тиком (б), а затем, после первой полетной фазы — вокруг оси, возникающей в зоне опоры руками о коня (в).
Очевидно, что сам по себе этот механизм существовать не способен, нужно исходное движение, благодаря которому эффект маятника может сработать. Проще говоря, скорость вращения тела гимнаста, возникающая благодаря опоре ногами, а затем и руками о снаряд, прямо зависит от скорости разбега в его финальной части, при наскоке (128—130). Чем выше результирующая скорость, с которой гимнаст наскакивал на мостик, тем быстрее и последующая скорость вращения тела в полете. Это и есть накат, взятый в целом.
Другой механизм «крутки» в опорных прыжках, который мы уже прежде описывали и неоднократно комментировали, связан с груп-пированием тела (II). Действие этого механизма в полетных фазах опорных прыжков очевидно, и мы не будем его дополнительно освешать (г).
Однако есть и третий существенный механизм, влияющий на вращение, тоже нам известный. Это активные действия гимнаста на опоре, еще во время отталкивания руками (III). Возможности этого механизма мы рассматриваем на наиболее ярких примерах маховых и толчковых движений (20). Однако и в опорных прыжках он проявляет себя очень весомо. Достаточно указать на прыжок лётом (154), в котором при отталкивании руками «контровые» действия на опоре (типа курбета) позволяют изменить начальное вращение тела на противоположное. Эти действия издавна широко использовались в опорных прыжках, начиная с элементарных упражнений типа «разножек» и «схилок» (рис. 125-а).
ПРЫЖОК __________________________________________________________
Однако, возможны и действия, форсирующие ранее полученное вращение (б). Наиболее интересно такие действия выражены в прыжках типа «цукахара» (144) и «ямасита» (143), которые мы рас-смотриваем особо.
Можно спросить: какой же из трех приведенных факторов наиболее весом?
В современных условиях, когда гимнасты научились более мощно, смело и технично разбегаться и наскакивать на мостик, а вращение во второй полетной фазе все чаще выполняется с выпрямленным телом, роль наката определенно становится главенствующей, тогда как задача группирования в прыжках «прогнувшись» снимается по определению (если не считать, разумеется, вращений типа «роче» и т. п.).
Что касается действий при отталкивании руками, то следует помнить о тонких технических эффектах, которые также определяют успех прыжка, о чем уже говорилось выше (139) и еще будет сказано позже. И, разумеется, без соответствующих действий на опоре в принципе не возможно выполнить никакие «прямые» прыжки и им подобные.
Главное же — успеть максимально использовать все названные эффекты в каждом определенном прыжке, а не уповать, например, только на грубый «накат», как это часто бывает сейчас даже у самых лучших мастеров (если не у большинства!).
ИДЕЯ ЕСТЬ, НО...
Выше мы уже комментировали роль действий на опоре, влияющих на характер вращения тела гимнаста во второй полетной фазе опорного прыжка. И вот естественный вопрос: если можно радикально менять характер вращения за счет толчка руками, то нельзя ли получить тот же эффект еще раньше — при отталкивании с мостика ногами, благо ноги гораздо мощнее рук?
И в самом деле, есть ведь такие упражнения как сальто «ауэрбах», когда после толчка ногами тело исполнителя, смещаясь вперед, вращается назад. П очему то же самое не попытаться делать в опорных прыжках?
Примерно так, наверное, рассуждали и некоторые специалисты, обдумывая соответствующий тип опорного прыжка. Опережая события, появилась даже публикация33, в которой описывались та-
33 См. журнал «Теория и практика физической культуры» № 11 за 1997 г. 340
Идея есть, но...
кие прыжки, окрещенные авторами эффектным именем «кобра» (рис. 126)...
Действительно, что если вот так взять и — прыгнуть «коброй»? Прыжок был бы феерический и — с массой дальнейших возможностей развития, то есть — целый новый класс движений.
