Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чайный сад –см. Японский сад




ЧЕРДАК – в русских садах XVII века открытая садовая бесед-ка, обычно опирающаяся на столбы.

ЧЕРНЫЙ САД – один из примеров монохроматического сада, пожалуй, самый сложный в устройстве. Это связано не только с довольно ограниченным ассортиментом растений, но и с психологи-ческим фактором. Конечно, черный цвет благороден, элегантен, изыскан, но в то же время несет оттенок глубокой грусти, утраты, печали, даже безнадежности и обреченности. Если к тому же учесть, что черными или близкими по тону должны быть и моще-ние, и малые архитектурные формы, и другие компоненты, решить-ся на создание черного сада может не каждый.

Следует помнить, что виды с темными листьями менее зимостой-ки, им подойдет солнечное и защищенное от ветра местоположение. Темные тона сужают пространство, но сад более теплый, уютный. Для черного сада подойдут как регулярный, так и свободный пей-зажный стили планировки. Несколько «разбавить» черные тона можно серыми, серо-зелеными и серебристыми оттенками.

Рекомендуемые виды и сорта:

• дельфиниум крупноцветковый (Delphinium grandiflora) сорт Черный ворон, лепестки темно-фиолетовые с широкой черной каймой;

• василек синий (Centaurea cyanea), сорт Black Boy с фиолето-во-черными цветками;

• хоста токудамы (Hosta tokudama) сорт Flavocircinalis цент-ральная часть листовой пластинки сине-фиолетовая, по краю голу-бая кайма;

• фиалка Витрока (Viola x wittrokiana), сорт Black Moon с чер-ными бархатистыми цветками, а у сорта Cassis такие же лепестки обрамлены тонкой белой каймой;

• шток-роза розовая (Alcea rosea) сорт Nigra – цветки махро-вые темно-фиолетовые;


• амарант хвостатый (Amaranthus caudatus) сорт Oesberg с по-никающими пурпурно-черными соцветиями;

• офиопогон плоскоголовый (Ophiopogon planiscapus) сорт Nigrescens с узкими линейными почти черными листьями;

• очиток большой (Sedum major) сорт Matrona;

• морозник восточный (Helleborus orientalis) сорт Blue Lady – лепестковидные чашелистики окрашены в темно-фиолетовый цвет;

• клен остролистный {Acer platanoides) сорт Faassen's Black на солнце листья имеют почти черный цвет;

• слива Писсарди (Prunus pissardii) – листья крупные насы-щенной черно- фиолетовой окраски;

• барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris) сорт Atropurpu-rea – на ярком солнце листья становятся почти черными;

• космея темно-красная (Cosmos atrosanguineus) – бархатистые черно-красные лепестки простых цветков;

• скумпия корригрия (Scumpia corrygria), сорт Purple – пур-пурно-черные листья создают изумительный фон для нежных ту-манно-розовых воздушных соцветий;

• чистяк весенний (Ficaria vernalis) сорт Brazen Heesse's – ли-стья блестящие темно- пурпурные.

ЧЕРТЕЖ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПОСАДОЧНЫЙ – рабочий чертеж проекта на объект озеленения, составленный обычно в масштабе 1:500, 1:250, предназначенный для выноса в натуру мест посадки деревьев, кустарников, травянистых цветочных растений, с указа-нием разрезов ям, траншей, размеров прикорневого кома, размера посадочных мест на посадочной ведомости.

ЧИНАМПАС САД – плавучий сад в Мексике, представляет ва-риант малых садов – это небольшой островок из ветвей деревьев и камыша, на поверхность которого насыпали грунт и высаживали растения.

«ЧОР-БАК» (четыре квадрата) – принцип планировки исламс-ких садов, широко применявшийся в Древней Персии и Индии. Для него характерны аллеи, выложенные плитами, которые пересе-кались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или было занято прудами и рос-кошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делили


на 4 более мелких квадрата, а каждый из них в свою очередь еще на четыре (рис. 115).

