Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Повороты разбавленные и концентрированные 3 страница




падает, например, почти в стойку на руках, рис. 121-а), увеличивает­ся амортизация при падении на опорные звенья (исполнителя «за­лавливает» на опоре). Как итог — резко снижается общая энергетика движения, для возобновления которой пришлось бы развивать при отталкивании нереальные по величине усилия.

Конечно, теоретически, можно представить себе все полетные фазы опорного прыжка высокими, но для этого либо двигательный аппарат гимнаста, гимнастки должен быть вовсе не таким, каким его создала для нас природа (гораздо более сильным и механически проч­ным), либо прыжковые снаряды должны стать подобными, напри­мер, батуту, хотя и в этом случае некоторые трудности распределения мощностей отталкивания и высот полета обязательно сохранилось бы.

Итак: либо низкий стремительный наскок с хорошим вылетом после толчка руками, либо высокий наскок с низким тяжелым дви-


Уходящее понятие

жением во втором вылете. Впрочем, как говорилось, дано и третье — две примерно равных, но посредственных фазы полета. Выбор — дело вкуса, хотя очевидно, что первый вариант — наиболее грамот­ный и перспективный.

УХОДЯЩЕЕ ПОНЯТИЕ

В опорных прыжках недавнего прошлого бытовало понятие «замаха». Считалось, что «хороший прыжок» нужно делать непре­менно с «замахом». Это означало, что в момент постановки рук на снаряд тело должно быть достаточно высоко приподнято над опорой {рис. 121-а). При этом предполагалось, что чем выше замах, тем выше и класс исполнения. Сразу заметим, однако, что высокий замах вовсе не обязательно означает высокий полет (хотя это, по логике вещей, и подразумевается). Ведь можно, быстро сходя плечами вперед с мостика, иметь относительно невысокую траекторию ОЦТ тела (см. рис. 120-а), но быстро вращаться всем телом, и тогда ноги успева­ют подняться до положения высокого замаха.

Однако практический опыт, как всегда, вносил поправки в су­дейские и тренерские фантазии. Нетрудно было заметить, что прыж­ки с высоким замахом — вещь очень проблематичная, особенно при такназываемых «прямых» прыжках («лётом» и т. п.). Жизнь устано­вила на этот счет свои мерки. Например, в программах и правилах соревнований писалось: «с замахом не ниже 30°». Более низкий на­скок мог караться снижением оценки, а более высокий... редко кто и делал.

Объяснялось это тем, что от высоты замаха существенно зависит механика самого отталкивания. Если гимнаст, гимнастка делают прыжок типа переворота вперед, то высокий замах (рис. 121-а) со­кращает оставшийся до приземления путь, но, одновременно, суще­ственно ослабляется и'осложняется динамика взаимодействия с опорой при отталкивании руками (139). Биомеханически гораздо эффективнее более низкий стремительный наскок (б), сопровожда­ющийся хорошо выраженным упруго-жестким «подседанием» тела на опоре, т. е. амортизацией (к.к. 1—2) с последующим мощным вы­талкиванием (к.к. 2—5). В этом случае некоторое увеличение углово­го пути до приземления с лихвой искупается резким повышением мощности движения, возрастанием высоты и времени полета. Тем более уместен низкий наскок, если это прыжки типа «лёта» (137).

Таким образом, характерное для современного состояния опор­ных прыжков повышение скорости набегания на мостик и общей



ПРЫЖОК _________________________________________________________

мощности прыжков требуют безусловно низкого, «настильного» движения тела не только при наскоке на ноги, но и при приходе на руки — с выраженным «стопорящим» эффектом отталкивания, и высокие «замахи», как символ «хорошего» прыжка здесь совершенно неуместны.

137. ИСТОРИЯ «ЛЁТА»: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ЗАБВЕНИЕ

«Прямые» прыжки были на протяжении десятилетий главенству­ющими. Их делали не только мужчины, но и женщины. От простей­ших упражнений вроде прыжков ноги врозь через козла они дошли до очень сложных и трудных элементов типа прыжков лётом с пово­ротом на 360°.

Очень показательна и поучительна эволюция техники упражне­ний этого ряда (рис. 122).

Когда-то простейшие прыжки ноги врозь исполнялись с более или менее высоким замахом (136). На фиг. «показан такой «солид­ный» прыжок, хотя разведение ног в нем позволяло сделать его го­раздо более упрощенным, низким.

