и междунар. отношения, М., 1958; Науч. основа руководст­ва развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963; Фридрих Энгельс. Биография, М., 1970 (рук. авт. кол­лектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М., 1971; Философия и науч. прогресс, М., 1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич. функциях диа­лектики, М., 1981; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая теория развития, т. 1— 2—, М., 1982—(рук. авт. коллектива).

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеа-листич. направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием созна­ния и отрицающее существование независимой от со­знания действительности. К этому направлению при­надлежали нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструи­руется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сбли­жаясь с осн. тенденцией неокантианства), она отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реаль­ности, и, т.о., становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, со­держание сознания превращается в единств. реаль­ность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф. признаёт су­ществование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне нашего сознания). Часть сто­ронников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истин­ности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из к-рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако при­знание бога и теологич. выводы требуют, в свою оче­редь, пересмотра всей концепции И. ф.— перехода от субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеа­листическому. И. ф. была подвергнута резкой критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокрити­цизм» (см. ПСС,, т. 8).

• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916; см. также лит. к статьям Ремке, Шуппе.

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне прису­щее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалек­тика утверждает, что движение и развитие имманент­но материи. В истории философии И. противополага­ется трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со времени Канта, по­ставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах: с т. зр. Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в противоположность незакон-

ИММАНЕНТНОЕ 203

ному — трансцендентному употреблению разума, вы­ходящему за границы возможного опыта). Представи­тели имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания. Имманентной называют также филос. кри­тику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр. последовательного проведения его собств. предпосы­лок.

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях, категорический императив — безусловный принцип по­ведения.

ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium — власть, господ­ство), высшая, монополистическая и последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. револю­ции. Науч. теория И. разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И., Ленин писал: «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монопо­лип и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира между­народными трестами и закончился раздел всей террито­рии земли крупнейшими капиталистическими страна­ми» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характери­зуется тем, что «империализм есть особая историче­ская стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1) монополистический капитализм;

(2) — паразитический или загнивающий капитализм;

(3) — умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового капитализма и революц. борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образова­ние мировой социалистич. системы, крах колон. сис­темы полностью подтвердили правильность марксист­ско-ленинского анализа капитализма и его высшей стадии — И. Характеристику И. как стадии в разви­тии капиталистич. общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.

«ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИ­ТАЛИЗМА», произв. В. И. Ленина, в к-ром он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития капиталистич. общества — империализма; внёс новый вклад в экономич. учение марксизма и в теорию исто­рич. материализма. «И., к. в. с. к.» — прямое продол­жение и дальнейшее развитие «Капитала» К. Маркса.

Книга написана в янв.— июне 1916 в Цюрихе. Ма­териалы к книге собирались Лениным задолго до её написания. Непосредственно к изучению лит-ры по империализму Ленин, очевидно, приступил с сер. 1915, будучи в Берне (Швейцария). Подготовит, ру­кописи, опубликованные впоследствии под общим назв. «Тетради по империализму» (см. ПСС, т. 28), составляют ок. 50 печатных листов и содержат выписки из 148 книг и 232 статей, множество отд. замечаний, историч. экскурсов, подсчётов, заметок.

Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы к легальной серии «Европа до и во время войны». Это во многом предопределило стиль изложения материала. «Брошюра,— отмечал Ленин,— писана для царской цензуры. Поэтому я не только был вынужден строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в осо­бенности — анализом, но и формулировать необходи­мые немногочисленные замечания относительно поли­тики с громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским — языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революцио­неров, когда они брали в руки перо для „легального" произведения» (там же, т. 27, с. 301). Ряд политич.

ИМПЕРАТИВ

выводов Ленин сформулировал в общей форме, без «раздражающих» цензуру терминов и определений (напр., в книге нигде нет слова «социализм», хотя все её содержание характеризует империализм как ка­нун социалистич. революции). Ленинский труд — классич. образец творч. развития марксизма и вместе с тем блестящий пример использования легальных возможностей для пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под заглавием «Империализм, как новейший этап капитализма. (По­пулярный очерк)» книга вышла в свет в сер. 1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).

Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав.

В то время как бурж. экономисты и реформисты иска­ли корни империализма в сфере политической и даже психологической, Ленин начинает изучение новой ста­дии капитализма с анализа её экономич. базиса (пер­вые 6 глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн. экономич. признаков империа­лизма: 1) произ-во и капитал концентрируются до сте­пени возникновения монополий; 2) банковский капитал сливается с промышленным, на базе чего создаётся финанс. капитал, финанс. олигархия; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важ­ное значение; 4) образуются междунар. союзы капита­листов, делящие мир; 5) заканчивается терр. раздел мира между крупнейшими капиталистич. державами.

В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений новой эпохи. Он показывает, что империализм есть прямое следствие развития осн. характеристик домонополистич. капитализма, причём нек-рые из них постепенно превращаются в свою про­тивоположность. Так, конкуренция, эта осн. черта до­монополистич. капитализма, вытесняя мелкое произ-во, диалектически превращается в свою противополож­ность — монополию. Но монополии не устраняют своей противоположности — конкуренции, т. к. те­перь конкурируют могуществ. объединения финанс. капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее обобществление произ-ва при сохране­нии частной собственности углубляет осн. противоре­чие капитализма между обществ. характером произ-ва и частной формой присвоения, ведёт к загниванию капи­тализма и создаёт материальную базу для перехода к социализму.

Определив экономич. сущность империализма, Ле­нин переходит к обобщающей его характеристике, кри­тике буржуазно-аиологетич. «теорий» империализма (Дж. Гобсона, К. Каутского, Р. Гильфердинга и др.) и к анализу историч. места империализма (главы 7—10). Ленин показывает, что изменения в экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц. из­менения и в надстройке, что империализм есть загнива­ние капитализма в целом. Рост милитаризма, шови­низма, национализма, расизма, возникновение все­возможных реакционных экономич., политич., филос. и социологич. теорий, защищающих и приукрашиваю­щих империализм,— осн. признаки такого загнивания.

Осуществив в своём исследовании требование единст­ва логич. и историч. анализа, Ленин решает вопрос и об историч. месте империализма. Капитализм стал империализмом лишь «...на определенной, очень высо­кой ступени своего развития, когда некоторые основ­ные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализ­ма к более высокому общественно-экономическому ук­ладу» (там же, с. 385), т. е. к социализму. Т. о., в ра­боте Ленина империализм предстал в целом как необ­ходимый результат развития общества и как ступень на историч. пути капитализма к его неизбежной гибели.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 243 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2345 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.