Рис. 115. Фрагмент сада Чор-Бак в Агре (по Ожегову)


Ш

ШАБЛОН – приспособление, с помощью которого переносятся с проекта в натуру рисунки цветников, проверяются поперечные ук-лоны поверхности дорожек и площадок.

ШАЛЕ – стилизованный под сельский домик садовый павильон в романтических парках XVIII века, который вносил в пейзаж пас-торальный оттенок.

ШАРОВИДНЫЕ РАСТЕНИЯ – часто карликовые сорта и виды хвойных деревьев, отличающиеся обильным ветвлением, начинаю-щимся практически от уровня почвы. Могут относиться как к дере-вьям, так и к кустарникам, обычно – результат селекции.

ШЛАМ – отходы производства глинозема, мелкие пористые уг-ловатые или окатанные камешки, фракцией до 10 мм розоватого или темно-красного цвета. Их используют для отсыпки дорожек, обозначения границ цветников.

ШПАЛЕРА – ряд густо посаженных деревьев, стриженных в стенку или на опоре, которой служит деревянная или металличе-ская решетка либо натянутая в несколько рядов проволока, при-крепленная к столбам.

ШРАБЫ –см. РОЗАРИЙ.

ШТАМБ – безлистная и очищенная от ветвей часть ствола от корневой шейки до первой скелетной ветви кроны. Как правило, штамбовые деревья формируют для аллейных посадок или исполь-зуют в качестве солитера. Высокие штамбы могут иметь плакучие, зонтичные, шаровидные кроны.

Создать штамбы можно специальной обрезкой (лавр, мирт, сам-шит, биота) либо прививкой кустарника на штамб близкородствен-ного вида. При удалении дочерних побегов оставляют наружную почку (рис. 116). Чаще всего для получения штамба используют красивоцветущие виды и сорта, так как в этом случае крона лучше освещена и цветение более продолжительное и эффектное/Можно формировать штамбы и из плодовых культур.


Рис. 116. Формирование штамбаканделябровидная обрезка (х) с сохранением наружной почки

Для поддержания формы кроны у таких растений обязательно необходимо проводить обрезку и в первую очередь удалять появля-ющиеся из спящих почек волчки.

Штамбовые растения известны достаточно давно, многие из них имеют вековую и более историю. Так, например, вяз шершавый (Ulmus scabra) был получен в виде штамба в начале XIX века, а ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior, f. pendula) известен в Анг-лии с середины XVIII века.

Эффектно выглядят штамбовые ива пурпурная (Salix purpurea), карагана древовидная (Caragana arboresctns) сорт Walker, розы, бо-ярышник однопестичный (Crataegus monogyna), ива ползучая (Salix repens). Весьма интересные штамбы получаются у махровых сортов боярышника – крона приобретает чашевидную форму.

Штамбами украшают патио, обозначают вход в дом или на ве-ранду, устанавливают в центре мощеных площадок. Используя не-сколько различных форм разновысоких штамбов с шаровидной или плоской кроной, можно получить неожиданные сочетания.


Э

ЭКЗОТАРИЙ – участок сада или парка, на котором создается временная открытая композиция тропических экзотов из коллек-ции оранжерей.

ЭКЗОТЫ – растения, ввезенные и в диком виде в данной мес-тности не произрастающие, обычно характеризуются высокими декоративными качествами. Они выступают в качестве дополне-ния, обогащающего парковую флору, но редко становятся ее ос-новой.

ЭКЛЕКТИКА – стиль в архитектуре, живописи, дизайне, са-дово-парковом ландшафте, соединяющий признаки многих пред-шествующих стилей. Обычно это смешение разных художествен-ных стилей, композиционных приемов и форм, которое происхо-дит без учета характера местного ландшафта, внутренней логики построения ансамбля. Необходимо отличать эклектику от эклек-тизма второй половины XIX века как осознанной попытки осво-бодиться от стилевых схем классицизма и свободного обращения к другим периодам исторического наследия. Тем не менее эклек-тика стала основным стилем XX века и продолжает сохранять свои лидирующие позиции на рынке услуг ландшафтных архи-текторов.