Но, увы... Идея эта, мягко говоря, некорректная.
Дело в том, что любые опорные прыжки, как нетрудно заметить, связаны с очень активным передвижением вперед, с разбегом. Ведь коня надо, все-таки, преодолеть, да и приземлиться за ним метрах в 2,5—3,0! Одновременное движение вперед и накат (141) являются в современных прыжках энергетической основой программного вращения тела в самом прыжке, тогда как в «кобре» — всё наоборот. Разбегаясь, нужно получить вращение плечами не в сторону снаряда (что было бы вполне естественным), а — в противоположном направлении. Для того, чтобы с помощью отталкивания о мостик, выполненного с «контртемпом», полностью преодолеть возникающее здесь вращение вперед, нужно было бы выполнять это движение в совсем других условиях, ну хотя бы так, как это бывает при отталкивании руками в прыжках лётом. Там гимнаст попадает на опору вовсе не в вертикальном положении, а под острым углом, в положении, близком к горизонту. Это не только существенно уменьшает нужный для приземления в «лёте» угловой путь при вращении назад, но и резко сокращает вращательный эффект наката; гимнаст натыкается руками на опору в положении, когда энергия наскока тратится не
ПРЫЖОК ________________________________________
столько на вращение вперед (рис. 127-а), сколько на амортизацию при столкновении тела с опорой (б). Аналогичные эффекты действуют и при наскоке на мостик, но с иным результатом: наскакивая на него в положении, близком к вертикальному {рис. 126, к.к. 1—3), исполнитель «кобры» будет подвергаться сильному инерционному напору, «сносящему» его вперед, по ходу движения, и непроизвольно возникающее при этом одноименное вращение нужно будет полностью перекрыть за счет отталкивания ногами при соответственно построенных маховых движениях свободными звеньями, рассчитан -ныхна вращение, разноименное перемещению (/с./с. 2—3). Поэтому, крайне наивно рассчитывать, что после традиционного наскока на мостик можно эффективно «закрутиться» назад.
Ожидаем здесь возражения энтузиастов «кобры»: а как же, скажут они, упоминавшееся сальто «ауэрбах», реально и без труда выполняемое на батуте, в прыжках в воду, на бревне и даже во фристайле? Да, да, подтвердим мы, выполняются. Но потому они и могут там делаться, что перемещение вперед во всех этих случаях всегда самое минимальное. Фактически все сальто «ауэрбах» выполняются «с места», с минимальным продвижением вперед, и накат, могущий здесь вызывать одноименное вращение, практически отсутствует. Но даже и в этом случае вращение по сальто в таких движениях — слабое, затрудненное. Видели ли вы когда нибудь двойное сальто «ауэрбах» (если это только не прыжки в воду, также практически без разбега и со временем полета чуть ли не 2 секунды!)? Ну, а уж сальто назад на
_____________ 143. Хорошо забытый хоро ш ий прыжок
лыжах во фристайле вообще нет смысла сравнивать с «коброй», поскольку механизм основного вращения там и там абсолютно разный: в «кобре» вращение (а по сути — контрвращение, а это всегда труднее!) должно было бы достигаться за счет отталкивания ногами от опоры и вопреки действию «перевернутого маятника» (141), а в сальто на лыжах оно совершенно естественным образом возникает даже помимо воли спортсмена, за счет скольжения по восходящей криволинейной горе отрыва (и абсолютно ничто не мешает при этом прыгуну добавить к такому движению активный компонент крутки, который дает отталкивание с маховой работой рук и туловища — как при сальто «с места»!).
В гимнастическом зале нечто похожее на «кобру» все-таки можно было бы сымитировать, прыгая, скажем, через коня с батута, то есть в условиях прыжкового комфорта и, опять-таки, с минимальным смещением вперед, но и здесь отталкивание руками было бы очень неуютное... Это, пожалуй, все, на что можно рассчитывать.