Когда началась вторая мировая война, и особенно после того как европейские союзники на первом ее этапе понесли ряд тяжелых поражений, националистический угар полностью охватил правительство Пибуна. Уже в 1939 г. в Таиланде была создана специальная организация «Партия тайской крови», которая крикливо агитировала за возвращение Лаоса и Западной Камбоджи под власть тайской монархии. Япония всячески подогревала претензии Таиланда, стремясь прочнее привязать его к странам «оси». В июне 1940г. между Японией и Таиландом был заключен договор «о дружбе». Англо-французская дипломатия в это время также не дремала. В 1940 г. Англия и Франция поспешили заключить с Таиландом договоры «о дружбе и ненападении». Договор с Англией был ратифицирован Таиландом в августе 1940 г. Что касается договора с Францией, то правительство Пибуна его не ратифицировало, так как Франция не удовлетворила требование Таиланда возвратить ему правобережную часть Лаоса.
Летом 1940 г. перед Таиландом с особенной остротой стал вопрос: на чьей стороне выступить в столкновении двух групп империалистических держав? Пибун Сонгкрам более склонялся к союзу с Японией. Приди Паномионг, ранее, на посту министра иностранных дел, сделавший немало для таиландско-японского сближения, теперь пришел к выводу, что слишком близкий и слишком сильный сосед — Япония стала гораздо опаснее, чем отдаленные и ослабленные войной Англия и Франция, у которых в такой обстановке и мирным путем можно вырвать немалые уступки. Кроме того, у Приди как у лидера гражданской группы в правительстве были свои особые соображения против тесного союза с милитаристской Японией. Этот союз несомненно резко усилил бы армейскую группу Пибуна, который уже и так претендовал на роль военного диктатора, стремясь оттеснить от власти гражданских. Позицию Приди в вопросе о союзниках поддерживал лидер морской группы — военно-морской министр адмирал Тамронг Навасават.
Хотя дальнейший ход войны оказался неудачным для Таиланда (17 января 1941 г. в битве при о-ве Ко-Чанг в Сиамском заливе таиландский флот был наголову разгромлен французским), ему с помощью Японии (за спиной которой стояла Германия) удалось закрепить за собой захваченную территорию. 21 января 1941 г. Япония снова обратилась к правительству Виши с предложением о посредничестве. 30 января 1941 г. на борту японского крейсера было подписано мирное соглашение, в сущности продиктованное странами «оси». 9 мая 1941 г. в Токио между Таиландом и Виши был подписан мирный договор, по которому правительство Виши уступало Таиланду правобережную часть Лаоса, а также западные провинции Камбоджи, которыми Таиланд владел до 1907 г.
В благодарность за оказанную услугу Таиланд подписал с Японией соглашение «о безопасности и политическом взаимопонимании», которое втягивало его в японскую «сферу сопроцветания».[7]
В июне 1941 г. японские войска вторглись в Индокитай. Мировая война вплотную приблизилась к границам Таиланда. В таиландском правительстве снова начались колебания по поводу целесообразности слишком тесного союза с Японией. В конце 1941 г. правительство Пибуна обратилось к Англии и США с просьбой в быстрейшие сроки предоставить Таиланду оружие на случай возможного нападения Японии.
21 декабря Таиланд заключил союз с Японией (войска ее оставались в Таиланде до конца войны), а 25 января 1942 г. объявил войну Англии и США. Правительство Пибуна немедленно конфисковало всю собственность английских, американских и голландских фирм, и, хотя часть имущества союзников захватила Япония, приобретения Таиланда были весьма велики. Только одна Англия в 1941 г. владела тремя из шести иностранных банков Таиланда, более чем 1/3 торгового флота, плававшего в Таиланд, и контролировала более 1/3 его внешней торговли. В целом Англии до войны принадлежало 80% иностранных капиталовложений в экономику Таиланда.
После ликвидации иностранных банков Таиланд начал создавать собственную банковскую систему. В 1942г. были открыты Государственный центральный эмиссионный банк Таиланда и Государственный провинциальный банк. В 1942—1943 гг. в результате сотрудничества тайской военной бюрократии с крупной китайской буржуазией был создан ряд частных банков.