ЭКСПЛИКАЦИЯ - 1) свод пояснений к системе условных знаков, содержащих сжатую информацию об используемых для озеленения растениях; 2) условное изображение на плане распо-ложения всех элементов озеленения с указанием сторон света, делается в цветном и черно-белом вариантах; 3) перечень видов и сортов, используемых растений, прилагающийся к плану их раз-мещения.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ЦВЕТНИКИ – моносады: г еогинарии, ро-зарии, сирингарии, тюльпанарии, пионарии, или специальные сады сезонных эффектов, например непрерывного цветения (см. со-ответствующие статьи).


ЭКСПОЗИЦИЯ СКЛОНА – направление уклона к соответствую-щей стороне света, склон северной или южной экспозиции. Опреде-ляется с помощью компаса.

ЭКСПРЕСС МНОГОЛЕТНИКИ – многолетние, главным образом травянистые растения, которые зацветают в первый год жизни, на-пример монарда двойчатая – сортосмесь Панорама.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛАНДШАФТА – различные формы географичес-ких объектов, такие как горные хребты, овраги, балки, холмы, лен-ные массивы, реки, озера и т. д.

ЭЛЕМЕНТЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ – деревья, кустарники, лианы (по-саженные одиночно, в группах, массивах, рядах), цветники, газо-ны, группировки различных травянистых растений, каменистые участки, контейнерные растения, используемые для оформления озеленяемой территории.

ЭЛЕМЕНТЫ ПАРТЕРНЫХ ЦВЕТНИКОВ – сложные рисунки, использующиеся для создания торжественных цветочных партеров, представлены следующими видами:

аграф – стилизованный растительный мотив, применявший-ся в оформлении садовых партеров XVII-XVIII вв., обычно имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки, расположенной у края партера (рис. 117.1);

волюта – архитектурный мотив в форме спирального завит-ка с кружочком-«глазком» в центре (рис. 117.2); )

вороний клюв – слегка изогнутый конусовидный орнамент (рис. 117.3);

зерна – небольшие округлые группы в орнаменте (рис. 117.4);

крестоцвет (флерон) – декоративная деталь, завершающая вимперги (высокий декоративный остроконечный фронтон) и пи-накли (декоративные башенки) в архитектуре готики, имеет вид стилизованного цветка с крестообразными боковыми ответвления-ми (рис. 117.8);

•■'- пальметта – стилизованный пальмовый лист (рис. 117.5);

розетта – орнамент, напоминающий стилизованный цветок розы (рис. 117.6);

слезинки – ряд постепенно уменьшающихся в диаметре ок-руглых орнаментов (рис. 117.7);


Рис. 117. Элементы цветочных партеров:

1аграф; 2 - волюта; 3 –в ороний клюв; 4зерна;

5пальметта; 6розетта; 7 –с лезинка; 8флерон; 9усики

усики – орнамент напоминающий валюту, но более тонкий (рис. 117.9).

В размещении элементов рисунка существовали определенные за-кономерности: ветви пальметт, розетт и пр. выходили из аграфов и волют, расположенных у краев партера, и из флеронов и картушей в середине, к основным элементам относили аграф, волюту, воро-ний клюв, флерон, пальметту, розетту, к вспомогательным– сле-зинки, усики, зерна.

ЭПИФИТ – растение, которое поселяется на других растениях, обычно не причиняя им вреда, так как использует их лишь как опору, придаточные корни – прицепки эпифитов – в отличие от гаусторий паразитических видов не проникают глубоко в ткани ра-стения-опоры.

ЭРМИТАЖ – постройка, расположенная в глубине парка, вда-ли от дворца или главного дома усадьбы и предназначенная для


уединенного отдыха, размышлений. Первоначальный смысл – мес-то обитания отшельника: В XVIII веке эрмитаж использовался для встреч, размещения коллекций и т. д.