На смену «разножке» у старших гимнастов пришел прыжок «со­гнувшись», «схилка» (б). Геометрия этого движения заставляла в лю­бом случае использовать достаточно высокое движение, а значит и более интенсивные действия, так как в противном случае удовлетво­рительное приземление было бы невозможным. Забегая вперед, ска­жем, что по всей логике вещей дальнейшее развитие «схилки» долж­но было бы лежать в направлении прыжка прогнувшись — будущего «лёта», ибо структура прыжков согнувшись и прогнувшись принци­пиально одинакова, различаются лишь рабочие углы и мощность действий; уменьшение сгибания в тазобедренных суставах при одно­временном повышении мощности этого действия должно было логи­чески привести к тому, что позднее стало грамотным «лётом».

Но мысль тренеров и гимнастов внезапно перескочила сразу, как всем казалось, на более «чистую» форму прыжка прогнувшись (в). Гимнаст наскакивал с легким замахом на коня (к. Г), а затем — сохра­няя прогнутое положение или чуть выпрямляясь (к.к. 1—2) — как бы проталкивал опору прямыми руками под себя, резко подавая плечи вперед и вверх. Это действие призвано было играть важнейшую роль «контртемпа», необходимого здесь для перемены вращательного движения с вращения вперед (в наскоке на руки) на вращение назад (перед доскоком). Таким образом, контрдействия поручались здесь



ПРЫЖОК


138. История переворотов: рождение


— расцвет...


 


в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие ис­полнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в поле­те недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тог­да как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное проги­бание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземле­ния. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом».

Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х го­дов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысо­кого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникаю­щее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натя­гивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в та­зобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало харак­тер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индика­торным положением для такого «лёта» было горизонтальное положе­ние ног гимнаста конце «кипы» (к. 2).

По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46,47). Тра­диционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техни­ка «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46,47).

Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гим­настки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено


было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворо­том вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современ­ные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достой­ном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комите­тах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопро­сами структуры, техники и реальной трудности гимнастических дви­жений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды.

138. ИСТОРИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ПЕРЕРОЖДЕНИЕ...

Прыжки переворотом делались испокон веков, но до 70-х годов нисколько не выделялись по трудности в сравнении с «прямыми» прыжками. Прыжки лётом, имевшие в 50—60-х годах широкое рас­пространение, даже предпочитались как более достойные. И дей­ствительно, простые перевороты вперед по своим структурным при­знакам —упражнения более простые и физически легкие, чем «лёты» (несмотря на вращение через голову — вещь, в общем-то, для подго­товленного гимнаста элементарную).

Нов 70-х годах произошла революция. Молодое поколение гим­настов-мужчин, дерзая, прорвалось на качественно иной уровень пе­реворотов, добавив в эти прыжки одноименное сальто.

Этот переход дался мужчинам, а несколько позднее и женщинам, очень нелегко: чтобы ввести сальто в переворот, понадобился целый порядковый скачок, означавший формирование, по сути дела, совер­шенно новой модели гимнаста-прыгуна. При всем почтении к таким титанам как Чукарин, Оно, Муратов, Шахлинидаже более молодым, таким как Воронин, нужно сказать, что они бы не смогли в принципе освоить такой прыжок нового класса. Для этого нужна была изна­чально другая технико-физическая подготовка, ориентированная на более высокий уровень: нужно было научиться иначе бегать, иначе толкаться ногами и руками, по-другому вращаться. И это произош­ло, но произошло не вдруг. Между поколением ветеранов и новой плеядой прыгунов, которые стали все более успешно осваивать «пе­реворот-сальто», должна была «лечь» прослойка из прыгунов-пионе­ров, энтузиастов, которые захотели бы дерзнуть и разучить совер­шенно новые прыжки рискуя если не здоровьем, то — сиюминутным успехом и престижем. Впрочем, так оно всегда и бывает.


ПРЫЖОК


Не только руками


 


Сейчас ординарные прыжки типа «переворот-сальто» стали для мастеров не только доступными, но и довольно банальными, едва ли не элементарными. Это означает, что на смену естественным началь­ным формам должны были придти и пришли более сложные и разно­образные формы переворотов: «куэрво», «роче», «цукахара» и др. На рубеже 90-х годов эволюция прыжков этого класса подошла к уров­ню, на котором развитие вообще всяких полетных движений может стать особенно плодотворным и богатым. Это уровень освоения дви­жений выпрямившись (26,28, 156). Стало возможным освоение пе­реворотов вперед и сальто с прямым телом, а, значит, и вполне дос­тупное, без лишнего «героизма», исполнение двойных вращений, наиболее сложных поворотов и т. д. То же самое относится ко всем прыжкам типа «цукахара», а также к прыжкам с рондатовым наско­ком на мостик, боковым сальто и т. п.