Определенные изменения произошли в сфере торговли и промышленности. В 1942 г. на базе бывшей английской и датской собственности была организована Государственная компания по производству олова и каучука с капиталом 50 млн. бат. Затем возникла Тайская лесная компания с капиталом 20 млн. бат, к которой перешли бывшие иностранные лесные концессии. В 1942—1943 гг. благодаря резкому ослаблению иностранной конкуренции наблюдается довольно значительный рост частной промышленности и торговли.
Но с конца 1943 г. экономическое положение страны стало быстро ухудшаться. Японцы в первые годы оккупации поддерживали импорт в Таиланд необходимых промышленных товаров на достаточно высоком уровне и даже предоставили Таиланду в июне 1942 г. заем в 200 млн. иен для закупки этих товаров. Но к осени 1943 г. в связи с военными трудностями производство гражданской продукции в Японии упало. Ввоз ряда товаров в Таиланд сократился.
В то же время Япония имела собственные большие запасы риса, олова и каучука, награбленные в других странах, и была заинтересована только в покупке в Таиланде хлопка, которого там в эти годы производилось мало. К концу войны в Таиланде скопилось 1,5 млн. т непроданного риса.
Экономическая разруха усугублялась тяготами, вызванными присутствием в стране японских войск. Одно их содержание обходилось в немалую сумму.
В довершение всего в годы войны на Таиланд обрушились стихийные бедствия. В 1942 г. в результате сильного наводнения погиб урожай на 30% посевных площадей центра страны. В результате эпизоотии упало поголовье буйволов: с 6,3 млн. голов в 1941 г. до 3,9 млн. голов в конце 1945 г. Была подорвана основная тягловая сила крестьянского хозяйства (тракторы в это время в Таиланде считались на десятки). Крестьянам зачастую нечего было есть, тогда как склады крупных торговцев ломились от непроданного риса.
Ухудшение экономического положения страны привело к резкому возрастанию недовольства народных масс. В своих лишениях они справедливо винили как японцев, так и поддерживавшее Японию правительство Пибуна. В Таиланде начинает расти влияние демократических сил. 6 ноябре 1942 г. состоялся первый, учредительный съезд Коммунистической партии Таиланда. В 1944 г. была образована Ассоциация профсоюзов Бангкока, впервые в истории страны объединившая тайские и китайские профсоюзы. Недовольством масс воспользовалась та часть правящего класса, которая придерживалась прозападной ориентации. Активизации этой группы способствовали успехи антигитлеровской коалиции в борьбе против стран «оси», в особенности разгром немецких войск под Сталинградом в начале 1943 г. В этом году в Таиланде возникает подпольное антияпонское движение «Свободное Таи». Во главе его встает Приди, который еще в январе 1942 г., будучи регентом королевства, предусмотрительно отказался подписать акт об объявлении войны Англии и США. Представителем «Свободного Таи» в США и посредником между Приди и американской разведкой становится бывший таиландский посол в Вашингтоне Сени Прамот, не признавший, как и Приди, объявления войны и отказавшийся вернуться на родину.
Американское правительство со своей стороны оказывало движению Приди и Сени всяческую поддержку, официально заявляя, что оно не считает Таиланд воюющей против союзников страной, а рассматривает его как страну оккупированную, которая должна быть освобождена.
Но дальнейший ход событий явственно показал, что этот «подарок» не удержать. К лету 1944 г. поражение стран «оси» стало очевидным для самых матерых реакционеров. Поэтому Пибун Сонгкрам не слишком противился, когда в июле, 1944 г. безгласная до того Ассамблея внезапно предложила ему подать в отставку.[8]
Задачей нового правительства, которое возглавил Куанг Апайвонг, стали поиски по возможности безболезненного выхода из войны. Слишком скомпрометировавший себя Пибун ушел в тень, зато чрезвычайно возросло политическое влияние Приди, который, формально оставаясь регентом, фактически руководил деятельностью правительства Куанг Апайвонга.
Между тем национально-освободительное движение в Таиланде продолжало шириться и уже стало перехлестывать через рамки, намеченные его верховным руководством и американской разведкой. Леворадикальная группа «Свободного Таи» требовала начать антияпонское восстание весной 1945 г. Но это не входило в планы англоамериканского командования, боявшегося, что окрепшая в борьбе с японцами национально-освободительная армия станет слишком самостоятельной силой и к руководству в ней придут леводемократические элементы. И американская разведка всячески нажимала на Приди, чтобы он оттянул восстание.