ЭСКИЗИРОВАНИЕ – разработка эскизных вариантов проекта, на которой в общем виде представлены все проектируемые элемен-ты благоустройства и озеленения, выполняются в черно-белом или цветном вариантах на кальке, офсетной бумаге или ватмане в мас-штабе 1:1000.

На отдельные элементы благоустройства и композиционные узлы выполняются перспективные рисунки или приводятся аналогичные наглядные примеры (фото и видеоматериалы).

ЭСПЛАНАДА – широкое незастроенное пространство перед об-щественным зданием на площадях, в крупных парках. На эсплана-де устраиваются партеры, широкие аллеи с фонтанами и скульпту-рами.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ) САДЫ1) современ-ные сады, главным образом при частных владениях, которые несут определенные признаки, характерные для данной страны или реги-она, например, американский сад, голландский сад, немецкий сад и т. д. (см. соответствующие статьи); 2) сады, классифицируемые по определенному региону земного шара, наиболее известны японс-кие, скандинавские, мавританские сады.

А. Регель предложил термин «исторический сад», подразумевая национальный характер садов, преобладание в них отличительных черт местного характера: «...Французский сад не похож на итальян-ский, голландский на немецкий, индийский на турецкий».

ЭФЕМЕР – однолетнее растение, отличающееся очень корот-ким, как правило, весенним жизненным циклом, который оно ус-певает пройти в благоприятных условиях: крупка (Draba), фиалка полевая (Viola arvensis). Завершается этот период образованием семян.

ЭФЕМЕРИДЫ – временные легкие, часто разборные или пере-носные конструкции в парках XVIII века, рассчитанные на иллю-зорное и мимолетное впечатление (палатка, изображающая камен-ную постройку, пешеходный мостик из живых деревьев, летние те-атры, расписанные под каменную кладку, пасущиеся овцы в каче-стве живой декорации).


ЭФЕМЕРОИД – многолетнее растение, характеризующееся не-продолжительным периодом цветения и ежегодной вегетации, и надземные органы которого живут краткий период времени (от не-скольких недель до 1-2 месяцев), а затем отмирают. Подземные органы с почками возобновления (луковицы, клубни, клубнелуко-вицы, корневища) сохраняются в почве. Новые надземные побеги появляются на следующий год, например, сцилла сибирская – Scilla sibirica.


Я

ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ – растения, вырабатывающие токси-ческие вещества (фитотоксины), даже в незначительных количе-ствах вызывающие повреждение систем, органов или гибель чело-века. Фитотоксины могут содержаться в различных органах: побе-гах, плодах, семенах или выделяться в окружающую среду.

В то же время многие из растений, относящихся к группе ядови-тых, обладают несомненными декоративными достоинствами и ши-роко применяются при создании композиций, садово-парковых ан-самблей и т. д.

К ним относятся:

• тис ягодный {Taxus baccata) – ядовиты надземная часть и семена;

• безвременник осенний (Colchicum autumnale) – ядовито все растение, особенно луковицы и семена;

• белокрыльник болотный (Calla palustris) – все растение, осо-бенно ягоды и корневища;

• аконит (борец) джунгарский (Aconlt soongaricum) – все расте-ние, и даже мед, собираемый с цветков этого вида;

• гледичия трехколючковая (Gleditsia tridcanthus) – ядовиты молодые распустившиеся листья;

• дурман обыкновенный (Datura stramonium) – все растение, и особенно семена;

• клещевина обыкновенная (Ricinus communis) – ядовиты се-мена;

• ландыш майский (Convollaria majalis) – все растение, и осо-бенно плоды;

• луносемянник даурский или «амурский плющ» (Minispermum dauricum) – все растение, особенно подземная часть;

• мак снотворный {Papaver somniferum) – ядовито все расте-ние, максимальная концентрация токсинов в стенках незрелых пло-дов-коробочек (рис. 118);

• мордовник обыкновенный (Echinops ritro) – ядовиты семена;


Рис. 118. Мак снотворный

• мыльнянка лекарственная (Saponaria officinalis) – ядовито все растение и особенно подземные части;

• наперстянка крупноцветковая {Dygitalis grandiflora) – ядо-вита надземная часть, особенно листья;

• переступень белый (Brionia alba) – ядовиты все части, особен-но плоды; лиана, часто используется для вертикального озеленения;

• ясенец кавказский (Dictamnus caucasicus) – это растение ча-сто называют «неопалимая купина» за вспыхивающее при малей-шей искре облачко эфирных масел, выделяющееся листьями и цвет-ками, в то же время в жаркий день можно получить сильный ожог кожи при близком контакте с растением.