Но исторические пути неисповедимы. Развитие гимнастических упражнений, конечно, подчиняется определенным законам, но идет дорогой времени подобно рыцарю, который на распутье выбирает лишь один из возможных путей, тогда как есть и совсем другие... Гим­насты могли бы и дальше плодотворно развивать, например, «лётовЫё» прыжки, но предпочли более легкие и зрелищные прыжки переворо­том. И это понятно, естественно и, в общем, предсказуемо. Советский гимнаст А. Углев впервые показал прыжок, который позднее стал на­зываться «цукахара», и можно было дальше успешно развивать это на­правление (что и осуществили женщины), но довольно скоро прыжок «цукахара» переродился в движение другого типа, и это не сразу заме-тили даже судьи и деятели ФИЖ, не говоря о тренерах и гимнастах. Сейчас подлинный «цукахара» мужчинами почти не исполняется, а его место (часто с тем же названием) занял совсем другой прыжок (145).

НЕ ТОЛЬКО РУКАМИ

Комментируя эволюцию «лётов» (137), мы видели, что совершен­ствование отталкивания руками там протекало за счет вовлечения в работу — кроме рук и звеньев плечевого пояса — еще и других отде­лов двигательного аппарата. Достаточно вспомнить столь характер­ную для модернизированного лёта «кипу» — акцентированное сгиба­ние в тазобедренных суставах.

А что же перевороты? Как там исполнялось и исполняется оттал­кивание руками?

Строго говоря, никакое (никакое вообще!) отталкивание, с какой опорой оно бы ни исполнялось (ногами, руками, тазом т. п.), выпол-


няется не только и не столько действиями в приопорных звеньях, сколько всем двигательным аппаратом. Думать (и, что самое глав­ное — пытаться делать) по-другому значит совершенно не понимать сути этого важнейшего двигательного действия. С этой точки зре­ния, отталкивание в опорных прыжках всегда было и остается генера­лизованным действием, знаем мы об этом или не знаем.

Другое дело, насколько эти тотальные действия всем телом выра­жены и как они технически выстроены!

Поколения гимнастов и гимнасток, не знавших прыжков класса «переворот — сальто», во всех фазах прыжка, включая разбег, дей­ствовали, с современной точки зрения, довольно вяло, маломощно, так, что и отталкивание руками чаще выглядело как изолированная работа рук и плечевого пояса (рис. 121-а). Не слишком активно раз­бегаясь, гимнаст наскакивал на руки с высоким замахом (136), с пря­мым телом, и далее, стремясь сохранить это «правильное» положе­ние, «переваливал» вперед, за вертикаль с финальным доталкивани-ем кистями и с посильными действиями в плечах. Такая техника была удовлетворительной для 50-х, начала 60-х годов, но ныне каза­лась бы очень тяжеловесной и примитивной, а главное — совершенно бесперспективной в отношении возможного усложнения движения. Но даже эта техника содержала в себе (не могла не содержать) зача­точные элементы генерализованного отталкивания, правда, плохо выраженные из-за низкой мощности действий в целом, начиная с разбега.

Но с годами произошло то, что и должно было произойти: гимна­сты-мужчины и гимнастки стали действовать мощнее, напористее, и двигательный аппарат стал работать при переворотах иначе. На фиг. б— типичная картина отталкивания при современном переворо­те вперед. Исполнитель наскакивает на руки с нарочито низким за­махом (гимнастки напрыгивают на коня, ставя руки на его ближний скат — во избежание соскальзывания кистей); тело при этом практи­чески прямое или едва прогнутое32 (к. 1). Затем следует хорошо выра­женная фаза амортизации (к.к. 1—2), когда тело прыгуна жестко, но

32 Начальное прогибание биомеханически необходимо как технический эле­мент, заранее задающий направление будущего изменения формы тела и смяг­чающий компрессию, возникающую при наскоке на руки. Низкий наскок на большой скорости с совершенно прямым и жестким телом вызывал бы опасный, направленный вдоль позвоночника удар. Любопытная аналогия: фехтовальщи­ки в ходе схватки все время подгибают лезвие оружия, чтобы при лобовом стол­кновении оно сразу более мягко амортизировало, не провоцируя опасных про­калывающих ударов.


 




ПРЫЖОК ____________________________________________________________

упруго «подседает», подчиняясь инерционному напору. При пока­занной на рисунке технике это происходит за счет движения плечами вперед (но без «сваливания» ими!) с одновременным прогибанием тела в грудной и поясничной частях туловища и одновременным рессорным «проваливанием» плечевого пояса. Окончание этой фазы обычно со­провождается максимальным давлением руками на опору (к. 2).