• жимолость татарская (Lonicera tatarica) – ядовиты плоды;

• горицвет весенний (Adonis vernalis) – ядовито все растение, особенно подземная часть.

ЯПОНСКИЙ САД – один из наиболее древних и в то же время наиболее востребованных в настоящее время типов садов. История его насчитывает не одну сотню лет.


Для японских садов как традиционных произведений садово-паркового искусства характерно символическое воспроизведение природы на небольших пространствах, тонкая прорисовка дета-лей, создающие у посетителей определенное состояние созерца-тельности.

Исторически сложились три основных типа японских садов: пей-зажный, символический и сады чайной церемонии.

Основная идея японского сада – приближение к природе, созер-цание, любование, наслаждение ею. В саду можно не только отды-хать, но и думать, мечтать, беседовать с богами. При этом любова-ние – это не просто наблюдение – «смотрение», но обязательное переживание, острое восприятие окружающего пространства всеми чувствами – зрением, слухом, обонянием и даже осязанием. Япон-цы уверены, что в природе уже заложено все – и красота, и разум-ность, и духовность. Остается лишь все это открыть и понять, не переделывая при этом природу кардинально.

Большинство японских садов, особенно современных, – это ма-лые сады, устроенные на сложном рельефе. Сад «входит» в дом, благодаря объединяющим элементам, таким как раздвигающиеся стены или веранды. Сад – живописное многосюжетное полотно и взору проходящего по прихотливым извилистым дорожкам посети-теля постоянно открываются новые и новые пейзажи.

Цветовая гамма японского сада очень спокойна – это все оттен-ки естественных красок природы: голубой и его тона – от неба, черный и коричневый – от земли, зеленый – от растений.

Звук в японском саду используется еще более изощренно, неже-
ли в европейских. Его гипнотическую ауру создают не только ру-
чьи, каскады, водопады, но и журчание ручья, шелест стекающих
по широким банановым листьям потоков дождя, монотонный стук
капель о жесткие листья вечнозеленых растений, ритмичное посту-
кивание бамбуковой палочки по камню. *

Для многих символом японского сада является тип плоского ка-менистого сада, великолепным образцом которого является сад мо-настыря Реандзи (Ройан-джи) в древней столице Киото, в котором на просторной усыпанной песком площадке установлены 15 кам-ней. Поверхность песка напоминает волны моря. Почти со всех то-чек обзора одновременно можно увидеть лишь 14 камней и суще-


ствует поверье, что человек, который увидит все камни, будет счас-тлив и спокоен.

Камень – один из основных героев японских садов, камни несут не только декоративную нагрузку, но имеют и символический смысл, они объединяются в группы строго определенным образом (цв. вклейка фото 111). В японских садах выделяют 138 различных видов камней, в том числе озерные, речные, камни-тропинки, ле-жачие, делящие поток и т. д. Существует особое искусство расста-новки камней – сутэиси, подчиняющееся определенным правилам. Так, расположение камней в группе не произвольное, но осуществ-ляется по законам каттэ – сильной или хигаттэ – слабой руки.

Самый подвижный элемент японского сада – вода, она создает характер и настроение сада. Водопады в японских садах чрезвычай-но многообразны, выделяется по крайней мере десять их возмож-ных форм, в том числе:

• скользяще-падающий – стекает по поверхности скалы;

• падающий, как сплошное полотно;

• падающий нитью;

• падающий двумя струями;

• падающий с одной стороны и др.

Свободные пространства в японском саду создают перспективу, являются плоскостями для восприятия вертикальных композиций или сами играют роль декоративных элементов, особенно, если по-крыты галькой, песком, мхом.

Ассортимент растений весьма невелик и бесспорный приоритет принадлежит деревьям, в первую очередь хвойным, и кустарникам, в меньшей степени травянистым цветущим растениям. Это сосны, можжевельники, клен манчьжурский и зеленокорый, краснолист-ный, яблони, папоротники, хосты, ревень, роджерсия, лабазник, бузульники, хризантемы, ирисы, рододендрон.

Совершенно особый тип японского сада – сад чайной церемонии. Попадая в него, человек освобождается от приземленных материаль-ных забот, очищает душу. Сад – барьер, граница материального и духовного миров, отличающихся специфическими правилами, зако-нами, нормами. Пожалуй, как ни в каком другом, именно здесь по-является множество специфических малых архитектурных форм, в первую очередь связанных с подготовкой к чайной церемонии:


• сосуды для омовения;

• тсукубаи – каменный водный бассейн, по форме напоминаю-щий бочку, высотой 20-50 см, обычно их располагают на неболь-шой низкой площадке, перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада;

• шиши-одоши или оленье пугало – качающаяся бамбуковая труба, в один конец которой наливается вода, и он под ее тяжестью опускается, вода выливается, и другой более тяжелый конец падает и, ударяясь о камень, издает четкий громкий звук;

• и, конечно, многообразные фонари от небольших ока-гата, ко-торые располагаются на краю пруда, до внушительных тачи-гата, высотой до 1,5 м; около водоема часто устанавливают фонари яки-ми-гата – кажущиеся покрытыми снегом, они имеют круглую или квадратную крышу, а в основании каменные или бетонные подстав-ки для светильников (цв. вклейка фото 112).

При создании японского сада европейцам следует помнить, что чаще всего он будет японским лишь по форме, но не по духу.

ЯРУСНОСТЬ – 1) расчлененность растительного сообщества по вертикали на достаточно четко отграниченные горизонты, слои, ярусы, пологи и др. структурные или -функциональные толщи, обычно деревья составляют верхний ярус композиции, кустарни-ки – второй, а травянистые растения – третий; 2) в ландшафтной архитектуре – условное разделение любой композиции на три яру-са: нижний, находящийся практически на уровне почвы, средний – на уровне глаз наблюдателя, верхний – выше линии горизонта.


ЛИТЕРАТУРА

Аксенов Е.С., Аксенова НА. Декоративные растения // Энцикло-педия природы России. Т. 1. Деревья и кустарники. М.: Изд-во ACT, 2002. – 457 с.

роговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. Учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. – 223 с.

Бондорина И. Плакучие формы – новый фасон // Сад своими руками. 2001. № 12. С. 26-29.

Ващенко М. Мавританский газон // Цветоводство. 2002. № 2. С. 9.

Великапова М. Мечты пурпурного цвета // Ландшафтный ди-зайн. 2003. № 4. С. 38-42.

Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград. Садово-парковое искусст-во России (от истоков до начала XX века). М.: Культура, 1996. – 431с.

Вергунов А.П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. – 407 с.

Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проекти-рование. Уч. пособие для вузов. М.: Высшая школа. 1991. – 240 с.

Вермейлен Нико. Однолетние цветы. Иллюстрированная энцик-лопедия. М.: Лабиринт Пресс, 2000. – 320 с.

Вечнолюбимые вечнозеленые // Мой прекрасный сад. 2004. № 12. С. 12-16.

Витвицкая М.Э. Планировка и дизайн садового участка. – М.: Гамма Пресс, 2000. 2003 – 190 с.

Вишнякова СМ. и др. Экология и охрана окружающей среды. Толковый терминологический словарь. М.: Изд. Дом Всемирный следопыт, 1998. – 480 с.