Немедленно после упругого «подседания» на опоре начинается выталкивание тела вверх от нее (к.к. 2—5). В описываемом случае эта выталкивание связано с мощным выпрямлением тела, по возможно­сти синхронным во всех суставах. Обратим внимание и запомним, что физически, и анатомически это однонаправленные действия, они дают удаление масс тела от поверхности коня при одновременном сгибании в плечевых, межпозвонковых и тазобедренных суставах. Поэтому здесь вполне уместен столь же быстрый, как само отталки -вание, перевод головы на грудь, который не только удобен для ори­ентировки в пространстве, но и рационален как средство стимуляции мышц-сгибателей.

Иногда, в ответ на рассказ о технике такого (казалось бы, для всех очевидного) отталкивания, можно слышать: неужели для хорошего толчка нужно вот так специально подседать, прогибаться, а потом выпрямляться?

Нет, конечно, специально делать этого ни в коем случае не следует хотя бы потому, что все это происходит непроизвольно и очень быстро (все отталкивание, особенно мощное, вообще длится чуть больше од­ной десятой секунды; за это время можно только моргнуть). Главная задача прыгуна при исполнении подобных действий — все время удерживать высокий мышечный тонус, действовать достаточно «же­стко», и тогда все остальное получится «само собой» (сравните с жес­тко-упругим приходом на опору при отталкивании ногами). Поэто­му тренеру следует, хорошенько разобравшись в описанной картине, подумать — о чем следует гимнасту сказать, а о чем лучше до времени умолчать (см. также 154)...

Итак, описанное мощное отталкивание выпрямлением, казалось бы, весьма рационально и естественно. Однако и тут есть свои ого­ворки, о которых также следует знать.

140. СКРЫТЫЙ ПОРОК ИЛИ ДОСТОИНСТВО?

Вернемся к технике переворотов. Мощное выпрямление (удлине­ние!) тела, предшествующее переходу в полет, — общее свойство всех отталкиваний, их обязательная принадлежность, без которой


___________ 140. Скрытый порок или достоинство?

отталкивание вообще не возможно. Но обратили ли вы внимание на то, что описанный выше традиционный переворот (не только про­стейший, но и с добавочным сальто) базируется на выпрямлении сги­банием"?

Давайте вдумаемся. Ведь это означает — ни больше, ни меньше — как наличие в этом отталкивании контрдействий по отношению к необходимому здесь вращению вперед.

В самом деле, посмотрим на.рис. 123. Переходя из положения, со­ответствующего окончанию амортизации (к. 2), в прямое положение при отрыве от опоры (к. 3), исполнитель не только удлиняет тело, отталкиваясь от поверхности коня, но и заставляет периферические звенья (ноги, нижние отделы туловища) столь же активно вращаться назад (на рисунке — по часовой стрелке), то есть...против вращения в перевороте вперед\ А мы знаем, что всякое такое действие должно влиять на вращение тела в полете, снижать его интенсивность.

И действительно, чем активнее выполняется описанное отталки­вание, тем больший процент вращения тела теряется для переворота вперед. Иначе говоря, описанная техника не вполне идеальна, осо-


ПРЫЖОК


141. Накат + курбет + группировка


 


бенно если учесть высокий запрос на вращение в современных прыжках типа «переворот — сальто».

Что же делать? Можно ли как-нибудь избавиться от этой непри­ятной особенности такого отталкивания?

К сожалению, идеального решения этого вопроса не существует, хотя поводы для обсуждения более выгодных технических способов получения вращения тела при переворотах есть, и достаточно инте­ресные (143).

А сейчас попробуем найти в описанной технике не только недоче­ты, но и достоинства.

Дело в том, что сочетание в одном движении технических средств, как способствующих основному вращению, так и противодействую­щих ему, создает интересные условия для гибкого управления дви­жением.

Вспомним такие специфические движения, как сальто или пере­вороты сгибаясь-разгибаясь, к анализу которых мы уже обращались (23). Задача, с которой обычно сталкивается исполнитель таких уп­ражнений, заключается в сохранении, ажелательно и наращивании, общей мощности движения (высоты полета и др.) при одновремен­ном ограничении вращения тела.

Не являются исключением и опорные прыжки. В перевороте впе­ред сгибаясь-разгибаясь возникают те же проблемы. Если делать прыжок на полной мощности, но отталкиваться руками как в обыч­ном перевороте, то «перекрут» неизбежен. Если же снижать мощ­ность движения до уровня, при котором и плотное сгибание-разги­бание, и приемлемый приход на ноги станут возможными, то упраж­нение будет выглядеть параметрически убогим (23).