Власов ВТ. Изобразительное искусство: Большой энциклопеди-ческий словарь. В 8 т. Т. 1. СПб.: Лига, 2000. – 864 с.


Воробьев Б. Живая изгородь вокруг участка // Флора. 1998. № 5. С. 20-24.

Вронская А. Модерн в живом исполнении // Ландшафтный ди-зайн 2003. № 4. С. 38-42.

Вяткин А., Кайгородова Е. Хоста – жемчужина тенистого сада // Цветоводство 2004. № 5. С. 32-33.

Гагарина Т. Коврики на почве // Флора. 2003. № 1-2. С. 36-40, №3. С. 32-36.

Галактионова Ю. «Зашифрованные садики»// Ландшафтный дизайн. 2004. № 4. С. 24-25.

Галактионова Ю. Лабиринт садовника // Ландшафтный дизайн. 2004. № 2. С. 38-42.

Ганнибал Б.К. О некоторых «парковых» понятиях в связи с со-хранением и использованием старых парков // Усадебные парки русской провинции. Проблемы сохранения и использования. Мате-риалы Всероссийской научной конференции 9-11.10.2003 г. –Ве-ликий Новгород, 2003. С. 143-148.

Голиков К. Богатая палитра маленьких ирисов // Цветоводство 2004. № 5. С. 60-63.

Голиков К. Пионы в ландшафте сада // Цветоводство. 2003. № 6.
С. 36-37.

Горохов В. А. Городское зеленое строительство. М.: Стройиздат, 1991. – 410 с.

Гocmeв В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков. М.: Стройиздат, 1991. – 340 с.

Декоративное садоводство. М.: Колос, 2000. – 320 с.

Декоративное садоводство и садово-парковое строительство. Киев: Будiвэльник, 1985. – 182 с.

Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Архитектура-С», 2003. – 208 с.

Дубров В. Пионы из Японии // Цветоводство. 2003. № 3.
С. 24-25.

Жеребцова Г. Живые изгороди. Теория и практика // Цветовод-ство 2002. № 2. С. 20-23.


Литература

Жеребцова ГЛ. Обрезка деревьев. // Цветоводство. 2004 № 6. С.28-31.

Жирное А.Д. Искусство паркостроения. Львов: Вища школа. 1977. – 208 с.

3алеская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М.: Стройиздат, 1979. – 237 с.

Захарова Е. Выбор колористического решения // Цветоводство.
2002. № 4. С. 34-37.

Иванова ИЛ. Декоративное садоводство. – М.: ЭКСМО-Пресс: изд-во «ЛИК Пресс», 2000. – 288 с.

Игнатов М. Эти загадочные и прекрасные мхи... // Ландшафт-ный дизайн. 2001. № 3. С. 57-62.

Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ланд-шафтной архитектуры. Л.: Стройиздат, 1993. – 160 с.

Калюжнюк Г. Ночь. Сад. Фонарь. Аллеи // Ландшафтный ди-зайн. 2001. № 5. С. 50-55.

Клоницкая Е. Декоративный огород // Цветоводство. 2003. № 3. С. 32-33.

Койсманн Т. Колоритные персоны // Ландшафтный дизайн.
2004. № 1. С. 65-71.

Краткий справочник архитектора. Киев: Будiвэльник, 1990. – 334 с.

Куклина А. Тайные браки заключаются в садах // Ландшафтный дизайн. 2003. № 3. С. 60-64.

Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искус-ства. Петроград: Изд-во т-ва М.О.Вольф, 1916. – 752 с.

Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых сти-лей. Л.: Наука, 1982. – 342 с.

Мак-Кой П., Ивелей Т. Практическая энциклопедия Ландшафт-ный дизайн. М.: Росмэн, 2001. – 512 с.

Малахова Т.И. Философский анализ садово-парковой культуры. Автореф.... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001. – 28 с.

Марченко А....И лилий отраженье в зеркале воды // Ландшафт-ный дизайн. 2001. №3. С. 51-56.


Марченко А. Цветы на воде // Ландшафтный дизайн 2003. № 4. С. 53-57.

Мишин С.А. Современное планирование и дизайн садового участ-ка. – СПб.: Регата: Литера. – 2002. 384 с.

Мулкиджанян Я.И., Соколова ТА. Древесно-кустарниковые пи-томники и основы дендрологии. М.: Агропромиздат. 1989. – 207 с.

Неухоженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ланд-шафтной архитектуры. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 192 с.

Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство. 1975. – 294 с.

Николаевская ЗА. Садово-парковый ландшафт. ИГ.: Стройиздат, 1989. – 340 с.

Новицкая Г. Декоративные хвойные // Цветоводство. 2003. 4. С. 28-31.

Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М.: Стройиз-дат,1993.-238с.

Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР. М.: Выс-шая школа, 1990. – 272 с.

Павленко Л.Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. Рос-
тов-на-Дону: Феникс, 2005. – 192 с.

Палентреер С.Н. Ландшафтное искусство. М.: Росвузиздат, 1963. – 134 с.

Палентреер С.Н. Ландшафты лесопарков и парков. М.: Лесная промышленность, 1968. – 120 с.

Пойкер X. Культурный ландшафт: формирование и уход. М.: ВО Агропромиздат, 1987. – 176 с.

Растительная жизнь русской крыши // Флора 2004. № 12. С. 21-23.

Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. Истори-ко-дидактический очерк. СПб.: Издание Г.Б. Винклер, 1896. – 447 с.

Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1988. – 319 с.


Литератур»

Рубина Л. Листва в полоску и горошек // Ландшафтный дизайн 2004. № 4. С. 55-62.

Рубцов Л.Л. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Справочник. Киев: Наукова Думка, 1977. – 272 с.

Сады в эпоху сентиментализма // Ландшафтный дизайн. 2003. № 3. С. 37-40.

Сирень. Краткие итоги интродукции. М.: Наука, 1974. – 120 с.

Сычева А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн. Эстетика дета-лей городской среды. Минск: Вышейшая школа, 1984. – 125 с.

Теодоронский B.C., Белый А.Л. Садово-парковое строительство и хозяйство. М.: Стройиздат, 1989.– 352 с.

Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

Третьякова В. Ландшафтный дизайн, сад, цветник. Цветы в доме. М.: Терра, 1998. – 288 с.

Улейская Л. Вертикальное озеленение. М.: ЗАО «ФИТОН», 2001.– 224. с.

Уолкер Дж. Миллион цветов для вашего сада. – М.: НИОЛА 21 век – 2002. – 198 с.

Федорова Н., Савельева Г. Розы-ретро // В мире растений. 2004. №9. С. 18-20.

Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя. М.: Выс-шая школа, 1995. – 336 с.

Фишер Сью. Палитра сада. М.: Кладезь-Букс, 2004. – 144 с.

Френкина Т. Классификация роз, как руководство к действию // Цветоводство 2003. № 5. С. 12-13. № 6. С. 14-16. 2004. № 2. С.14-15.

Френкина Т. Цветущие изгороди // Цветоводство, 2002. № 3.
С. 23-25..

Хаберер М. Атлас многолетников. М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003. – 189 с.

Хаберер М. Атлас растений для клумб и балконов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 128 с.


Хаукрофт X. и др. Природный камень в саду. М.: Интербук-бизнес. 2002. – 95 с.

Хоффмайстер К. и др. Декоративные злаки. М.: Интербук-биз-нес. 2002. – 91 с.

Черкасов М.И. Композиции зеленых насаждений, М.: Изд-во Мин-ва коммунального хозяйства СССР, 1960. – 344 с.

Черкасов М.И. Эстетика ландшафтной архитектуры. М.: Строй-издат, 1976. – 61 с.

Черняева Т. В краю дремучих трав // Ландшафтный дизайн. 2004. № 2. С. 30-37.

Шатохина Н. Форэскиз – начало проекта // Флора, 2003. № 1-2. С. 30-32.

Шумахер О.В. Дизайн участка. М.: Вече, 2003. – 176 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.