Но правильное решение задачи есть, и достигается оно путем при­менения активного сгибания тела при отталкивании (б). В этом слу­чае исполнитель не ограничивается сгибанием до выпрямления (как на фиг. а), а еще на опоре (к.к. 2—4) быстро сгибается до положения, естественно переходящего в полетную «щучку» (к.к. 4—6). Подчерк­нем, что было бы грубой ошибкой или наивностью полагать, будто раннее сгибание на опоре — всего лишь своевременная («ранним тем­пом») подготовка сгибания-разгибания в полете. В действительнос­ти это принципиально необходимое здесь управляющее действие, позволяющее выполнить упражнение; так, и только так возможно построить данное движение.

Добавим также, что в переворотах вперед отталкивание со сгиба­нием вообще может служить регулятором вращения. Например, очень мощный переворот вперед (без сальто, но, допустим, с особен-


но сложным поворотом в полете) также потребовал бы, во избежание излишней «крутки» и падения вперед, хорошо взвешенных контр­действий при отталкивании (28).

В заключение посмотрите на изображение одного давно (и на­прасно) забытого прыжка, который обычно называют «затяжным лётом». Действительно, это движение начинается действиями, похо­жими на традиционный «лёт» (137). Но отличия в том, что здесь замах выше (к. Г), а контрдействия на опоре (к.к. 1—2) не столь активны. В результате гимнаст вылетает вперед-вверх в положении вниз голо­вой с выпрямленным телом и с сильно замедленным вращением впе­ред (к.к. 3—5), так, что может показаться, будто его вообще нет, но оно — есть! Нарочито поднятая голова и некоторое прогибание тела могут создавать дополнительное впечатление движения «лётом» и «зависания». Однако во второй части полета (к.к. 5— 7) гимнаст все же быстро «складывается» и, форсируя тем самым вращение вперед, заканчивает движение как переворот вперед. Таким образом, это, на самом деле, вовсе не вариант «лёта», а разновидность переворота впе­ред сгибаясь-разгибаясь.

Итак, что такое «контртемп», содержащийся в рассмотренной нами технической форме переворота вперед — скрытый порок или достоинство? Ни то, ни другое или, если угодно, и то и другое. Ска­жем так: это — структурная особенность данных движений, которую следует учитывать и, если нужно, умело использовать в работе.

141. НАКАТ + КУРБЕТ + ГРУППИРОВКА

В большинстве гимнастических и подобных им упражнений одной из первейших проблем всегда была и остается «крутка», то есть—задан­ное программой вращение тела на опоре и, в особенности, в полете.

Опорные прыжки, как одна из ярких полетных форм движений, связаны с этой проблемой теснейшим образом. В особенности это относится ко всем суперсложным элементам, где самая главная зада­ча — «выкрутить». Впрочем, корректнее было бы сказать как—то так: вращаться ровно столько, сколько нужно, ни меньше, ни больше, то есть — уметь не только получать вращение, но и управлять им.

В свое время мы уже не раз касались этого кардинального вопро­са, но обратимся к нему еще раз на конкретном примере опорных прыжков.

Анализируя особенности вращения тела в этих упражнениях, нужно учитывать три решающих фактора, определяющих особенно­сти «крутки».


 




ПРЫЖОК _________________________________________________________

Первым из этих факторов мы назовем известный нам накат. Мы использовали его для характеристики вращений в соскоках с пере­кладины (20, 21) и в других сюжетах. Повторение это не случайно, так как физический смысл наката на перекладине, брусьях разной высоты и других видах точно такой же, что и в опорных прыжках. Только технически это действие осуществляется по-разному. Так, если на перекладине это исполнение разгонных оборотов или нара­щивание амплитуды махов, то в опорных прыжках (см. также акро­батику) это разбег, реализуемый в дальнейшем не только в перелете через снаряд, но и для получения вращения в опорных и далее в безо­порных фазах движения.

На рис. 124 схематически показано действие наката (I) в виде соче­тания разбега (а) с так называемым «перевернутым маятником» (б, в). Эффект «перевернутого маятника» заключается в том, что после по­ступательного перемещения, возникшего благодаря разбегу, то есть движения без вращения тела в целом, на тело гимнаста в опорных фазах накладывается связь с осью вращения. В результате, стремясь после разбега двигаться по инерции, тело гимнаста получает угловую скорость, направленную вперед.

Как нетрудно видеть, «перевернутый маятник» в опорных прыж­ках возникает и действует дважды: сначала тело гимнаста вращается вокруг мгновенной оси, проходящей через точку контакта ног с мос-


________________ 141. Накат + курбет + группировк а





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2186 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.